Лабораторные работы. Американская бронетехника под скальпелем советских инженеров
25.07.2020 5 647 0 +189 vorbur

Лабораторные работы. Американская бронетехника под скальпелем советских инженеров

---
+189
В закладки
Лабораторные работы. Американская бронетехника под скальпелем советских инженеров танка, М19А1, брони, танковой, работы, разработке, корпуса, работа, стали, одной, также, Источник, башни, бронетанковой, повышению, танковых, исследования, работе, научной, ВНИИТрансмаша

Зенитная самоходная установка М19А1..

Ученый совет а/я А-7701

В предыдущих статьях серии речь шла о теоретических расчетах отечественных инженеров, касающихся уязвимости бронетехники стран НАТО. История развития танкостроения Советского Союза была бы неполной без упоминая о научной работе, развернувшейся в профильных институтах. Одним из таких стал ленинградский Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения, или ВНИИТрансмаш, в разное время занятый на разработке машин семейства Т-64 и Т-80. Кроме этого, в секретном НИИ, который именовался «абонентский (почтовый) ящик А-7701», работали над отечественными луноходами. «Вестник бронетанковой техники», ставший со временем профильным изданием ВНИИТрансмаша, регулярно публиковал информацию о защите диссертаций. Первые краткие материалы подобной тематики датируются 1973 годом и позволяют оценить основные направления научной работы в головном танковом НИИ. Интересно, что за один год было защищено всего 8 диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук. В последующие годы число защищенных научных работ по танковой теме неуклонно возрастало.

Среди трудов встречаются обзорные исследования вопросов количественной оценки технического уровня современной бронетехники и узкоспециализированные диссертации. Например, о разработке метода оптимизации параметров режущего инструмента, позволяющего выявить резервы увеличения изломной прочности зубьев передачи среднего танка. В 1974 году шла подготовка к серийному производству танков серии Т-80, и инженеры ВНИИТрансмаша параллельно защищали диссертации. Так появилось исследование, посвященное разработке полуавтоматической системы гидроуправления для танковой трансмиссии с бортовыми коробками передач и газотурбинным двигателем. Годом позже прошла защита работы на тему: «Исследование работоспособности и параметров газотурбинного двигателя в системе танковой силовой установки при высокой запыленности». Во многом актуальное исследование проблемы, которая полностью не решена до сих пор. Еще одной работой по данной теме стало исследование и разработка прямоточных циклонов для воздухоочистителей танковых газотурбинных установок.

Лабораторные работы. Американская бронетехника под скальпелем советских инженеров танка, М19А1, брони, танковой, работы, разработке, корпуса, работа, стали, одной, также, Источник, башни, бронетанковой, повышению, танковых, исследования, работе, научной, ВНИИТрансмаша

ВНИИТраснмаш работал не только над танками, но и над луноходами..

Отдельным направлением шла работа по повышению точности стрельбы танковых орудий. В одной из диссертаций обосновывается выбор предпочтительных направлений уменьшения повторяющихся ошибок, связанных с повышением меткости и стабильности боя танковых пушек. В разработанной системе управления огнем учитываются отклонения условий стрельбы от нормальных, а также параметры движения цели и танка. Также в рамках направления велась работа по разработке систем слежения за целью и повышению точности наведения.

В сентябре 1974 года успешно прошла защита двух диссертацией, посвященных повышению живучести танка на поле боя. В одной из них рассматривался вопрос совершенствования брони и внутреннего оборудования с учетом конструктивных особенностей танка и заброневое действие противотанковых боеприпасов при пробитии и без пробития. Во второй работе моделировалось устойчивость корпусов бронетехники при воздействии ударной волны ядерного взрыва.

Наконец, в диссертационных советах отразилась многолетняя работа ВНИИТрансмаша, посвященная лунной программе Советского Союза. В 1974 году получили своё логическое завершение расчеты эксплуатационной загруженности колес шасси при движении транспортной машины по пересеченной местности Луны и планет. В работе автор выбрал оптимальные системы подрессоривания, обеспечивающие удовлетворительный контакт колес с грунтом при максимальных скоростях движения. Еще более фантастично выглядит тема научной работы, защищенной год спустя: «Исследование продольной динамической устойчивости движения планетных транспортных средств». В качестве планетных транспортов выступали «Луноход-1» и «Луноход-2».

