"Окружность мира - перстень драгоценный": кольцо – символ в искусстве
15.02.2017 551 0 0 vakin

"Окружность мира - перстень драгоценный": кольцо – символ в искусстве

---
0
В закладки
Порой достаточно одного взгляда, чтоб оценить, кто перед тобой. В истории культуры на этот счет существовали тысячелетние традиции, правила, предписания, ограничения. И в живописи ювелирные украшения были далеко не главными, но, весьма красноречивыми деталями для раскрытия образа. Что ж, попробуем разобраться в символах колец, колечек и перстней.


Фрагмент картины Жана Огюста Доминика Энгра «Портрет Жозефины Мари Полин»

Неброские, скромные перстни обитателей Древнего мира несли важную информацию о своих владельцах и свидетельствовали исключительно об их статусе, принадлежности к определенному кругу, особом положении и ценились, прежде всего, именно за это.

В Древнем Риме правом носить определенные драгоценности обладали только сенаторам, позднее также всадникам, а позднее, с императорского времени — всем свободнорожденным. Передача перстня еще тысячу лет символизировала легитимность власти, победу над соперником. Именно перстень и отрубленную голову Помпея вручили Юлию Цезарю в знак триумфа. А пресловутое кольцо Папы Римского — «кольцо рыбака», которое уничтожалось после смерти владельца, — стало символом неограниченной власти.


Филиппо Беллини. Портрет Папы Сикста v
XVI век, 110 см

О вере, дружбе и любви кольца заговорили намного позже уже в позднем Средневековье. Монархи по-прежнему старались ограничивать своих вассалов в роскоши и использование золота, как и драгоценных камней, по-прежнему, регламентировалось эдиктами и законами.

Однако со временем у колец появилось немало дополнительных значений. Например, в XVI—XVII веках в ювелирное искусство проникла тема «memento mori» («помни о смерти»). Декорированные, как правило, черной эмалью кольца с изображениями черепа, скелета, цитатами из Священного писания или горестными изречениями: «Мой час пришел», «Молитесь за меня, ушедшего от вас» и т. п. Эти предметы дарились в память об ушедшем родственнике или друге, как напоминание о бренности бытия. В связи с этим стоит пристальнее вглядеться в портрет Генри Ризли кисти Джона де Критса. Художник неспроста оставил одну кисть без перчатки, чтобы зритель мог рассмотреть перстень с черным камнем на левом мизинце. Это не просто украшение: за ним стоит драматическая история его владельца.

Как известно, Ризли участвовал в мятеже под предводительством графа Эссекса и вместе с ним был приговорен. Но учитывая юный возраст (27 лет), казнь заменили пожизненным заключением (об этом говорит висящее на стене изображение Тауэра), и даты его пребывания в Тауэре: 1601−1602−1603 за левым плечом. Факты указывают на то, что на пальце Генри Ризли надето траурное кольцо в память о графе Эссексе.


Джон Де Критс. Портрет Генри Ризли, графа Саутгемптона The Earl of Southampton
1603

Про обручальные, венчальные и помолвочные кольца написано немало. Обычай обмениваться кольцами в знак укрепления брачного союза уходит корнями в жаркие пески Древнего Египта. У каждого народа сложились свои традиции на этот счет, зная которые, можно раскрыть тайны прошлого. Так произошло с картиной Рембрандта, получившей название «Еврейская невеста». Полотно долго не давало покоя искусствоведам. Споры о том, кто изображен на парном портрете, длились не одно столетие. Именно кольцо на указательном пальце, которое старательно предъявляет миру девушка, через полтора столетия и дало основание исследователям утверждать, что на полотне изображена невеста.


Рембрандт Ван Рейн. Еврейская невеста

Великая французская революция 1789 года и последовавшие за ней события внесли коррективы в модные тенденции. Революционные законы требовали от мужчин и женщин отказа от внешнего украшательства. Поэтому на некоторое время количество украшений сократилось до минимума. В первые годы безопасно было носить лишь украшения, прославляющие ее героев, а то и вовсе окантованные камни разгромленной Бастилии. Эпоха Директории избавила от страха обладания роскошью и ознаменовала расцвет стиля ампир. Как дань античности, на передний план выступило ренессансное представление о красоте тела. Подруги наполеоновских соратников уже не стеснялись носить драгоценности, полностью обнажая руки, дамы начали активно их украшать: браслеты носили и чуть ниже плеча, и на запястье, кольца унизывали все пальцы. Женщина превратилась в «витрину» благосостояния мужчины и его положения в обществе.


Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Мари Маркоз (г-жи де Сеннон)
1814


Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадам Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар
1806, 116×90 см


Жан Огюст Доминик Энгр. Филибер Ривьер
1805, 89×116 см

Однако, стоит отметить, что в большинстве случаев, персонажи — святые, античные боги и богини, да и портретируемые, — изображенные на картинах различных эпох, не злоупотребляли кольцами. Но, зато щедро украшали себя жемчугами.


Йос ван Клеве. Портрет Элеоноры королева Франции


Сандро Боттичелли. Венера и Марс
1483, 17×69 см

Чаще всего у людей на портретах кольца надеты на мизинец, либо на мизинец и указательный палец. На безымянном и большом пальце кольца встречаются почти поровну, но, крайне редко — на среднем.


