Регионы: долги растут
---
Общая сумма госдолга регионов перед государством впервые за последние пять лет превысила их задолженность перед банками.
Как сообщает "Аналитическое кредитное рейтинговое агентство" (АКРА), это произошло в конце 2016 года в результате интенсивной раздачи регионам почти бесплатных государственных кредитов. Напомним, бюджетные кредиты по символической ставке 0,1% годовых стали активно выделять с 2014 года, чтобы снизить долговую нагрузку и благодаря замещению коммерческих долгов государственными пустить высвобождающиеся из-за разницы в процентных ставках средства на покрытие задолженностей. Всего на это было выделено: в 2014-м году — 230 млрд, в 2015-16-м — по 310 млрд, в 2017-18-м — по 200 млрд и на 2019-й пока запланировано 50 млрд. Предполагается, что к 2020 году регионы сбалансируют своё финансовое положение и, возможно, такую поддержку прекратят.
По данным АКРА, к концу 2016 года объём задолженности регионов перед государством впервые с 2011 года оказался больше, чем их задолженность перед банками: коммерческие (банковские) долги сократились на 16%, а бюджетные, напротив, выросли почти на 25%.
В Счётной палате говорят, что по итогам 2016 года общая сумма госдолга регионов составила 2,35 трлн рублей (+1,5% за год). Бюджетные кредиты на сумму 355 млрд получили 72 региона, при этом сумма возвращённых кредитов — 173 млрд. В структуре госдолга регионов также произошли изменения: по данным Минфина, доля банковских кредитов упала с 42% до 35%, доля бюджетных кредитов выросла с 35% до 42%. Доли ценных бумаг и госгарантий остались без изменения — соответственно 19% и 4%.
По прогнозу АКРА, в 2017 году баланс задолженности регионов перед государством изменит динамику: регионы отдадут больше, чем получат. Общая сумма, выделенная на этот год — 200 млрд рублей, в то время как планируемая сумма платежей по кредитам, которые должны поступить из региональных бюджетов, составляет 230-240 млрд. В последующих годах разница в пользу федерального бюджета составит: в 2018 году — 130 млрд, в 2019-м — 150 млрд. Но, как отмечают в агентстве, этот прогноз сделан исходя из того, что не будет принято решение о реструктуризации долгов регионов перед государством и соответственно не будет "растягивания" платежей сверх графика. В конечном итоге это приведёт к обратному изменению структуры долга регионов: "К концу 2019 года доля рыночного долга в структуре заимствований может составить 80%."
Ъ отмечает, что ранее примерно такие же выводы сделали в другом рейтинговом агентстве. В середине декабря 2016 года эксперты агентства S&P Global Ratings заявили, что снижение выдачи бюджетных кредитов спровоцирует рост коммерческих долгов регионов, который, в свою очередь, приведёт к увеличению расходов на обслуживание и погашение этих долгов. По прогнозу S&P, уже к концу следующего, 2018 года примерно у 25% субъектов федерации сумма "долговых" расходов может составить около 30% доходов региональных бюджетов — в международной практике это один из наиболее ярких сигналов приближения дефолта.
По мнению аналитиков АКРА, регионы могут спасти свои бюджеты от дефолта, если обратят внимание на рынок ценных бумаг. Эксперты рекомендуют выпускать облигации, прогнозируя рост их выпуска в 2017-2019 годах вдвое, до 250-300 млрд рублей, что в целом сопоставимо с выделяемыми на бюджетные кредиты средствами. Они отмечают: "Облигации предпочтительнее кредитов: даже наиболее закредитованным регионам более длинные облигации обходятся дешевле коротких кредитов. Потенциальная экономия при размещении облигаций по сравнению с получением кредита составит 2-3% от стоимости обслуживания долга в год."
Минфин не так давно тоже рекомендовал регионам параллельно с сокращением задолженностей — как бюджетных, так и коммерческих — выпускать "длинные" облигации. В 2016 году этим инструментом воспользовались только 22 региона, осуществившие "разовые" выпуски облигаций на общую сумму 153,5 млрд рублей.
В общем, регионы сейчас в довольно неприятном положении. Понятно, что бюджетные долги дёшевы, но они не безграничны. К тому же их, как и коммерческие кредиты, надо отдавать. А это достаточно сложно, ведь лишних денег у регионов никогда не было. Какой путь решения выберут руководители субъектов федерации — пока непонятно. Посмотрим.
