Модернизация немецких Eurofighter: праздник со слезами на глазах?
---
Старый новый радар
В июне корпорация Airbus получила контракт на установку 110 радаров с активной антенной фазированной решеткой (АФАР) Captor-E на Eurofighter Typhoon немецких ВВС и пять радиолокационных станций этого типа на испанские «Тайфуны». В последнем случае речь идет о начальной партии РЛС. Работы в рамках контракта должны выполнить в 2023 году.
Некоторые западные СМИ назвали Captor-E «самым передовым радаром для истребителей». В ряде источников говорится, что он способен обнаруживать цель типа «истребитель» на дальности примерно 270 километров. В принципе, это сравнимо с показателем (или даже больше него) радиолокационной станции американского F-22, которая имеет дальность обнаружения цели с эффективной площадью рассеяния один квадратный метр в районе 240 километров.
А как быть с полноценными стелсами, у которых этот показатель еще лучше? Ранее высокопоставленный специалист по радиолокации European Aeronautic Defence and Space Company (EADS) заявил, что Captor-E способен обнаруживать F-35 на расстоянии примерно 59 километров. Если это правда, показатель весьма достойный.
Впрочем, есть одно «но», и оно не относится напрямую к характеристикам нового изделия. Captor-E — невероятный «долгострой». Первый полет Eurofighter Typhoon с новой РЛС выполнил еще в… 2007 году. И до сих пор строевые машины ВВС Германии имеют многорежимные импульсно-доплеровские БРЛС Captor-М. Напомним, сам истребитель приняли на вооружение еще в 2003-м: на тот момент Captor-М хоть и не была в топе, но считалась вполне современной. Время шло, технологии менялись. Неудивительно, что в интервью газете Flug Revue за 2019-й год генерал-лейтенант люфтваффе Инго Герхарц отметил, что Германия отстает от других стран в модернизации своей боевой авиации. Речь шла именно про радиолокационные станции. О том, что самолеты Panavia Tornado (которые также активно эксплуатирует Люфтваффе) устарели, и так понятно всем и давно.
А что у других европейских стран?
По понятным причинам мы не будем сравнивать возможности эксплуатантов «Еврофайтера» с возможностями ВВС или ВМС США. Достаточно сказать, что одних только F-35 американцы построили уже больше полутысячи, а помимо него, РЛС с АФАР есть, в частности, на «Рапторе» и F/A-18E/F Super Hornet. Однако имеет смысл сравнить состояние ВВС Германии и военно-воздушных сил иных европейских стран.
Франция. Показательно сложилась судьба прямого конкурента Eurofighter Typhoon — французского истребителя Dassault Rafale. Еще в 2012-м на аэродроме Dassault Aviation в Мериньяке выполнил первый полет первый, построенный для ВВС Франции серийный истребитель Dassault Rafale, оснащенный бортовой радиолокационной станцией с АФАР Thales RBE2-AESA.
Дальность обнаружения целей РЛС данного типа составляет порядка 200 километров. Не совсем понятно, впрочем, каких именно. Вообще, сравнивать радиолокационные станции сложно. Очевидно, что Captor-E имеет большие габариты, а также, по данным из открытых источников, оснащена большим количеством приемо-передающих модулей: около 1000 против 1200-1500 у РЛС Captor-E. Typhoon и так превосходил своего французского «коллегу» по летно-техническим качествам, а в перспективе он будет впереди и по уровню РЛС. Однако пока что французы в целом опережают немцев.
Великобритания. Еще одно европейское государство, имеющее весьма внушительный парк крылатых машин. Великобритания эксплуатирует более 150 Typhoon и делает большую ставку на эти истребители. Напомним, еще в 2012-м ВВС Великобритании завершили модернизацию 43 Eurofighter Typhoon до версии Block 5. Самолеты оснастили инфракрасными датчиками, а также усовершенствованными системами для поражения воздушных и наземных целей.
Не до конца ясно, как сложится программа оснащения самолетов РЛС Captor-E после выхода Великобритании из состава Европейского союза. Впрочем, на обороноспособности страны это не скажется: по крайней мере, сейчас. Напомним, еще в 2018-м четыре первых британских F-35B прибыли на территорию Туманного Альбиона. Планы закупок этих машин могут скорректировать, но сейчас британцы ожидают получить от своего заокеанского партнера 138 F-35, то есть Великобритании можно будет долго не задумываться об обновлении авиапарка.
Россия. Ситуация с немецкими Eurofighter Typhoon напоминает то, что происходит в РФ. Россия давно хотела иметь на вооружении истребитель с РЛС с АФАР, однако по состоянию на сегодня в распоряжении воздушно-космических сил, вероятно, нет ни одной такой машины. Наличие РЛС с активной антенной фазированной решеткой у МиГ-35 в версии для ВКС России не подтверждено, а первый серийный Су-57 разбился во время испытаний в декабре прошлого года.
Де-факто наиболее передовым в этом отношении можно считать Су-35С, имеющий РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) «Н035 Ирбис». Опять же не беремся делать смелых утверждений, однако с большой долей вероятности она уступает по сумме качеств Captor-E. Судить же о возможностях радиолокационной станции Су-57 на данный момент бессмысленно: пока что в строю нет ни одной такой машины.
Всё не так плохо
Как видим, имеет место существенное отставание немецких Eurofighter Typhoon (а значит, и всего Люфтваффе) от истребителей мощнейших европейских стран по уровню авионики. Франция и Великобритания уже имеют истребители, оснащенные БРЛС с АФАР, в то время как Россия эксплуатирует множество новых Су-35С и Су-30СМ, оснащенных РЛС «Н035 Ирбис» и Н0011М «Барс» с ПФАР, соответственно.
И все же немецкие Typhoon нельзя назвать устаревшими. Самолет может похвастаться прекрасными летно-техническими характеристиками, сниженной радиолокационной заметностью (хотя он и не является полноценным стелсом), а также широкими возможностями по модернизации. Истребитель хорошо вооружен. Ранее Германия заказала ракету класса «воздух-воздух» большой дальности MBDA Meteor, имеющую активную радиолокационную головку самонаведения и прямоточный воздушно-реактивный двигатель, позволяющий поддерживать высокую скорость полета ракеты вплоть до момента поражения неприятеля.
Для поражения наземных целей истребители Люфтваффе смогут использовать новейшую ракету Brimstone, также оснащенную активной радиолокационной ГСН, позволяющей с большой точностью поражать движущиеся цели. Причем один Typhoon способен взять до восемнадцати таких изделий: масса ракеты составляет всего лишь 50 килограммов.
Таким образом, установка РЛС Captor-E закончит трансформацию немецких Typhoon в истребитель, отвечающий всем требованиям текущего времени, не считая разве что показателей малозаметности.
Автор:Илья Легат
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]