Истрепался, но не сдаюсь.
---
Кто про что, а я опять про Пермь. Государственных флагов в городе Перми хватает. Есть в Перми и огромные флаги в стиле славного города Баку, хотя и не столь большие, как там. Их в Перми целых три, в самом центре - и с медведем, и без медведя. Но на самом деле Пермь до сих пор живёт под сенью одного флага - красного. Да-да, того самого, советского, хотя социализм кончился здесь уже более двадцати лет назад.
Именно он, красный советский флаг развевается в самой высокой точке Перми, на самом-самом видном месте. Не верите? Вот он.
Летом позапрошлого года мы были в Мотовилихе в музее пушек. Хотели идти дальше, на гору Вышку, к диораме. Но тогда летом мы до диорамы так и не дошли. Решили сходить этой зимой. Диорама и вообще вся гора Вышка - это тоже из ряда впечатлений армейской юности. Именно тогда, когда мне было девятнадцать, я впервые увидел это интересное место. Была весна и я долго-долго смотрел с этой горы на Пермь, Каму, дома, дороги и портовые краны на горизонте.
И теперь мы с Алей идём туда же. Гора Вышка - это довольно большой и крутой холм, на котором стоит монумент под красным флагом. А ещё там же находится музей-диорама, изображающая Мотовилихинское восстание во время революции 1905-го года. Диорама - это конечно не так круто, как знаменитая панорама "Бородинская битва", но всё же довольно большая редкость и крупная достопримечательность Перми. Например, в наших свердловских краях вообще нет никаких диорам.
На гору надо лезть по длинной-длинной лестнице. Начинается лестница здесь.
Как и всё тогда в Перми, эта лестница была завалена снегом. Снег шёл всё последнее время и его просто не успевали убирать вовремя. На нижней площадке лестницы стоит дворник и обречённо держит в руках лопату. Вон он, дворник. Перед тем, как начать чистить эту длиннейшую лестницу, дворник решил побеседовать с приятелем. Хоть немного поразвлечься перед долгим и неприятным делом.
А это будущий фронт работ того самого дворника. Да уж. Труден путь к музею-диораме, и не всякий уральский турист решится его одолеть.
Ну а мы, хоть пищим, а всё-таки лезем вверх. Наконец влезли. Здесь тоже снег. Кстати противоположный склон горы Вышки не такой крутой. Здесь живут люди и сюда можно заехать на каком-нибудь более обыкновенном транспорте. Более привычном для человека, чем гигантская лестница.
Здание музея.
Перед музеем - Пермская азбука. Большие плакаты с буквами и словами "пермской " тематики. Мы, влезши на гору, упёрлись как раз в плакатик с буквой "Х" - "Хохловка". Вот ведь совпало. Мы ездили в Хохловку за день до этого.
А это буква "Н"-народы пермские. Как и положено, в снегу по самые уши. Ио идее-то народов на плакатике должно быть трое. Русские, татары и коми-пермяки - вот основные народности, населяющие Пермский край. Третий народ, наверное, был полностью погребён под снегом.
А вот и монумент.
Этот монумент в советские годы был одним из основных символов Перми. Не знаю правда, остался ли сейчас. В наши дни его конечно потеснили новые символы типа буквы "П", резинового скарабея, бронзового медведя, и "места, рядом с которым все фотографируются".
Я долго не понимал, что именно означает это "суперсооружение". Но я же был умным солдатиком. К тому же в студенческие времена мы ходили обедать в заводскую столовую. А столовая была совсем рядом с цехом, где стоял подобный агрегат. Конечно же, это паровой молот. А вся скульптура, вознесённая на Пермью - это Серп и Молот, только с поправкой на индустриальную эпоху. Смотрите. Вот серп, вот колосья хлеба. А молот - паровой. Не какая-нибудь архаичная железяка на деревяшке.
