Боеприпасы Гражданской войны в США
---
Пушки Парротта и снаряды к ним
Пока Союз был верен принципам, мы были братьями;
но как только эти предатели с Севера покусились на святое, на наши права,
мы гордо подняли наш милый сердцу синий флаг с единственной звездой.
Гарри Маккарти. Милый сердцу синий флаг
Оружие из музеев. Статьи по теме артиллерийского вооружения армий Севера и Юга эпохи Гражданской войны в США определенно вызвали интерес аудитории «ВО». Многие предлагали варианты ее продолжения, прямо указывали на интересные системы, появившиеся в то переломное время.
Орудие не существует само по себе. Ему всегда требуются боеприпасы. Хотя в отдельных статях цикла о некоторых из них рассказывалось, очевидно, что некая обобщающая эту тему статья просто необходима. А раз необходима, значит, пришло время появиться ей на свет!
Вот таким коротким горным гаубицам вряд ли были нужны нарезные снаряды. Они и старыми гранатами стреляли хорошо!
Итак, боеприпасы к пушкам переходного периода: от гладкоствольных «Наполеонов» к нарезным орудиям Уитворта, Парротта и Гриффена.
Это было время, когда новое стремительно наступало, хотя цель у этого «наступления» была самая что ни на есть варварская – убить как можно больше людей и с большей, чем до этого, эффективностью. Как известно, к 1861 году гладкоствольные орудия повсеместно достигли совершенства. Артиллерийские расчеты были так натренированы, что каждые 30 секунд производили один выстрел. Вот только дальность стрельбы у самых массовых по тому времени полевых пушек была относительно невелика, а ассортимент снарядов мал.
На этом фото очень хорошо видно, каким образом (при помощи трех металлических лент) чугунные ядра крепились на деревянных поддонах, игравших роль пыжа
Использовались цельнолитые чугунные ядра, которыми стреляли по укреплениям и массам конницы и пехоты, разрывные гранаты – те же «ядра», но отлитые пустотелыми и имеющими отверстие для запальной трубки, и картечь – полотняные емкости с пулями, для поражения противника на близком расстоянии. Как правило, «пули» (картечины) были крупнее ружейных, и тем крупнее, чем больше был калибр орудия. Самые крупные пушки применяли гранатную картечь, хотя она и была дорогой – связки из малогабаритных гранаток с фитилями, которые сначала поражали противника ударной силой, а затем рвались у него под ногами. Но «удовольствие» это было дорогое. Сложно было связать их в связку из нескольких рядов таких вот картечин. К тому же 40-мм гранат в 90-мм орудии в одном ряду было всего лишь четыре. Укладывались они в три ряда, то есть из ствола вылетало… всего 12 картечин.
А вот здесь хорошо видны картечные выстрелы для орудий крупного калибра. Примерно также выглядела и гранатная картечь
Были недостатки и у разрывных ядер. Они давали неравное количество осколков. Например, чугунная граната как-то раз разорвалась под брюхом коня Алкида, на котором сидела легендарная кавалерист-девица Надежда Дурова и… хоть бы что! Свист осколков она услышала, но ни один не попал ни в нее, ни в ее коня, хотя цель была совсем не маленькая! От удара о каменную стенку гранаты нередко раскалывались, а взорваться не успевали. Придумали отливать их со стенками разной толщины, но у таких ядер, летевших более тяжелой частью вперед, разрывалась на осколки лишь тонкостенная задняя часть. Вернулись к равностенным гранатам, но «с приливом», то есть в одном месте стенку делали толще. И это сработало, в том смысле, что ударное действие таких гранат возросло, но… их стало сложнее отливать и они потребовали больше металла. Словом, куда ни кинь, всюду клин!
«Граната с приливом»
Вот почему уже первые нарезные орудия были восприняты с такой радостью. Продолговатые снаряды, вращающиеся в воздухе, летели дальше, точнее, били сильнее, а, кроме того, содержали больший пороховой заряд, к тому же формировали более выгодное осколочное поле. Весь вопрос теперь был в том, чтобы снаряд в нарезной ствол входил бы легко, а вот обратно… выходил, вращаясь по сделанным внутри него нарезам. На крупнокалиберных морских орудиях на снарядах стали делать выступы-нарезы, совпадавшие по профилю с нарезами канала ствола. А вот что было делать со снарядами относительно малокалиберных полевых орудий?
Впрочем, решать эту проблему оружейникам чуть раньше уже приходилось. На нарезных ружьях! В них круглые свинцовые пули сначала приходилось забивать колотушками (из-за чего штуцера называли «ружьями с тугой забивкой пули»), но потом Клод Минье придумал свою знаменитую пулю и разом решил все проблемы. То есть потребовалось разрешить противоречие: пуля должна легко заряжаться и одновременно прочно входить в нарезы. Теперь точно такая же ситуация повторилась опять: требовалось обеспечить легкое заряжание дульнозарядных орудий и при этом одновременно добиться того, чтобы снаряды в них в момент выстрела приобретали вращение.
