Приближая Победу: как тихоокеанцы громили фашистов в Баренцевом море
10.07.2020 5 795 0 +149 vorbur

Приближая Победу: как тихоокеанцы громили фашистов в Баренцевом море

---
+149
В закладки
Валентин ТАЛАН 

Приближая Победу: как тихоокеанцы громили фашистов в Баренцевом море лодки, ранга, подводники, кораблей, флота, транспорта, Северного, подводной, противника, лодка, Галифакс, командиром, корабли, командовал, капитан, Кучеренко, лодку, боевой, тысяч, атаковала

После получения от советского разведчика Рихарда Зорге ценной информации об отказе самураев вступить в 1941 году в войну с СССР Тихоокеанский флот стал резервом воюющих флотов. Тысячи офицеров, старшин и матросов пополнили корабли Балтийского, Черноморского и Северного флотов, морские стрелковые бригады, соединения береговой и железнодорожной артиллерии. Личный состав передавался как в составе экипажей кораблей, так и отдельных команд специалистов. Во второй половине 1942 года по решению советского правительства для усиления подводных сил в Заполярье были выделены шесть тихоокеанских подводных лодок С-51, С-54, С-55, С-56, Л-15, Л-16. Эти корабли, укомплектованные хорошо подготовленным личным составом, в начале сентября начали подготовку к длительному переходу – им предстояло пересечь шесть морей и два океана. Подводные лодки типа «Л» готовились к переходу в Петропавловске-Камчатском, а остальные – во Владивостоке. Необходимость срочного усиления Северного флота и тяжелые ледовые условия определили маршрут подводных лодок, который был разбит на участки: Владивосток – Петропавловск-Камчатский, Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор, Датч-Харбор – Панама, Панама – Галифакс, Галифакс – Англия и Исландия и, наконец, Англия и Исландия – Полярный. Подводные лодки должны были совершать переход в надводном положении, погружаясь только при необходимости уклонения от встреч с кораблями в случае явной опасности. Применение оружия разрешалось исключительно при нападении на лодку противника и невозможности маневрировать.

Командовал отрядом опытный подводник капитан 1-го ранга Александр Трипольский. Во время финской войны он командовал подводной лодкой С-1. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм Трипольскому было присвоено знание Героя Советского Союза. В августе 1941-го назначен командиром бригады ПЛ Краснознамённого Балтийского флота, в марте 1942-го – командиром бригады ПЛ Тихоокеанского флота.

Отряд совершал переход двумя группами. Первыми в конце сентября 1942 года вышли Л-15 (командир капитан-лейтенант Комаров) и Л-16 (командир капитан-лейтенант Гусаров). Они взяли курс на одну из американских военно-морских баз. 6 октября покинула Владивосток вторая группа. Капитан 1-го ранга Трипольский шел на С-51, которой командовал капитан 3-го ранга Кучеренко. В походе строго соблюдалась скрытность, при появлении на горизонте кораблей лодки уходили на глубину. В гавань Датч-Харбора вошли без лоцмана, поразив американских специалистов мастерством.

Корабли первой группы после непродолжительной стоянки в Датч-Харборе направились в Сан-Франциско. Впереди шла Л-16, за ней в кильватере Л-15. Несколько суток подводные лодки шли в тяжёлых штормовых условиях, изредка обмениваясь друг с другом семафорами. Корабли уже были на подходе к Сан-Франциско, когда над морем один за другим раздались три оглушительных взрыва. Над Л-16 взвился чёрный дым. Едва он рассеялся, изумлённые подводники с Л-15 увидели, что подводная лодка тонет, радист принял обрывок её радиограммы: «Погибаем от…» Сигнальщик Смольников увидел вдали перископ, и Комаров приказал открыть артиллерийский огонь по неизвестной ПЛ. После первых выстрелов перископ исчез, Л-15 сделала циркуляцию вокруг места, где затонула советская подводная лодка, чтобы подобрать людей. Но на поверхности воды никого не было.

Л-15 дальше пошла противолодочным зигзагом. В Сан-Франциско американцы тепло встретили советских подводников. Они сутками толпились на причале. Там же до подводников дошли слухи, что Л-16 потоплена американской подводной лодкой.

Затем Л-15 взяла курс на Панаму. По этому пути последовали и остальные корабли. В конце ноября они попарно прошли через Суэцкий канал и совершили небольшие остановки в Коко-Соло и на Кубе – в Гуантанамо. 5 декабря весь отряд прошел через проливы Винворд и Маячуана, вышел в Атлантический океан и попал в жесточайший шторм, который продолжался несколько суток. Подводные лодки, потеряв связь друг с другом, шли каждый своим курсом на канадский порт Галифакс. Серьёзные повреждения возникли на С-51. Шторм разрушил надстройку, вывел из строя гребной винт. Требовался срочный ремонт. Самоотверженно устраняя неисправности, подводники привели свои корабли в Галифакс и уже здесь произвели необходимый ремонт.

Приближая Победу: как тихоокеанцы громили фашистов в Баренцевом море лодки, ранга, подводники, кораблей, флота, транспорта, Северного, подводной, противника, лодка, Галифакс, командиром, корабли, командовал, капитан, Кучеренко, лодку, боевой, тысяч, атаковала

После Галифакса отряд вновь попал в полосу штормовых бурь. На мостике люди привязывались бросательными концами, чтобы их не смыло в море. На Л-15 ударом волны повредило вертикальный руль, подводную лодку начало сносить на минное поле. Здесь на помощь советским подводникам пришли исландские рыбаки.