О сложившейся ситуации вокруг задолженности регионов рассуждает доцент кафедры региональной экономики Алтайского государственного университета Виталий Пуричи: "Постепенно возрастает размер бюджетного дефицита. Инструменты, которые используются сейчас, изменяются в сторону разгрузки федерального бюджета. Передача нагрузки в сложный кризисный период, как и ответственности, приведёт к серьёзным ошибкам. Сам по себе рынок ценных бумаг — нормальный рыночный механизм. Он вполне может использоваться регионами для покрытия дефицита, но насколько регионы умеют пользоваться этим механизмом? Региональные власти, за долгие годы привыкшие к помощи федерального бюджета, могут неправильно использовать средства, и мы получим пёструю картину неизвестных проблем. <...>
Сколько времени понадобится для того, чтобы восстановить эффективность социальных институтов, поднять уровень жизни и экономики отдельных территориальных образований? Многие беды являются последствием несистемных решений, к которым я могу отнести и передачу нагрузки по обслуживанию долга регионов. Системный вариант — долгосрочное, последовательное движение к самодостаточности субъектов, при условии государственных гарантий, стабилизации возможных негативных последствий."
Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного управления Дальневосточного института управления РАНХиГС Владимир Норин рассказывает об особенностях российской системы межбюджетных отношений и возможных путях выхода из сложившейся ситуации: "Межбюджетные отношения довольно сложные. Раньше государство было должно ряду регионов, в результате федеральных льгот образовалась большая задолженность. Федеральный бюджет был должен региональным больше, потому что были выпадающие расходы. Сейчас, когда наступил кризис, картина поменялась. <...> Сегодня губернаторы не могут размещать свои региональные ценные бумаги, потому что не работает экономика. <...> Где брать деньги на погашение кредитов? Я боюсь, что, обвиняя губернаторов, правительство загонит региональные бюджеты в ещё большую долговую яму. Нужно выработать взвешенный механизм взаимоотношений федерального и регионального бюджетов. <...> Облигации на региональном уровне не спасут положение дел в субъектах РФ. Нужно искать и применять другие экономические инструменты."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Источник: Губернаторы вошли во вкус бесплатных денег
Как сообщает "Аналитическое кредитное рейтинговое агентство" (АКРА), это произошло в конце 2016 года в результате интенсивной раздачи регионам почти бесплатных государственных кредитов. Напомним, бюджетные кредиты по символической ставке 0,1% годовых стали активно выделять с 2014 года, чтобы снизить долговую нагрузку и благодаря замещению коммерческих долгов государственными пустить высвобождающиеся из-за разницы в процентных ставках средства на покрытие задолженностей. Всего на это было выделено: в 2014-м году — 230 млрд, в 2015-16-м — по 310 млрд, в 2017-18-м — по 200 млрд и на 2019-й пока запланировано 50 млрд. Предполагается, что к 2020 году регионы сбалансируют своё финансовое положение и, возможно, такую поддержку прекратят.
По данным АКРА, к концу 2016 года объём задолженности регионов перед государством впервые с 2011 года оказался больше, чем их задолженность перед банками: коммерческие (банковские) долги сократились на 16%, а бюджетные, напротив, выросли почти на 25%.
В Счётной палате говорят, что по итогам 2016 года общая сумма госдолга регионов составила 2,35 трлн рублей (+1,5% за год). Бюджетные кредиты на сумму 355 млрд получили 72 региона, при этом сумма возвращённых кредитов — 173 млрд. В структуре госдолга регионов также произошли изменения: по данным Минфина, доля банковских кредитов упала с 42% до 35%, доля бюджетных кредитов выросла с 35% до 42%. Доли ценных бумаг и госгарантий остались без изменения — соответственно 19% и 4%.
По прогнозу АКРА, в 2017 году баланс задолженности регионов перед государством изменит динамику: регионы отдадут больше, чем получат. Общая сумма, выделенная на этот год — 200 млрд рублей, в то время как планируемая сумма платежей по кредитам, которые должны поступить из региональных бюджетов, составляет 230-240 млрд. В последующих годах разница в пользу федерального бюджета составит: в 2018 году — 130 млрд, в 2019-м — 150 млрд. Но, как отмечают в агентстве, этот прогноз сделан исходя из того, что не будет принято решение о реструктуризации долгов регионов перед государством и соответственно не будет "растягивания" платежей сверх графика. В конечном итоге это приведёт к обратному изменению структуры долга регионов: "К концу 2019 года доля рыночного долга в структуре заимствований может составить 80%."