Конечно, у меня, как у умного солдатика, не могла не появиться такая мысль. Если молот современный, паровой, то почему бы и вместо серпа не изобразить какое-нибудь более современное приспособление для уборки хлеба? Как оно там называется? Но если вместо серпа на монументе изобразить режущий агрегат комбайна, то люди вообще ничего не поймут. И сейчас-то многие не понимают, что это именно молот. Пермяки ещё знают, а иногородние - те и вообще...
А это наковальня каменного молота.
Монумент был построен, как я думал, годах в тридцатых. И только сегодня узнал, что он гораздо старше. Памятник был спроектирован чертёжником Мотовилихинского завода Василием Евлампиевичем Гомзиковым и открыт 7 ноября 1920-го года. На фото ниже - митинг по случаю открытия памятника. Оказывается стоял он прямо у стен часовни. До наших дней эта часовня конечно не дожила. Интересен флаг над памятником. Он что, железный?
Получается, что он стал одним из немногих истинно народных "неканонических"памятников, подобно Тагильскому Ленину, оригинальный постамент для которого был построен по проекту учителя рисования Фролова. Или Железному Шару в Верх-Нейвинске. Таких монументов, построенных до того, как был разработан единый "канон" или стандарт на то, какими должны быть советские памятники, по всему Уралу сохранилось очень немного.
Здесь, у памятника похоронены борцы революции. Те, кто участвовал в декабрьском вооружённом восстании 1905-го года. Подробнее о памятнике и о том, кто у его подножья был захоронен читайте здесь.
А мы видим чугунную капсулу с прахом Степана Афанасьевича Звонарёва. Участника трёх революций, члена ЦК. Капсулу вмуровали в монумент в 1932-м году. Правда чем именно прославился Звонарёв, и за что он удостоился такой чести - Интернет не знает.
Мощные чугунные цепи окружают монумент. При первом же взгляде на него видно, что это дитя завода, что он вряд ли он мог появиться ещё где-то кроме как в рабочей Мотовилихе, где испокон веков делали пушки для армии и флота.
А вот фото 30-х годов. Гора Вышка абсоютно лысая, а на её склоне выложены слова "Долг каждого гражданина СССР подписаться на заём".
Надгробья героев-революционеров утопают в глубоком снегу. Мы не сразу сообразили, что здесь, посреди снежного поля расположен целый некрополь.
Осторожно, чтоб не наступать на могилы, уходим к ограде памятника. Отсюда открываются прекрасные виды на Пермь. Мотовилиха во многом так и осталась деревянной, как и до революции. Правда тогда она была рабочим предместьем губернской Перми, куда люди ездили из города на поезде или на пароходе. Но именно здесь, в деревянном бывшем пригороде сегодня делают самое современное оружие, в том числе системы "Панцирь". Мотовилихинский завод - вон он, справа.
Кама, которая зимой практически не замерзает в черте города. Только выше плотины КамГЭС её покрывает лёд.
Эх, если б деревья не были такими густыми. Тогда бы можно было увидеть узенькое бетонное русло речки Мотовилихи и Стефанов монастырь. Впрочем его колокольня немного видна и сейчас.
А это историческое фото тех же мест. Сразу за памятником - море деревянных крыш. Раньше на монументе всегда стояло две даты. Одна неизменная - 1905-й год, год первой русской революции. И вторая дата, сменяемая, нынешняя. На фото ниже -год 1945-й.
И ещё фото, по всей видимости начала 60-х.
А мы потихоньку пошли от памятника, направляясь к музею-диораме. Про сам музей-диораму расскажу в одном из следующих постов.
И тут только мы заметили, как сильно истрепался алый советский флаг, под сенью которого лежит вся Пермь. Флаг весь в "пробоинах" и стал примерно на треть короче. Только плотные лямки сверху и снизу позволяют понять, насколько он был длиннее в лучшие времена.
Мне подумалось, что с 1991-го года никто и не подумал обновить алое полотнище. Как никто не подумал заменить красный флаг на российский триколор. Впрочем, триколор над этим памятником выглядел бы нелепо. Над могилами борцов революции уместен только красный флаг. И он упрямо противостоит всем стихиям, как часовой на посту, которого забыли сменить. Хоть и давно минуло его время и сам он почти превратился в лохмотья. При виде этого флага у меня и мелькнула мысль, которую я вынес в заголовок: "Истрепался, но не сдаюсь".