Приближая Победу: как тихоокеанцы громили фашистов в Баренцевом море лодки, ранга, подводники, кораблей, флота, транспорта, Северного, подводной, противника, лодка, Галифакс, командиром, корабли, командовал, капитан, Кучеренко, лодку, боевой, тысяч, атаковала

Встреченные английскими кораблями, наши лодки 11 января вошли в один из фиордов Исландии. Почти все они нуждались в ремонте и были рассредоточены по судоремонтным заводам Исландии и Великобритании.

Приближая Победу: как тихоокеанцы громили фашистов в Баренцевом море лодки, ранга, подводники, кораблей, флота, транспорта, Северного, подводной, противника, лодка, Галифакс, командиром, корабли, командовал, капитан, Кучеренко, лодку, боевой, тысяч, атаковала

С-51 самостоятельно направилась в Полярный. 24 января на траверзе полуострова Рыбачий её встретил эскадренный миноносец «Разумный». В тот же день она вошла в главную базу Северного флота. Остальные подводные лодки пришли в Полярный в разные сроки: С-55 и С-56 – 8 марта, Л-15 –19 мая, а С-54 – 7 июня. В суровых метеорологических условиях, при постоянной угрозе вражеского нападения они прошли 17 тысяч миль. Корабли тихоокеанцев прибыли на Северный флот в разное время, но сражались все одинаково мужественно и стойко, завоевав всеобще уважение североморцев.

В хронике боевой деятельности Северного флота скупо рассказывается о действиях подводной лодки С-55, которой командовал капитан 3-го ранга Лев Сушкин.

Приближая Победу: как тихоокеанцы громили фашистов в Баренцевом море лодки, ранга, подводники, кораблей, флота, транспорта, Северного, подводной, противника, лодка, Галифакс, командиром, корабли, командовал, капитан, Кучеренко, лодку, боевой, тысяч, атаковала

Командир С-55 Лев Сушкин ( в центре)

Влившись в боевое ядро Северного флота, корабль в сжатые сроки отработал курс торпедных стрельб. Капитан 3-го ранга Лев Сушкин внимательно изучал северный морской театр и тактические приемы североморцев-подводников. Сушкину нравился боевой почерк Федора Видяева – мастера «пистолетных» торпедных атак, бившего противника наверняка.

Освоение передового опыта позволило Льву Михайловичу внести в тактику боевого использования оружия подводной лодки своё влияние, подсказанное опытом. Он стал мастером нанесения удара по двум целям одним залпом. С-55 первой из прибывших на Север тихоокеанских кораблей открыла боевой счёт: одним залпом потопила два транспорта водоизмещением две и восемь тысяч тонн. Затем подводники уничтожили еще один транспорт и повредили второй. Двумя орденами Красного Знамени были отмечены замечательные боевые дела отважного командира-подводника.

Заметный почин сделали и подводники С-56, которой командовал опытный моряк – капитан 2-го ранга Григорий Щедрин.

Приближая Победу: как тихоокеанцы громили фашистов в Баренцевом море лодки, ранга, подводники, кораблей, флота, транспорта, Северного, подводной, противника, лодка, Галифакс, командиром, корабли, командовал, капитан, Кучеренко, лодку, боевой, тысяч, атаковала

В 1932 году он окончил Херсонский морской техникум и стал штурманом на судах Черноморского нефтеналивного флота. А с ноября 1934 года Щедрин – на военно-морской службе. Первые победы подводники С-56 одержали в апреле 1943 года. Тогда они высадили на берег разведгруппу, а затем потопили два вражеских транспорта. Причем оригинальным способом. Корабли охранения противника обнаружили подводную лодку Щедрина и атаковали её глубинными бомбами. Но Щедрин не отказался от атаки, не увел лодку в строну, а направил её к конвою. С-56 прошла под вражеским транспортом, а сторожевики продолжали бомбить то место, где её обнаружили. Тем временем лодка атаковала фашистский транспорт с противоположного борта. Судно затонуло, а подводники ушли невредимыми. Столь же мастерски С-56 атаковала вражеский конвой и в мае. И на этот раз подводники пустили на дно два транспорта. Всего Щедрин потопил десять вражеских кораблей и четыре повредил. 31 марта 1944 года С-56 была награждена орденом Красного Знамени, а потом стала гвардейской. В ноябре 1944 года Григорию Ивановичу Щедрину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Выдающимися успехами увенчалась и боевая деятельность подводной лодки С-51 под командованием уроженца Киевской области капитана 2-го ранга Ивана Кучеренко.

Приближая Победу: как тихоокеанцы громили фашистов в Баренцевом море лодки, ранга, подводники, кораблей, флота, транспорта, Северного, подводной, противника, лодка, Галифакс, командиром, корабли, командовал, капитан, Кучеренко, лодку, боевой, тысяч, атаковала

Подводник Иван Кучеренко

Свой боевой счёт экипаж открыл 22 мая 1943 года, потопив транспорт водоизмещением десять тысяч тонн и тральщик противника. Но особенно С-51 прославилась на флоте самой крупной из побед ПЛ. Это произошло в последних числах июля, в условиях круглосуточного полярного дня. Подводники у берега противника обнаружили один за другим два конвоя. Суда шли под прикрытием боевых кораблей и группы самолётов. Кучеренко повел С-51 на прорыв охранения. Маневр удался, в результате атаки на дно пошли два транспорта. После уклонения от преследования лодка вторично атаковала врага и уничтожила ещё два судна. Таким образом, в результате одного боевого столкновения экипаж С-51 потопил четыре вражеских транспорта. Вскоре Иван Кучеренко был назначен командиром дивизиона. Но экипаж С-51 продолжал славные традиции, заложенные командиром, к концу войны пустив ко дну девять фашистских кораблей и повредив ещё три транспорта. 5 ноября 1944 года подводная лодка была награждена орденом Красного Знамени. В июле 1945 года Иван Фомич Кучеренко стал Героем Советского Союза.

На заглавном фото: Перед походом
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]