Ганс Гольбейн Младший. Портрет Анны Клевской


Лукас Кранах Старший. Портрет молодой женщины

Жесткого свода правил (на каком пальце, и на какой руке носить кольцо), никогда не существовало, хотя в Древнем Риме был определенный порядок ношения колец, поскольку в те времена каждый палец имел свое «значение». Что ж, попробуем разобраться в символике колец и пересчитаем их по пальцам.

Кольцо лучника или Марсов корень

Украшение на большом пальце в большинстве случаев воспринимается как символ богатства и влияния. Большой палец также часто связывают с воинственным Марсом и мужской силой (ведь в далекие времена мужчины надевали кольцо для стрельбы из лука). Поэтому в старину наличие кольца на большом пальце ассоциировалось с мужеством и способностью владеть оружием.


Лукас Кранах Младший. Портрет курфюрста Иоахима Бранденбургского
1555

Во времена Георга I в Англии на большой палец перемещали обручальное кольцо.


Бартоломеус ван дер Гельст. Абрахам дель Курт и Мария де Каарсгитер

Перст указующий

Еще со времен, когда люди исключительно из высших сословий носили гербовые печатки, солидная печать на указательном пальце мужчины считалась олицетворением власти и привилегированности, свидетельствовала о лидерстве и амбициях. Поэтому в некоторых регионах Европы украшать «перст указующий» было запрещено для лиц ниже определенного статуса.


Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII
75×88 см

Крупные кольца и перстни красовались на указательных пальцах множества известных правителей и полководцев, таких как Цезарь, Наполеон Бонапарт, кардинал Ришелье, Иван Грозный. При этом, считается, что кольцо на указательном пальце левой руки свидетельствует о мании величия, а на правой — о рассудительности его владельца.

Если присмотреться к историческим портретам, на которых изображен Король Генрих VII, то можно увидеть крупные перстни на указательных пальцах обоих его рук. Истории известно, что король прославился как великий монарх своего времени, реформатор, но еще и как человек неуравновешенный.

Перстни, как правило, овальной формы, символизировали принадлежность к какому-то братству, членству в организации и т. д. На этом же пальце носили «клейноды», которые полагалось награжденным высоким орденом.


Квентин Массейс. Портрет Эразма Роттердамского


Лукас Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспейна

Кстати, еще в первой половине 19 века обручальные кольца — гладкие, без камней (строго говоря — это венчальное кольцо, а обручальное, обычно, с небольшим камешком, жених дарил невесте во время помолвки), — носили на указательном пальце. На картине Василия Пукирева «Неравный брак» можно увидеть, как девушка протягивает именно указательный палец правой руки священнику.


Василий Владимирович Пукирев. Неравный брак
1862, 173×136.5 см

Безопасное равновесие

Вглядываясь в портреты, можно обратить внимание, на то, что на средний палец кольца «одевали» на удивление редко, отчасти, по-видимому, потому, что он находится рядом с указательным, и два кольца рядом — помеха для различных мелких действий. Так что и символики особой в таком расположении нет, разве что благодаря центральному расположению кольцо на среднем пальце воплощает равновесие.


Жорж де Фёр. Раздумья

Дела сердечные

Считается, что кровь по венам от безымянного пальца левой руки идет прямо к сердцу, и именно по этой причине на нем носят обручальное кольцо в большинстве стран.

В средневековой Европе обручальные кольца вообще носили на разных пальцах. В то же время, украшение на этом пальце может означать, что его владелец только собирается вступить в брак (помолвочное кольцо). Таким же образом могли носить кольцо обещания (романтического обещания), несмотря на то, что за таким расположением кольца закреплен статус официального предложения.


Хуан Пантоха де ла Крус. Изабелла

Для натур тонких

Ношение колец на мизинце, как правило, связывают с интеллектом и творчеством. Перстенек на этот палец выбирает тот, кто хочет «заявить» о себе, поскольку мизинец с кольцом непроизвольно привлекает внимание. К тому же он меньше других ассоциируется с какими-либо культурными и религиозными традициями и поэтому говорит исключительно о недюжинной индивидуальности.


Рогир ван дер Вейден. Мужчина держит книгу

Мизинец правой руки: в XIX и начале XX века в ряде стран два кольца на мизинце показывали, что человек был женат (кольцо развода). Нижнее кольцо было обручальным, поверх надевался перстень. В Великобритании и других западных странах мужчины на левом мизинце носили кольцо-печатку, и во многих семьях они передавались из поколения в поколение.

С выходом на художественную сцену изысканно пряного модерна, многочисленные украшения свидетельствовали, как правило, о творческих исканиях их владельцев.


Валентин Александрович Серов. Портрет Иды Рубинштейн
1910, 233×147 см

Сегодня в большинстве случав сакральное значение украшений кануло в область преданий, и кольца на пальцах соответствуют, в лучшем случае, ситуации: вечеринка, офис, прогулка… Наши современники остались верны исключительно традиции обмениваться обручальными кольцами. Надолго ли?


Жан Огюст Доминик Энгр. Жозефина-Элеонора-Мари-де-Полин де Галар Брассак де Беарн, княгиня де Бролье
1853, 121.3×90.8 см

Автор Елена Настюк
Источник - Артхивуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]