В деревню вернулся Бог
06.07.2020 6 093 0 +171 IgorV

В деревню вернулся Бог

---
+171
В закладки
«Эти бабушки ничего не боялись. У них иконы в красном углу стояли при любой власти — бережно хранимые, с любовью украшенные. Всю жизнь свою они с Христом сверяли», — говорит отец Макарий о бабе Фене и ее подругах.

В деревню вернулся Бог когда, только, потом, знала, жизнь, всегда, икону, перед, Макарий, будто, говорила, иногда, правильно, здесь, будет, сердце, ходили, службу, особый, Господь

Она не дожила двух месяцев до 100 лет и ушла на Радоницу. Может, потому, что особенно почитала умерших — записывала своим детским почерком их имена в тетрадь и ежедневно за них молилась, называла «мои покойнички». У отца Макария, настоятеля одного маленького деревенского прихода, умерла самая старая прихожанка, бабушка Феня. Всего несколько месяцев не дожила она до своего 100-летия.

Случилось это еще прошлой весной. Но узнала я о бабе Фене только сейчас, когда общие знакомые вспоминали в годовщину ее кончины:

— И отошла-то баба Феня тогда в необычный день — в саму Радоницу, и сороковины ее выпали на «Родителей»…

Так там называют Троицкую родительскую субботу.

— Неспроста это. Так Господь ее отметил. Она же «патриарх».

Так рассуждают простые бабушки. Сам отец Макарий не берется судить, есть в этом особый знак или нет:

— Не люблю я на Божии знаки гадать, то Ему Самому виднее. Но верю, что любит ее Господь. Может, и правда, не случайно все…

До войны растоптал икону, а после — просил прощения у Бога

Баба Феня, действительно, считалась в тех местах «патриархом». Так ее, порой, и сам батюшка называет.

Видела она, как закрывали храм, где ее крестили, где отпевали ее любимую младшую сестру и дедушку Ваню. Где знала она каждый уголок и каждую икону. А теперь стал он зернохранилищем. И трактора въезжали прямо в алтарь, громя стены. И долго потом ходили они с бабушкой Марусей на службу пешком, за 20 километров. После ее смерти Феня ходила одна. А потом и ту церковь закрыли.

Видела, как дядька ее, Тихон, сбрасывал на землю колокол, который когда-то помогал вешать ее дедушка. А баба Маша бросалась на колени и выла белугой:

— Господи, прости ему! Счастье, что Иван не дожил.

А Тихон хохотал и топтал Тихвинскую икону, которую какой-то другой новоиспеченный безбожник тоже выбросил из храма.

Икону эту, треснутую, оплеванную, бабушка Маруся заберет домой. И в слезах будет перед ней молиться о своем «заблудшем Тишке». Много несчастных матерей тогда так молилось.

Потом, через годы, вернется Тихон живым с фронта, встанет перед ней на колени и прошепчет:

— Прости, мама! Господи, прости Ты меня!

А через месяц умрет баба Маша, тихо и спокойно. Сын вернулся. Не только с войны.

Все это видела и помнила баба Феня. Как будто вчера было…

И видела, как «вернулся Бог» в их деревню. Так она говорила. Начали потихоньку восстанавливать храм. Первая служба была на улице — перед руинами.

— А я стояла, молилась и показалось мне вдруг, что я в той нашей церкви. И как будто хор наш тот еще поет, колокол звенит, дядей разбитый, и иконы вокруг знакомые до одной, — вспоминала потом баба Феня. — И отец Никон наш старенький здесь… Расстреляли его, люди говорили.

Муж ворчал: «Развели тут монастырь»

Не молодой она была уже, но сильной. Работала наравне со всеми — доски таскала, камни, грязь выносила. И церковь восстановили. А ту Тихвинскую икону, которая от бабки Маруси осталась, Феня в храм отдала, «в дом Ее».

Несмотря на годы, помнила баба Феня почти всю службу наизусть — еще с детства. Лучше всякого уставщика. Когда открытых храмов в округе не осталось, дома все вычитывала, по памяти. Иногда одна, иногда с другими женщинами. Муж Степан иногда ворчал:

— Развели тут монастырь.

