
Самурайские доспехи из… Торопца!
---

Здание Торопецкого краеведческого музея находится в церкви Богоявления Господня
Что за шум во дворе?
Это пугало загрохотало,
свалившись с грядки!
Бонтё
Доспехи и оружие самураев Японии. Наконец-то у нас в стране в области музейного дела стали происходить значимые изменения. Ты обращаешься, а тебя не отфутболивают, поскольку «витрину трудно открывать», и не заламывают бешеных цен, а просто реально помогают. Впрочем, тут не обошлось без научно-технического прогресса. Раньше было трудно сфотографировать объекты экспозиции и людям часто просто не хотелось с этим связываться, тогда как сегодня сделать фотографии на мобильный телефон может практически каждый. Да и Интернет нам всем в помощь: в прошлый раз в комментариях кто-то написал про самурайские доспехи в музее Торопца. Я заглянул в Сеть: да, такие доспехи там есть, и есть их фото, пусть и плохого качества.

Вблизи видно, что здание церкви/музея требует хорошего ремонта, но издали… Издали оно очень красиво
Осталось только написать в администрацию музея, что я и сделал. И вскоре получил ответ от заведующей Торопецким филиалом ГБУК ТГОМ Покрашенко Е.Н. с прекрасно сделанными фотографиями и даже приложенным текстом статьи, посвященной имеющимся в их экспозиции доспехам. Что ж, отлично, всегда и везде бы так, потому что именно так музеи и должны работать. Всюду не наездишься, я, например, в тот же Торопец никогда не поеду, однако о доспехах, что там экспонируются, мы все, читатели «ВО», благодаря этому узнаем.

И сверху тоже! Настоящая русская природа во всем своем естественном и рукотворном очаровании!
Ну а начнем мы с истории, с того, как эти доспехи появились в старинном русском городе Торопце. Оказывается, в музей они поступили в 1973 году от потомков военного министра Российской империи и главнокомандующего Маньчжурской армией в 1904 -1905 гг. генерал-адъютанта Н.А. Куропаткина. В 1903 г. он побывал в Японии с официальным визитом, где их ему, скорее всего, и подарили. Именно так они попали в его тверское имение Шешурино, а из него, уже в наши дни, — в музей. Более подробной информации по поводу их появления в музее нет.

Самурайский доспех в Торопецком краеведческом музее. Вид спереди
Из доспехов достаточно хорошо сохранились кираса, шлем, лицевая маска, набедренники – кусадзури, наручи, поножи и наплечники отсутствуют. Вне всякого сомнения, это так называемые «современные доспехи» – тосей гусоку, изготовленные в эпоху Эдо, то есть до середины XIX в. Кираса собрана из длинных горизонтальных пластин, поэтому полное название такого доспеха по-японски будет достаточно замысловатым: бё-тодзи-ёкохаги окегава-до. На кирасе хорошо видны головки заклепок, поэтому это еще и тип какари-до.

Этот же доспех. Вид сзади
Обе секции кирасы, передняя и задняя, целы и тоже имеют свое название: передняя – это ёрой-но-саки, а задняя – ёрой-но-ато. Такие пластины обычно делались из стали толщиной 2 мм и покрывались знаменитым японским лаком в несколько слоев (до восьми!). Вместе с гэссан (название «юбки» кусадзури у доспехов тосей гусоку) вес такой кирасы мог составлять 7,7—9,5 кг.

Кираса. Вид спереди. Обратите внимание на верхнюю кованую пластину они-домари (прежнее название муна-ита), края которой выгнуты наружу, причем не только внешние, но даже закраины отверстий. Все это служило цели повышения защитных функций доспеха: попав на такую пластину, наконечник копья если с нее и соскальзывал, то уходил в сторону

Кираса крупным планом. Очень хорошо видны головки заклепок – какари
На спине кирасы тосей гусоку обычно устанавливалась такая деталь, как гаттари – особая скоба для крепления коси-саси (у офицеров) и сасимоно (у рядовых), знака опознавания, который мог иметь и вид флажка на длинном бамбуковом древке и… вообще не походить ни на что, что было бы понятно европейцам. Например, это могла быть тщательно изготовленная… репа (намек на упорство), подвешенная на шесте молитвенная табличка, веер из перьев или три разноцветных меховых шара, хотя, если говорить о флажке, то на нем обычно изображали просто мог (герб) своего сюзерена.

Кираса. Вид сзади. На верхней пластине боко-но-ита (прежнее название осицукэ-но-ита), к которой прикрепляются наплечные ремни ватагами, хорошо заметен след от удара чем-то острым. Видны и небольшие вмятины на пластинах самой кирасы. В квадратное отверстие гаттари вставлялся лакированный «пенал» с круглым отверстием для флагштока – укэ-дзуцу. Нижняя деталь крепления, мати-укэ, отсутствует. Осталось лишь маленькое отверстие…
На кирасе можно заметить следы повреждений: на верхней передней пластине, в левой ее части, имеется явный след от удара, который, однако, не причинил доспехам особого вреда. А на задней секции кирасы и также вверху есть вмятины, которые могли произойти при падении с коня на камни или от ударов копьем.
«Современные доспехи» обычно имели «юбку» гэссан, состоявшую из 7-8 трапециевидных секций кусадзури, в каждой из которых было пять полос пластин. Все они прикреплялись к кирасе с помощью плотной шнуровки кэбики-одоси. В данном доспехе гэссан состоит из семи секций (три секции спереди и четыре сзади) с пятью рядами пластин в каждой.

Кусадзури. Вид спереди. Справа следы починки: шнуры пытались заменять

Шнуровка цвета кон крупным планом
(окончание следует)
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]