Именно он, красный советский флаг развевается в самой высокой точке Перми, на самом-самом видном месте. Не верите? Вот он.
Летом позапрошлого года мы были в Мотовилихе в музее пушек. Хотели идти дальше, на гору Вышку, к диораме. Но тогда летом мы до диорамы так и не дошли. Решили сходить этой зимой. Диорама и вообще вся гора Вышка - это тоже из ряда впечатлений армейской юности. Именно тогда, когда мне было девятнадцать, я впервые увидел это интересное место. Была весна и я долго-долго смотрел с этой горы на Пермь, Каму, дома, дороги и портовые краны на горизонте.
И теперь мы с Алей идём туда же. Гора Вышка - это довольно большой и крутой холм, на котором стоит монумент под красным флагом. А ещё там же находится музей-диорама, изображающая Мотовилихинское восстание во время революции 1905-го года. Диорама - это конечно не так круто, как знаменитая панорама "Бородинская битва", но всё же довольно большая редкость и крупная достопримечательность Перми. Например, в наших свердловских краях вообще нет никаких диорам.
На гору надо лезть по длинной-длинной лестнице. Начинается лестница здесь.
Как и всё тогда в Перми, эта лестница была завалена снегом. Снег шёл всё последнее время и его просто не успевали убирать вовремя. На нижней площадке лестницы стоит дворник и обречённо держит в руках лопату. Вон он, дворник. Перед тем, как начать чистить эту длиннейшую лестницу, дворник решил побеседовать с приятелем. Хоть немного поразвлечься перед долгим и неприятным делом.
А это будущий фронт работ того самого дворника. Да уж. Труден путь к музею-диораме, и не всякий уральский турист решится его одолеть.
Ну а мы, хоть пищим, а всё-таки лезем вверх. Наконец влезли. Здесь тоже снег. Кстати противоположный склон горы Вышки не такой крутой. Здесь живут люди и сюда можно заехать на каком-нибудь более обыкновенном транспорте. Более привычном для человека, чем гигантская лестница.
Здание музея.
Перед музеем - Пермская азбука. Большие плакаты с буквами и словами "пермской " тематики. Мы, влезши на гору, упёрлись как раз в плакатик с буквой "Х" - "Хохловка". Вот ведь совпало. Мы ездили в Хохловку за день до этого.
А это буква "Н"-народы пермские. Как и положено, в снегу по самые уши. Ио идее-то народов на плакатике должно быть трое. Русские, татары и коми-пермяки - вот основные народности, населяющие Пермский край. Третий народ, наверное, был полностью погребён под снегом.
А вот и монумент.
Этот монумент в советские годы был одним из основных символов Перми. Не знаю правда, остался ли сейчас. В наши дни его конечно потеснили новые символы типа буквы "П", резинового скарабея, бронзового медведя, и "места, рядом с которым все фотографируются".
Я долго не понимал, что именно означает это "суперсооружение". Но я же был умным солдатиком. К тому же в студенческие времена мы ходили обедать в заводскую столовую. А столовая была совсем рядом с цехом, где стоял подобный агрегат. Конечно же, это паровой молот. А вся скульптура, вознесённая на Пермью - это Серп и Молот, только с поправкой на индустриальную эпоху. Смотрите. Вот серп, вот колосья хлеба. А молот - паровой. Не какая-нибудь архаичная железяка на деревяшке.
Конечно, у меня, как у умного солдатика, не могла не появиться такая мысль. Если молот современный, паровой, то почему бы и вместо серпа не изобразить какое-нибудь более современное приспособление для уборки хлеба? Как оно там называется? Но если вместо серпа на монументе изобразить режущий агрегат комбайна, то люди вообще ничего не поймут. И сейчас-то многие не понимают, что это именно молот. Пермяки ещё знают, а иногородние - те и вообще...