Был он человеком советским. Но не запрещал. Да и любил свою короткую, богобоязненную жену:

— Пусть лучше молится, чем поленом мне по хребту за глоток самогонки.

Умер она давно, лет пятьдесят вдове было.

Баба Феня псалтирь знала, многое из Евангелия, Святых Отцов. Спрашивали ее:

— Откуда же ты все это знаешь, ты же еле читаешь?

— Так с детства слышала, кто-то, да читал вслух. А Божие на ум и сердце всегда хорошо ложится…

Счастье, если бы у всех так было. Хорошо ложилось бы на сердце только Божие. Но баба Феня всех по себе судила.

«Всю жизнь они с Христом сверяли»

— У нас так всегда водилось, — говорила баба Феня.

И затягивала по случаю праздника какие-то народные «околоцерковные» напевы. Иногда прямо у храма, после службы. Может, не по канонам, но от души. И товарки ее, такие же бабушки, подхватывали. «Христос воскресе!», — например. На какой-то свой, особый, нецерковный мотив. «Христа кричать» — так это здесь называется.

И лился над деревней старушечий хор. Знаете, такой особый — когда голоса будто дребезжать, но словно за сердце тебя хватают. И душа вторит. Улыбаешься, как дурак, и слезы текут.

Или рассказывала, как еще ее бабушка Маруся хлестала на Вербное детвору ветками и приговаривала:

— Вербохлест, Вербохлест,

Бей до слез, без до слез.

Утром рано, утром рано

Бей барана, бей барана.

Как колядовали с бабулей вместе вспоминала. Да и лучше нее самой в деревне потом никто не колядовал. Как звезду первую ждала, рассказывала, в Рождественскую ночь. А до этого весь день не ела. Сидела, смотрела в небо, а сердце замирало — где же звезда эта.

Да чего только она не знала баба Феня и чего только не рассказывала. Как молодых сосватать. Как ребенка правильно назвать. Как к крещению подготовить. Какие молитвы над роженицей читать. Даже роды могла принять.

— Мне иногда даже обидно было, — признавался отец Макарий. — Вроде я — священник, а за советом все всегда к ней: «Как баба Феня скажет. Патриарх».

Помнила она какие-то особые, еще прабабкины рецепты жаворонков, лествиц и куличей — с секретом. Как просфоры испечь знала. Знала, как прошлогодние пасхальные яйца по реке пустить. Так здесь делают: «Чтобы Божие не осквернить». И как правильно дом и двор к Троице украсить.

Какую траву за икону положить, какую — перед. Какие цветы — на окно. И главное — чтобы ветвей осины не было. «Иудино дерево», — говорила она. Все помнила и все знала. Что на Николу сажать, на какого святого огород полить, а когда вообще нельзя работать. Все…

— Я как-то хотел ее поучить: «Баб Фень, да это ж язычество», — говорил отец Макарий. — А потом подумал: да что я могу ей сказать и бабушкам этим. Они же веру сберегли, за десятки километром пешком на службу ходили. Ничего не боялись. У них иконы в красном углу так и стояли, при любой власти. Бережно хранимые, с любовью украшенные. Всю жизнь свою они с Христом сверяли. Он — их жизнь. А я, «внучок», буду им травками пенять, что не это главное — куда их положить, за икону или перед. Чему я могу их научить? Мне бы самому так научиться жить, как они. Я когда на проповедь выхожу, в глаза им смотрю, понимаю, что вот, где святость, мне их надо слушать, а не им меня.

Баба Феня и ее покойнички

Очень умерших баба Феня почитала. Была у нее старая школьная тетрадка, куда своим корявым, будто детским почерком она записывала имена усопших. Всех, кого знала. Или не знала, но слышала. Называла их «мои покойнички». И дома, и на службе доставала она эту тетрадку, надевала старые очки, водила пальцем и шептала: «Господи, помяни. Не оставь их любовью Твоей».