Традиционные дульнозарядные сферические гранаты
Работали над этой проблемой в США многие конструкторы, решали ее они по-разному, но в целом нужных результатов добились. Про продолговатые снаряды шестигранной формы к орудиям Уитворта второй раз рассказывать вряд ли имеет смысл, а вот некоторые другие конструкции можно рассмотреть поподробнее.
Литые ударные ядра
Прежде всего и с наименьшими трудностями решили вопрос стрельбы картечью. Теперь картечные пули в виде свинцовых или железных шариков загружали в подобие жестяной консервной банки (отсюда и ее название — «канистра») вместе с древесными опилками. Поэтому пули нарезы ствола не повреждали. Правда, особенностью такого выстрела стал цвет дыма, который благодаря опилкам стал ярко-желтым, а его облако даже большим, чем при выстреле гранатой. Считалось, что, если противник находится в 100–400 ярдах от артиллерийского орудия, картечный выстрел будет в этом случае наиболее эффективным. Но такие «упаковки» были все-таки дороже традиционных, использующихся для гладкоствольных орудий, которые к тому же не имели риска повреждения нарезки при стрельбе традиционно упакованной картечью.
Для сферических гранат дульнозарядных пушек был, во-первых, придуман эффективный терочный воспламенитель, а во-вторых, в их пороховую начинку стали добавлять уже готовые круглые пули (изобретение Генри Шрапнеля), увеличившие их поражающую силу, в особенности если они взрывались в воздухе над головами солдат противника.
Выставка снарядов периода Гражданской войны в США: 1 – 3,43-дюймовый снаряд Блекели (Британия), 2 – 2,73-дюймовый снаряд Уитворта, 3 – 30-фунтовый снаряд Паррота, 4 – 4,16-фунтовый снаряд Парротта, 5 – 10-фунтовый снаряд Паррота, 6 – 3,73-дюймовый снаряд Гочкиса, 7 – 12-фунтовый сферический снаряд с воспламенителем Борманна, 8 – 3,67-дюймовый снаряд Гочкиса, 9 – 3,8-дюймовый снаряд Джеймса, тип 2, 11 – 3-дюймовый снаряд Гочкиса, 12 – 3-дюймовый снаряд Рида
Теперь познакомимся с их устройством поближе. Вот два снаряда в разрезе:
А – снаряд Шенкла и Е – снаряд Джеймса
У Шенкла снаряд имел каплевидную форму с развитым оребрением в хвостовой части. На нее надевалась ведущая цилиндрическая часть (поддон) из папье-маше (прессованной бумаги), а для того, чтобы она не размокала, сверху ее покрывала тонкая цинковая рубашка. При выстреле газы распирали бумажный поддон, он врезался в нарезы и вел по ним снаряд. Просто и дешево!Посмотрите на снаряды Шенкла и Джеймса в разрезе (красным цветом выделена часть снаряда, расширяющаяся газами при выстреле). Снаряд Джеймса напоминал сферическую бомбу с прикрепленным металлическим поддоном. Его также распирало давлением газов при выстреле, чем и достигалось его вращение в стволе при движении по нарезам.
Снаряд Гочкиса в разрезе – С, и снаряд со свинцовой оболочкой – G
Снаряды Гочкиса (С) состояли из трех частей. Передняя часть содержала взрыватель и разрывной заряд и была отделена от нижнего основания кольцом конической формы вокруг внешней стороны. Выстрел заставлял две эти железные части соединиться вместе, при этом они распирали промежуточное свинцовое либо цинковое кольцо, которое входило в нарезы. Были попытки (G) покрывать свинцом всю поверхность снаряда и продавливать его в ствол нарезая при этом резьбу. Но нарезы при этом быстро освинцовывались, а чистить их было затруднительно, поэтому такие снаряды успеха не имели.
В южных штатах использовали снаряды с так называемым поддоном Теннесси, на дне которых закреплялась медная «тарелка», расширявшаяся давлением газов и входившая в нарезы ствола
Снаряд Гочкиса без ведущего пояса для пушки Виарда
3,8-дюймовый снаряд Джеймса (крупно). Можно хорошо рассмотреть оболочку из мешковины, покрывающую его заднюю часть. Принцип работы был тем же, что и у снаряда Шенкла
Что касается снарядов Парротта и Рида (две практически идентичные конструкции от двух разных производителей), то в них использовалась чашка из мягкого металла, обычно из латуни, укрепленная в основании снаряда, которая расширялась давлением газов и вдавливалась в нарезы.
Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:Самый популярный калибр Севера и Юга
Пушки Тредегара и братьев Нобль
Пушки Брука и Виарда
Пушки Джеймса и Сойера: нарезные против гладкоствольных
«Пушка-попугай». Человек и его орудие
Пушка с граненым каналом ствола
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]