Корейско-кубинское наследие

Научная работа в танковой промышленности шла не только во ВНИИТрансмаше, но и во множестве других институтов. Однако непосредственно с образцами зарубежной техники контактировали сотрудники войсковой части № 68054, или НИИИ «Полигон» в Кубинке. В послевоенное время одной из первых бронемашин, подвергшихся детальному изучению, стала американская зенитная самоходка М19А1, прямых аналогов которой в Советской Армии на тот момент не было. Машина базировалась на шасси легкого танка М-24, вооружалась двумя спаренными 40-мм пушками М1 «Бофорс» и вспомогательным 12,7-мм пулеметом «Браунинг». Повоевать во Второй мировой войне зенитка не успела, но вот на Корейском полуострове участвовала в боевых действиях и даже попала в плен, а оттуда в Кубинку. Причем вместе с инструкцией по эксплуатации. В одном из номеров «Вестника танковой промышленности» инженер-капитан И. П. Мырзак представил подробнейший доклад, касающийся вооружения установки М19А1. Интересны критические замечания, которые были упомянуты в материале. Так, автор указывает, что ниша башни прикрывает собой два ящика боеукладки, вследствие чего для извлечения снарядов приходится поворачивать «башню». Да, именно так, в кавычках, обозначается платформа с боевым отделением открытого типа, в которой и размещалось оружие. Вообще, компоновочные недоработки снижали скорострельность пушек М19А1 с 25 выстрелов в минуту до 20. Заряжающим приходилось перегибаться через борт боевого отделения за укладками боеприпасов, а также отдельно поворачивать «башню» для того, чтобы взять обоймы, расположенные около стволов пушек. Нашли минус и у зенитного прицела. Такими стали низкая точность вследствие глазомерного определения скорости и курса цели, а также невозможность вести прицельный огонь по пикирующим и кабрирующим самолетам. А вот система электрогидравлического управления установки при стрельбе по воздушным целям, очевидно, произвела впечатление на отечественных инженеров. В материале нет ни одного критического замечания по конструкции, зато несколько страниц посвящено подробнейшему описанию устройства.

Лабораторные работы. Американская бронетехника под скальпелем советских инженеров танка, М19А1, брони, танковой, работы, разработке, корпуса, работа, стали, одной, также, Источник, башни, бронетанковой, повышению, танковых, исследования, работе, научной, ВНИИТрансмаша

Зенитная самоходная установка М19А1 в Кубинке..

Лабораторные работы. Американская бронетехника под скальпелем советских инженеров танка, М19А1, брони, танковой, работы, разработке, корпуса, работа, стали, одной, также, Источник, башни, бронетанковой, повышению, танковых, исследования, работе, научной, ВНИИТрансмаша

Лабораторные работы. Американская бронетехника под скальпелем советских инженеров танка, М19А1, брони, танковой, работы, разработке, корпуса, работа, стали, одной, также, Источник, башни, бронетанковой, повышению, танковых, исследования, работе, научной, ВНИИТрансмаша

Иллюстрации к статье, посвященной танку М-41 в "Вестнике бронетанковой техники"

Если в случае с М19А1 интерес исследователей привлекло вооружение, то в легком танке М-41 Walker Bulldog на первый план вышли свойства брони и сварных швов. Здесь уже действительно специалисты резали танк «скальпелями» — в работу пошли образцы нижней и верхней лобовой детали, задняя часть борта и средняя кормовая деталь корпуса, крышка башни, а также нижняя кормовая деталь с задней частью днища. Конечно, полностью бронемашину не покромсали, но представление об уровне защиты получили. Привезли легкий танк в СССР из дружественной Кубы ("подарок Фиделя") после боёв на Плайя-Хирони в апреле 1961 года, и он до сих пор хранится в Танковом музее. Уже в 1962 году в «Вестнике» опубликовали подробный отчет об особенностях М-41. Одной из ведущих организаций по теме исследования был НИИ Стали: именно здесь анализировали броню легкого танка. Исследовали состав стали спектральным и химическим анализом. Оказалось, что броня преимущественно марганцовомолибденовая с 0,10-0,15% титана. Авторы делают выводы, что такой состав стали является типичным для американской противопульной брони. В холодильной камере испытательной машины ЦДМК-30 проводили исследования брони на разрыв, охлаждая предварительно образцы до -50 градусов в течение полутора часов. Также проводились подобные эксперименты при температуре +20 градусов. Броня М-41 оказалась высокопрочной с удовлетворительной пластичностью и высокой ударной вязкостью. Авторы указывают, что сталь будет хорошо сопротивляться обстрелу стрелковым оружием с отсутствием хрупких поражений.

Лабораторные работы. Американская бронетехника под скальпелем советских инженеров танка, М19А1, брони, танковой, работы, разработке, корпуса, работа, стали, одной, также, Источник, башни, бронетанковой, повышению, танковых, исследования, работе, научной, ВНИИТрансмаша

М-41 в Кубинке..

Немалый интерес отечественных исследователей вызвали сварные соединения броневых деталей танка. Оказалось, что американцы пользуются автоматической сваркой, а между деталями наблюдаются 6-8 мм зазоры. Это негативно сказывается на пулестойкости корпуса и башни, так как шов гораздо хуже сопротивляется ударным нагрузкам, чем основная броня.

Стоит отметить, что М-41 на полигоне не обстреливали, очевидно, сохраняя для других исследований и музея. Поэтому прочность американской брони определяли с использованием кривых противопульной стойкости отечественной брони высокой твердости (по многим параметрам эти стали были схожи). В соответствии с этим лоб корпуса и башня (кроме задней части) не пробивались бронебойными калибрами 7,62 мм, 12,7 мм и 14,5 мм с любых дистанций и под любыми углами. Борта корпуса пробиваются 14,5-мм пулями только в ограниченном диапазоне курсовых углов и на относительно небольших дальностях. Однако, как уверяют авторы статьи, относиться к данным расчетам можно с определенной долей условности. Самым однозначным выводом по итогам работы с "подарком Фиделя" является негативная оценка высоты бронемашины: для советской инженерной школы танкостроения 2,7 метра казались чрезмерными.

Продолжение следует…

Автор:Евгений ФедоровСтатьи из этой серии:Срыв башни. Экспертное мнение «Вестника бронетанковой техники» о танках «холодной войны»
«Вестник танковой промышленности». Танковые технологии под грифом «секретно»
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]