— Живые сами себе помочь могут, а ушедшим только мы, — повторяла она. — Люди же все хорошие, добрые. Но кто-то Бога не знал. Кто-то нагрешил, а покаяться не успел. И умер. Жил бы еще, покаялся бы. Хороший же… Жалко…Теперь только мы можем Бога за него упросить. Да и не ушли они, а есть. У Бога же все живы. Ждут они Там нашей молитвы, как живой воды. И все мы Там будем. И как же нам будут нужны молитвы тех, кто еще здесь.

В тех краях к усопшим вообще особое отношение. Их помнят, любят, о них говорят. Думают, как отнеслись бы они… И кажется мне, что в этой памяти и любви какое-то очень здоровое, глубокое, христианское отношение к собственной смерти. Ведь она — единственное, что неизбежно в этом мире. Человек может родиться или нет, заболеть или нет, разбогатеть или обеднеть. Никто не знает, что будет с нами завтра. Но смерть — то, что случится абсолютно точно. И не забывают эти люди «своих покойничков», как хотят, чтобы и их потом не забыли. И в этом настоящее течение жизни. Которая — миг.

Здесь даже в слове «поминки» ударение делают на первый слог, потому что «пОмнить».

— А как они эти пОминки справляют, это надо видеть, — рассказывает отец Макарий. — Как стараются, чтобы все было хорошо, правильно, с молитвой. Прямо чинопоследование. Даже когда храма не было, все сами вычитывали — семнадцатую кафизму, канон, тропари. Готовят от души. Четыре перемены блюд поминальных. «Зачем столько?» — спросил я как-то, когда еще только начинал здесь служить. «Чтобы люди с благодарностью потом вспоминали и за человека молились».

И когда кто-то умирал, то все опять же к бабе Фене за советом ходили. Как все правильно сделать — «как всегда водилось». А лучше нее никто и не знал. И в тетрадке той у нее было записано — когда кто почил. «Когда кто в Бога родился, — говорила она. — Главный день рождения. Праздник великий».

Может, за любовь свою к усопшим и забрал ее Господь на Радоницу? Кто знает…

«Я ничего не жду»

До самой смерти ходила вся деревня к бабе Фене «за мудростью» — так это здесь называли. И до сих пор ее слова помнят.

— Баб Фень, что делать-то? Сосед такой-сякой, вредит все время!

— Любить!

— Да как же его любить?

— А вот так. Как Христос. Он же всех любит. И тебя, и его. За всех умер. Потому что все хорошие. Все могут спастись. Полюбишь — и будет сосед для тебя хорошим. Другого человека ведь не изменить, только себя. А других жалеть надо. И любить. Когда любишь — хорошее видишь. А когда нет любви — даже самого лучшего не замечаешь. А как же не замечать-то хорошее? В каждом — образ Божий.

— Да какой же в нем образ-то? Он и не верит.

— А когда человек сам в себе этот образ не видит, не знает, его еще больше жалко. Это ж как тяжело ему так жить. И еще больше надо любить. Всех жалко… Все же хорошие. Вот и говори ему иногда, что он хороший. Он сам это и увидит.

Все, все для нее были хорошими.

Спросила как-то бабу Феню ее внучка, Ирина, взрослая уже:

— Бабуль, а что ты всегда такая радостная? Мы волнуемся, переживаем, ругаемся. А у тебя все всегда хорошо.

— А я не жду ничего.

— Так это же не жизнь.

— Ну почему не жизнь, Ирочка? Вот ты платье себе новое пошила. Выходное. Так ни разу и не надела. Все праздника ждешь. И расстраиваешься, что все нет его и нет. Надень сейчас, и будет тебе праздник. Не откладывай жизнь. Люди зимой лета ждут. Летом — зиму. Осенью ждут, когда дожди закончатся. Весной — когда слякоть сойдет. И волнуются и переживают. А жить-то когда? Я — старый человек. Ничего не жду. Жива сейчас, и хорошо! Успокоиться надо, Ирочка. Дождь идет — земля пьет. И слава Богу! Он знает, Ему верь.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]