Кабельтов: происхождение слова и его значение в военно-морском деле
03.06.2020 9 498 0 +316 vorbur

Кабельтов: происхождение слова и его значение в военно-морском деле

---
+316
В закладки
Кабельтов: происхождение слова и его значение в военно-морском деле кабельтов, футов, расстояния, моряков, морских, саженей, слишком, метров, между, канат, морские, всего, происхождение, кабельтовыми, «кабельтов», сегодня, ведёт, термин, милями, корабли

Мореплавание как одно из древнейших занятий рода человеческого за тысячелетия успело породить великое множество сугубо специфических понятий и терминов. Особенно большое их количество относится к единицам измерения расстояния и скорости, употребляемых исключительно моряками и для людей "сухопутных", как правило, малопонятных. К примеру – кабельтов. Сколько это? И каково происхождение такого понятия?

Термин «кабельтов», который сегодня относится к военно-морским, ведёт происхождение от соединительного троса, с помощью которого осуществлялась швартовка судов к берегу либо их буксировка. При этом в виду имелась не всякая веревка, которая попадется под руку морским волкам. На флоте издавна все важные детали корабельного оснащения подлежали строгой унификации. А поэтому кабельтов – это, прежде всего, канат от 6 до 13 дюймов в окружности (152-330 мм), имеющий диаметр в 50-100 мм. Ну, и соответственно, мера расстояния, которую можно было измерить длиной этого самого каната.

Этимологию слово имеет, скорее всего, французскую (cable), восходящую к латинскому сарulum (аркан). Непосредственно имеющееся произношение ведёт от голландского kabeltouw - канат для буксировки.

От, как в сравнительном отношении считают эксперты, не слишком преуспевших в морском деле французов его и позаимствовали в Нидерландах. Эти были мореходы хоть куда, они прославились на весь мир своими путешествиями и географическими открытиями. От них в эпоху Петра Великого, создававшего российский флот во многом по голландскому образцу, перекочевал термин "кабельтов" и в обиход русских моряков.

Надо отметить, что употребление термин имеет довольно узкое – им отмечают не пройденный кораблем путь (для этого, как известно, используются морские мили), а дистанцию между судами во время размещения их определенным ордером, при совместном плавании или размещении на рейде. Или расстояние от корабля до ближайшего берега – то есть не слишком протяженные по своим размерам отрезки.

Понятие «кабельтов» при всей своей универсальности не всегда выражает одну и ту же величину и нуждается в уточнении. Наиболее употребим в мире международный кабельтов, составляющий десятую часть морской мили или 6 угловых секунд меридиана. В привычных нам величинах это 185,2 м. Общепризнан также кабельтов артиллерийский, равняющийся сотне морских саженей или 6 сотням футов. Для «сухопутчиков» разница между этими двумя кабельтовыми составляет 3-4 метра.

Странно бы было, если бы своё особое мнение по данному вопросу не имели «просвещенные мореплаватели» из Британии, а также их заокеанские наследники и потомки. У британцев и американцев имеются собственные кабельтовы. Причем англичане пышно именуют свой «адмиральским», от того же артиллерийского отличается он на 8 футов или чуть более 3 метров. «Старый кабельтов США» больше всех других – в нем 120 морских саженей и, соответственно, 720 футов или почти 220 метров. Впрочем, обе упомянутые выше англосаксонские морские меры длины давно считаются устаревшими. Они принадлежат скорее к экзотической архаике и мало кем и когда употребляются сегодня.

В заключении стоит вкратце остановиться на вопросе о том, зачем вообще понадобилась вся эта сугубо морская специфика с милями, узлами, кабельтовыми и прочим. Большинство авторитетных специалистов склонны считать, что ее востребованность связана с тем, что на волнах морей и океанов веками встречались и встречаются по сей день корабли, принадлежащие самым разным странам. На заре освоения наук это было особенно чувствительно – французы меряли расстояния лье и туазами, британцы – милями, футами и ярдами, русские привыкли к верстам и саженям. С таким разнообразием недалеко было и до беды, поскольку пересчитывать лье на футы и версты, на ярды капитаны и шкиперы могли до тех пор, пока их корабли не налетели бы на рифы или не столкнулись бы, не разминувшись в только кажущимися безбрежными водных просторах. Универсальная система, общая для моряков всех государств и всем им с полуслова понятная, вот, что требовалось для надёжности и понимания.

Автор:Александр ХаралужныйИспользованы фотографии:vma.mil.ru
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]