Мастер-класс в доме Ошуркова.
26.02.2017 533 0 0 guriny

Мастер-класс в доме Ошуркова.

---
0
В закладки
   16 февраля мы проводили берестяной мастер-класс в Центре традиционной культуры Среднего Урала. В доме Ошуркова. Центр изредка приглашает нас на подобные мастер-классы. Предыдущий наш мастер-класс в этих стенах был детским. На фестивале "Данилушка" в марте прошлого года. Дети учили детей. Мастер-класс проводила наша ученица Юля Громова. 
     А  этот был для педагогов. Центр рассылает объявления по разным городам и весям Свердловской области. И если кого из педагогов заинтересует, то он может откликнуться и приехать в Екатеринбург, чтоб научиться чему-нибудь новому и полезному. 



      Педагогов в этот раз приехало 14 человек из самых разных уголков области. Почему-то в этот раз было много людей издалека. Из Байкалово или из Таборинского района. Таборы - это чуть ли не  самая дальняя точка Свердловской области, ехать до которой надо больше восьми часов на автобусе. Оттуда до Тюмени куда ближе, чем до Екатеринбурга.



    Мастер-класс был рассчитан примерно на пять часов. За это время нам нужно научить людей основам довольно-таки непростого дела - резьбы по бересте. В этот раз мы замахнулись на сложное, на довольно большую берестяную птицу с резным узором.
    Мастер-класс требует серьёзной домашней подготовки, в основном подготовки материала. Нужно расслоить довольно много бересты для того, тобы участники выполняли на ней резьбу. Мы конечно объясняем педагогам, что у нас в мастерской дети расслаивают бересту сами. Но дети во времени не ограничены. Если  и тут дать участникам мастер-класса расслаивать бересту самостоятельно, то пяти часов окажется мало. Вторая часть подготовки к мастер-классу - это заточка десятков разных резцов и ножичков.
     Конечно педагоги охотнее стали бы делать из бересты туески. Но это сложно технически. За весь период нашей педагогической деятельности мы проводили мастер класс по туескам только два раза. Один раз в Красноуфимске, и ещё один раз в Верх-Нейвинске, на базе "Благого дела". И оба раза мастер-класс растягивался на два дня. Главная сложность - это подгонка деревянных частей - донышка и крышки. Если нет токарного станка, то это дело становится почти невозможным.
     Поэтому делаем птицу. Сначала педагоги переводят очертания резьбы через копирку. Эскизы каждому розданы. Три варианта на выбор. Потом нужно обрезать заготовку по контуру. Закруглённый край вырубается полукруглым резцом.



После чего наступает время резьбы. Иногда люди режут всё сразу, иногда сначала лёгкие элементы, потом потруднее.



    После резьбы начинается этап не менее важный - мытьё заготовок. Дома мы часто обходимся без него. Рисуем узоры карандашом, а от карандаша грязи немного. Иное дело копирка. От неё вся береста чёрная. И когда режешь, то растираешь эту чёрную грязь копирки по всей своей заготовке. Стереть копирку можно или растворителем, или мокрой резинкой. Поэтому каждому приходится идти к умывальнику и тереть свои заготовки, смывая грязь.
    Затем наступает этап тиснения. Тиснение дополняет берестяную резьбу разными прожилками, точками, чёрточками. Кстати каждая птица состоит из девяти частей. И каждую из них нужно вырезать, украсить, промыть, сделать тиснение и прорубить декоративные отверстия.



    А мы, когда у нас выдаётся спокойная минутка, разглядываем экспонаты, выставленные в небольшом зале Центра. Тема экспозиции - старинные осветительные приборы и приспособления. И старые фото. Вот семья зажиточных екатеринбуржцев начала 20-го века. Кто они? Чиновники, купцы, инженеры, студенты? Вроде бы и богатая обстановка, но  деревянные стены ничем не прикрыты. Почему? Зато на полу шкура барса. Барсы на Урале не водятся, значит везли его из какой-то дальней дали, и стоил это "коврик для ног" очень дорого.



    А это декоративный светильник в виде кремлёвской башни. У нас есть подобная штучка в виде Невьянской башни, только гораздо скромнее и без подсветки. Кстати все экспонаты кроме фотографий были привезены из Невьянска и Ирбита. Экспонатов много - это и светцы, подставки для лучин, и керосиновые лампы, церковные лампадки всех размеров. Правда хороших фото всего этого великолепия сделать не удалось, да и некогда было.



Творческий процесс идёт.



Мы ходим между столами. Кому-то подаём ножичек, кому-то помогаем.



А когда всё готово, элементы птицы нужно слегка окрасить морилкой и склеить.





    Последний штрих - вырезание цветочков. Хорошо, когда под руками оказалась машинка для вырубания цветочков из бумаги. Тонкую бересту она рубит хорошо, а вот с берестой чуть потолще уже не справится. Эта машинка, случайно оказавшаяся в нашем распоряжении, спасла многих от  печальной необходимости вырубать цветочки резцом. Правда "машинные" цветочки крупные, но внешний вид птиц совершенно не портят.



И вот уже всё больше и больше появляется готовых птиц счастья. Их подвешивают на нитки.



    Вот и всё, пятичасовой  мастер-класс подошёл к концу. Все педагоги сделали по берестяной птице, хотя это и было непросто. Все устали, но довольны. А под конец небольшая и слегка грустная история, рассказанная кем-то из педагогов.
-Дети-то у нас редко хотят делать что-то руками. Им всё больше Лего нравится и робототехника.
-И у нас - соглашаемся мы.
-И вот однажды мы уговорили одного мальчика, чтоб он пошёл к мастеру и научился у него работать с берестой. Хоть немного. У нас есть в посёлке такой мастер.
-А как вы его уговорили?
-Да уговорить-то его было несложно, это мой племянник.
-А дальше что было- интересуемся мы.
-Племянник пришёл от мастера злой как собака. И вдруг говорит мне: "Я всю вашу бересту сожгу!"
-Ой.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]