МиГ-35: ЗАТЯНУВШИЙСЯ ВЗЛЕТ
12.02.2017 319 0 0 m-khodarenok

МиГ-35: ЗАТЯНУВШИЙСЯ ВЗЛЕТ

---
0
В закладки
Легкий фронтовой истребитель может поступить на вооружение Воздушно-космических сил России в наступившем году

Летные испытания легкого фронтового истребителя МиГ-35 начались в январе 2017 года. Об этом еще в конце 2016 года говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Хочу сказать, что это очень выгодное дело, даже с экономической точки зрения, не говоря уже про безопасность страны, потому что именно в сегменте легких истребителей существует такой наиболее обширный экспортный потенциал, – подчеркнул Дмитрий Рогозин, – поэтому не скрываем, что собираемся и побороться с нашими конкурентами в этой части рынка». Проанализируем ситуацию с возможными поставками МиГ-35 на оснащение Воздушно-космических сил и на мировой рынок.

Еще во второй половине октября 2016 года вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что «завершается создание новейшего истребителя МиГ-35. Скоро эта машина будет предъявлена для государственных испытаний».
Тогда же, на совещании по развитию российской авиации, прошедшем 18 октября 2016 года, он отметил: «Есть опыт применения боевой авиации в Сирийской Арабской Республике, совсем недавно в Министерстве обороны проходило совещание с участием руководства Военно-промышленной комиссии. Поэтому я прошу при финальных работах, при завершении опытно-конструкторской работы по МиГ-35, подготовить предложения, каким образом можно использовать опыт применения самолета семейства «Сухой» в этой новой машине, с тем, чтобы потом нам ее не дорабатывать в процессе испытаний и эксплуатации, а именно сейчас учесть все».
МиГ-35 – перспективный российский многофункциональный истребитель поколения «4++». Эта боевая машина – во многом экспортно-ориентированный проект. Он уже участвовал в индийском тендере MMRCA, но выбыл оттуда в 2011 году из-за несоответствия некоторых характеристик ранее заявленным. Например, радар в ходе испытаний не смог обнаружить цель на дистанции, заявленной в тендере, а двигатели РД-33МК не показали необходимую для выполнения задания тягу. Россия тогда потерпела весьма чувствительное поражение в области экспорта вооружений и военной техники. Цена вопроса – поставка в Индию 126 боевых машин такого класса на общую сумму свыше 10 миллиардов долларов. До конца неясен пока исход и египетского контракта на поставку МиГ-35. С деньгами у Каира в настоящее время туго, ранее подобные контракты Египту оплачивала Саудовская Аравия. Но будет ли она платить в будущем, большой вопрос. А без этого контракта перспективы МиГ-35 на зарубежных рынках достаточно туманны.
Хотя внешне МиГ-35 похож на МиГ-29, на самом деле это качественно новый самолет. Основные отличия МиГ-35 от МиГ-29 – это наличие РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой, новые системы управления двигателями, понижение радиолокационной заметности. Радиолокационная станция «Жук-АЭ» с активной фазированной антенной решеткой обеспечивает сопровождение 30 воздушных целей, одновременную атаку до 6 воздушных и наземных целей на дальностях до 130 километров.
Этот истребитель предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям, не входя в зону ПВО противника. Кабина летчиков оснащена жидкокристаллическими дисплеями и системой индикации на лобовом стекле и полностью адаптирована для работы ночью.
Ранее МиГ-35 был известен как МиГ-29ОВТ. ОВТ – это отклоняемый вектор тяги. Двигатель с такой функцией дает возможность истребителю круто менять направление движения в воздухе. Это важное преимущество в ближнем бою. Кроме того, самолет может нести оружие на девяти внешних узлах подвески. Правда, пришлось взлетный вес боевой машины увеличить на треть по сравнению с предшественником – МиГ-29.
МиГ-35 на сегодня является самым совершенным истребителем семейства «МиГ». Нормальная взлетная масса боевой машины составляет 17 500 кг, максимальная – 23 500 кг, боевая нагрузка – 6500 кг. Продолжительность полета – 2,2 часа.
Перехватчик МиГ-35 начал создаваться в 2000-х годах. Однако первая выкатка истребителя состоялась лишь в январе 2007-го. А к 2010 году в строй поступили три прототипа, которые участвовали в различных авиавыставках и проходили испытания.
Еще в 2011 году появилась информация, что развертывание производства новейшего легкого истребителя МиГ-35 оказалось под вопросом. Основной причиной называли дороговизну производства (приближение цены одной машины к миллиарду рублей). Руководство ВВС тогда склонилось к более дешевому варианту – модернизации существующего парка Миг-29.