А это наковальня каменного молота.
Монумент был построен, как я думал, годах в тридцатых. И только сегодня узнал, что он гораздо старше. Памятник был спроектирован чертёжником Мотовилихинского завода Василием Евлампиевичем Гомзиковым и открыт 7 ноября 1920-го года. На фото ниже - митинг по случаю открытия памятника. Оказывается стоял он прямо у стен часовни. До наших дней эта часовня конечно не дожила. Интересен флаг над памятником. Он что, железный?
Получается, что он стал одним из немногих истинно народных "неканонических"памятников, подобно Тагильскому Ленину, оригинальный постамент для которого был построен по проекту учителя рисования Фролова. Или Железному Шару в Верх-Нейвинске. Таких монументов, построенных до того, как был разработан единый "канон" или стандарт на то, какими должны быть советские памятники, по всему Уралу сохранилось очень немного.
Здесь, у памятника похоронены борцы революции. Те, кто участвовал в декабрьском вооружённом восстании 1905-го года. Подробнее о памятнике и о том, кто у его подножья был захоронен читайте здесь.
А мы видим чугунную капсулу с прахом Степана Афанасьевича Звонарёва. Участника трёх революций, члена ЦК. Капсулу вмуровали в монумент в 1932-м году. Правда чем именно прославился Звонарёв, и за что он удостоился такой чести - Интернет не знает.
Мощные чугунные цепи окружают монумент. При первом же взгляде на него видно, что это дитя завода, что он вряд ли он мог появиться ещё где-то кроме как в рабочей Мотовилихе, где испокон веков делали пушки для армии и флота.
А вот фото 30-х годов. Гора Вышка абсоютно лысая, а на её склоне выложены слова "Долг каждого гражданина СССР подписаться на заём".
Надгробья героев-революционеров утопают в глубоком снегу. Мы не сразу сообразили, что здесь, посреди снежного поля расположен целый некрополь.
Осторожно, чтоб не наступать на могилы, уходим к ограде памятника. Отсюда открываются прекрасные виды на Пермь. Мотовилиха во многом так и осталась деревянной, как и до революции. Правда тогда она была рабочим предместьем губернской Перми, куда люди ездили из города на поезде или на пароходе. Но именно здесь, в деревянном бывшем пригороде сегодня делают самое современное оружие, в том числе системы "Панцирь". Мотовилихинский завод - вон он, справа.
Кама, которая зимой практически не замерзает в черте города. Только выше плотины КамГЭС её покрывает лёд.
Эх, если б деревья не были такими густыми. Тогда бы можно было увидеть узенькое бетонное русло речки Мотовилихи и Стефанов монастырь. Впрочем его колокольня немного видна и сейчас.
А это историческое фото тех же мест. Сразу за памятником - море деревянных крыш. Раньше на монументе всегда стояло две даты. Одна неизменная - 1905-й год, год первой русской революции. И вторая дата, сменяемая, нынешняя. На фото ниже -год 1945-й.
И ещё фото, по всей видимости начала 60-х.
А мы потихоньку пошли от памятника, направляясь к музею-диораме. Про сам музей-диораму расскажу в одном из следующих постов.
И тут только мы заметили, как сильно истрепался алый советский флаг, под сенью которого лежит вся Пермь. Флаг весь в "пробоинах" и стал примерно на треть короче. Только плотные лямки сверху и снизу позволяют понять, насколько он был длиннее в лучшие времена.
Мне подумалось, что с 1991-го года никто и не подумал обновить алое полотнище. Как никто не подумал заменить красный флаг на российский триколор. Впрочем, триколор над этим памятником выглядел бы нелепо. Над могилами борцов революции уместен только красный флаг. И он упрямо противостоит всем стихиям, как часовой на посту, которого забыли сменить. Хоть и давно минуло его время и сам он почти превратился в лохмотья. При виде этого флага у меня и мелькнула мысль, которую я вынес в заголовок: "Истрепался, но не сдаюсь".
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]