Ъ отмечает, что ранее примерно такие же выводы сделали в другом рейтинговом агентстве. В середине декабря 2016 года эксперты агентства S&P Global Ratings заявили, что снижение выдачи бюджетных кредитов спровоцирует рост коммерческих долгов регионов, который, в свою очередь, приведёт к увеличению расходов на обслуживание и погашение этих долгов. По прогнозу S&P, уже к концу следующего, 2018 года примерно у 25% субъектов федерации сумма "долговых" расходов может составить около 30% доходов региональных бюджетов — в международной практике это один из наиболее ярких сигналов приближения дефолта.
По мнению аналитиков АКРА, регионы могут спасти свои бюджеты от дефолта, если обратят внимание на рынок ценных бумаг. Эксперты рекомендуют выпускать облигации, прогнозируя рост их выпуска в 2017-2019 годах вдвое, до 250-300 млрд рублей, что в целом сопоставимо с выделяемыми на бюджетные кредиты средствами. Они отмечают: "Облигации предпочтительнее кредитов: даже наиболее закредитованным регионам более длинные облигации обходятся дешевле коротких кредитов. Потенциальная экономия при размещении облигаций по сравнению с получением кредита составит 2-3% от стоимости обслуживания долга в год."
Минфин не так давно тоже рекомендовал регионам параллельно с сокращением задолженностей — как бюджетных, так и коммерческих — выпускать "длинные" облигации. В 2016 году этим инструментом воспользовались только 22 региона, осуществившие "разовые" выпуски облигаций на общую сумму 153,5 млрд рублей.
В общем, регионы сейчас в довольно неприятном положении. Понятно, что бюджетные долги дёшевы, но они не безграничны. К тому же их, как и коммерческие кредиты, надо отдавать. А это достаточно сложно, ведь лишних денег у регионов никогда не было. Какой путь решения выберут руководители субъектов федерации — пока непонятно. Посмотрим.
О сложившейся ситуации вокруг задолженности регионов рассуждает доцент кафедры региональной экономики Алтайского государственного университета Виталий Пуричи: "Постепенно возрастает размер бюджетного дефицита. Инструменты, которые используются сейчас, изменяются в сторону разгрузки федерального бюджета. Передача нагрузки в сложный кризисный период, как и ответственности, приведёт к серьёзным ошибкам. Сам по себе рынок ценных бумаг — нормальный рыночный механизм. Он вполне может использоваться регионами для покрытия дефицита, но насколько регионы умеют пользоваться этим механизмом? Региональные власти, за долгие годы привыкшие к помощи федерального бюджета, могут неправильно использовать средства, и мы получим пёструю картину неизвестных проблем. <...>
Сколько времени понадобится для того, чтобы восстановить эффективность социальных институтов, поднять уровень жизни и экономики отдельных территориальных образований? Многие беды являются последствием несистемных решений, к которым я могу отнести и передачу нагрузки по обслуживанию долга регионов. Системный вариант — долгосрочное, последовательное движение к самодостаточности субъектов, при условии государственных гарантий, стабилизации возможных негативных последствий."
Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного управления Дальневосточного института управления РАНХиГС Владимир Норин рассказывает об особенностях российской системы межбюджетных отношений и возможных путях выхода из сложившейся ситуации: "Межбюджетные отношения довольно сложные. Раньше государство было должно ряду регионов, в результате федеральных льгот образовалась большая задолженность. Федеральный бюджет был должен региональным больше, потому что были выпадающие расходы. Сейчас, когда наступил кризис, картина поменялась. <...> Сегодня губернаторы не могут размещать свои региональные ценные бумаги, потому что не работает экономика. <...> Где брать деньги на погашение кредитов? Я боюсь, что, обвиняя губернаторов, правительство загонит региональные бюджеты в ещё большую долговую яму. Нужно выработать взвешенный механизм взаимоотношений федерального и регионального бюджетов. <...> Облигации на региональном уровне не спасут положение дел в субъектах РФ. Нужно искать и применять другие экономические инструменты."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Источник: Губернаторы вошли во вкус бесплатных денег
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]