Помимо всего прочего, в нашей стране сложилось так, что ОКБ Сухого специализировалось на тяжелых истребителях, а ОКБ Микояна – на легких фронтовых машинах. Когда в начале 2000-х годов встал вопрос о замене устаревающих МиГ-29 на перспективные МиГ-35, ОКБ Сухого начало активно продвигать идею о том, что тяжелый истребитель их разработки во всех отношениях будет предпочтительнее легкого фронтового истребителя. И это во многом удалось. Многие эксперты оценивают это как серьезную маркетинговую ошибку.
В результате в российской истребительной авиации сложилось весьма странное положение, противоречащее общепринятым в мире принципам строительства военной авиации. Согласно общемировой концепции, доля легких истребителей во фронтовой авиации должна составлять примерно две трети от общего количества самолетов. Такая формула обрела свою жизнеспособность с учетом целого ряда показателей и факторов, в том числе и сугубо экономических. Производство и эксплуатация легких истребителей существенно дешевле. И их боевые потери значительно легче восполнять. В ВВС России картина прямо противоположная – легкие фронтовые истребители МиГ-29 различных модификаций составляют всего одну треть общего парка самолетов.
На судьбу и боевую биографию МиГ-35 не самое положительное влияние могут оказать два фактора: его высокая цена (и особенно высокая стоимость эксплуатации, которая сводит к нулю многие другие преимущества этой машины) и боевые возможности самолета, существенно уступающие ТТХ самолетов Су-30СМ и Су-35С. Именно по этим причинам до самого последнего времени Воздушно-космические силы России не хотели заказывать этот самолет. Кроме того, бичом для МиГ-35 будет, по всей видимости, его малая серийность. Бортовое радиоэлектронное оборудование при подобных масштабах производства будет просто золотым по цене.
Наконец, все дело в том, что потенциальный покупатель может переплатить сравнительно немного средств и в результате приобрести тяжелый истребитель типа Су-30СМ (или Су-35С) с характеристиками, которые существенно превосходят ЛТХ МиГ-35.
И такие случаи уже есть. В частности, Казахстан закупил четыре истребителя Су-30СМ, хотя наряду с этим рассматривалась закупка и легких фронтовых машин. Это первые поставки таких самолетов за рубеж, раньше Су-30СМ состояли на вооружении только российских ВВС. Су-30СМ – многофункциональный истребитель, способный поражать высокоточным оружием любые цели и в любых условиях. Пилоты и техники Казахстана прошли курс обучения эксплуатации таких машин на Иркутском авиазаводе. Всего в Казахстан до 2020 года может быть поставлено до 36 самолетов Су-30МС. Но с другой стороны, ряд экспертов считает, что принятое Казахстаном решение объясняется не в последнюю очередь большими размерами этой страны, где всегда будут востребованы машины с большой дальностью полета.
А тем временем 24 ноября 2016 года без особого шума и треска в воздух поднялся первый опытный образец нового российского многофункционального истребителя легкого класса МиГ-35 (бортовой номер «702»). Самолет был построен на Производственном комплексе № 1 АО «РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах в числе двух опытных («предсерийных») образцов по контракту на проведение соответствующего ОКР с ВКС России.
«Вообще-то, это очень интересный самолет, и много в нем сделано просто здорово, – отметил источник, знакомый с ситуацией, – в частности, прицельная система для работы по земле смонтирована в виде подвесного контейнера, и там нашли применение ряд весьма продвинутых космических технологий».
По словам специалиста, основная проблема этого самолета состоит в том, что он появился слишком поздно. И на это обстоятельство значительно больше влияли субъективные факторы, нежели чем объективные. Кроме того, добавил эксперт, по критерию «эффективность-стоимость» машина получается весьма спорной. И будет ли она в этих условиях конкурентноспособна – отдельный большой вопрос.
«А вообще реального современного и высокотехнологичного легкого фронтового истребителя для ведения сетецентрических боевых действий в нашей стране пока нет, – пояснил для заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, – и строить всю политику в сфере истребительной авиации только на основе машин исключительно тяжелого класса было бы неправильным. Кроме того, многим нашим союзникам и потенциальным покупателям объективно, в силу небольших размеров национальной территории, не нужны тяжелые и дорогие в эксплуатации истребители, а требуются именно легкие фронтовые машины со сравнительно небольшой дальностью полета».уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]