Путешествия по СССР. Армения. Часть 3. Вокруг Дилижана: монастыри и петушиные головы
---
Оригинал взят у marinagra в Путешествия по СССР. Армения. Часть 3. Вокруг Дилижана: монастыри и петушиные головы
Продолжаем цикл "Путешествия по СССР". Из высокогорного города-курорта ДИЛИЖАН мы отправляемся странствовать по Дилижанскому заповеднику, осматривая древние монастыри: знаменитые Гошаванк и Агарцин, а также малоизвестные, затерянные в лесах. О том, как выглядели эти монастыри в 1979 году, расскажут слайды, сделанные моим отцом Анатолием Сиротой (turnepsik).
Монастырь Гошаванк
"Орущих камней государство" - так назвал Осип Мандельштам Армению в цикле стихотворений 1930 года. "Каменная летопись!" Без этих слов вряд ли обходится какая-нибудь книга по армянской архитектуре. "Айастан – карастан" ("Армения - страна камня"): с этим не поспоришь. Армянский туф - очень прочный камень, способный выдержать суровый высокогорный климат, - в то же время удивительно податлив и под рукой резчика превращается в каменное кружево крест-камней хачкаров.
Монастырь Гошаванк
Армянские храмы и монастыри – это, прежде всего, камень разных фактур и оттенков: песочный, розоватый, серый, гладкий или шероховатый, чистый или покрытый мхами и лишайниками. Постройки порой кажутся порождением каменистых, поросших лишь выжженной рыжей травой горных склонов. Таков монастырь Гошаванк: он стоит на фоне скалистого склона, и путник издалека видит его силуэт. Камень на фоне камня, камень на фоне неба – и ничего больше.
МОНАСТЫРЬ ГОШАВАНК
Монастырь Гошаванк. Из конусообразных куполов трех храмов в 1979 году уцелел всего один.
Справка
Монастырь Гошаванк расположен примерно в 20 км восточнее Дилижана, в селе Гош. Монастырь был возведен в XII веке на месте разрушенного землетрясением древнего монастыря Гетик и получил название Нор-Гетик (Новый Гетик). Впоследствии монастырь стал называться Гошаванк в честь Мхитара Гоша - политического деятеля, богослова и выдающегося ученого, который основал монастырь и принимал участие в его строительстве. Гошаванк был одним из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении.
В монастырский ансамбль входят характерные для армянской средневековой архитектуры крестово-купольные церкви с конусообразными куполами Сурб Аствацацин (церковь Богоматери, 1196) и Сурб Григор (Святого Григория, 1241), маленькая церковь Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя, 1241), притвор (1203), двухэтажное книгохранилище с колокольней (1291), здание школы (XIII в.), галерея (XIII в.), несколько часовен (XIII в.).
Монастырь Гошаванк. Сурб Аствацацин (церковь Богоматери, 1196) с конусообразным куполом.
Монастырь Гошаванк
Монастырь Гошаванк
Армянские монастыри и храмы были в ту пору – в 1979 году - в основном не действующими: в них не было никакого церковного убранства, не проводились службы. Однако, уединенно стоящие высоко в горах, никем не охраняемые, они не были разорены и поруганы, как большинство церквей в тогдашней России. Абсолютно пустые – разве что несколько свечек поставлено на месте алтаря, они не были заперты или превращены в склады, их разрушало только время, а не люди. В этих пустых храмах ощущалась особая лаконичная красота.
Монастырь Гошаванк. Сурб Аствацацин, интерьер
Монастырь Гошаванк. Сурб Аствацацин, интерьер
На фоне строгого камня церквей особенно яркими казались пестрые ленточки, повязанные паломниками на "древо желания", растущее возле храма. (Древний обычай повязывать ленты на деревья в надежде на исполнение сокровенных желаний существует у многих народов).
"Древо желания" близ монастыря Гошаванк
Сушка табака в селении Гош
Юный житель селения Гош
МОНАСТЫРЬ АГАРЦИН
Монастырь Агарцин, 11-13 вв. Вид с северо-запада
Справка
Монастырь Агарцин расположен в 18 км от Дилижана в верховье реки Агарцин (левый приток реки Агстев). Монастырь построен в XI—XIII веках. Древнейший храм монастырского комплекса, крестово-купольная церковь Сурб Григор (Святого Григория), была заложена в конце X века бежавшими от преследований монахами из Западной Армении, подвластной Византии. Позднее были возведены церкви Сурб Степанос (1244), главный храм монастыря Сурб Аствацацин (1281), часовни (XIII в.), усыпальницы царского рода Багратидов (XII в.), трапезная (1248) и различные монастырские службы. В 12 веке Агарцин был крупным центром духовной и культурной жизни края.
Монастырь Агарцин. Главный храм комплекса - Сурб Аствацацин. 13 век
Дилижанский заповедник – зеленый оазис в Стране камня. Горы здесь покрыты лесами, и каменные храмы чаще контрастируют с природой, чем гармонируют с ней. Монастырь Агарцин, окруженный лесистыми горами,– одна из главных достопримечательностей Армении. Знаменитая трапезная Агарцина, возведенная зодчим Минасом в 1248 году, – чудо армянской архитектуры. Историки искусства отмечают, что зодчий нашел здесь новую форму перекрытия: без дробящих пространство внутренних устоев. Трапезная разделена на две квадратные в плане части, перекрытые системой перекрещивающихся арок.
Интерьер трапезной агарцинского монастыря. 1248
Мы решили отправиться к Агарцину пешком с рюкзаками, чтобы сполна насладиться видами, но передвигаться по петляющему среди холмов шоссе оказалось совсем непросто. В то время туристов в Армении было немного, и человек с рюкзаком вызывал всеобщий интерес. Почти каждая проезжающая мимо машина останавливалась, и водитель предлагал нас подвести. Мы вежливо отказывались и продолжали взбираться вверх по шоссе, пока нам не перегородил дорогу огромный туристический автобус. Из него вышел дородный водитель с невероятной длины свисающими усами и, воскликнув "Нэ могу смотреть, как такой дэвушка этот мешок несет!", запихал нас в автобус.
Оказалось, что автобус везет в Агарцин участников международной научной конференции. Группу сопровождал молодой человек спортивного вида, который представился нам как гид Интуриста. Когда мы оказались в знаменитой монастырской трапезной, он деловито измерил ее шагами, после чего задал отцу неожиданный вопрос: "Знаете ли вы, как надо ее взрывать?" Отец честно признался, что не знает. "Вот, - сказал он, - смотрите: один заряд под эту колонну, один под эту. И все рухнет!" Удивившись столь специфическим познаниям гида Интуриста, мы с ним согласились.
Монастырь Агарцин
Притвор церкви Сурб Григор в Агарцине. Конец 12 - начало 13 вв.
Справа - крест-камень хачкар
Притвор церкви Сурб Григор в Агарцине
МОНАСТЫРЬ ДЖУХТАКВАНК
В заброшенном монастыре Джухтакванк сделано всего два слайда – но каких! Этот уединенный уголок был, видимо, излюбленным местом окрестных жителей для совершения обряда матах. Вернее было бы сказать "псевдоматах", поскольку в атеистические советские времена этот старинный обряд Армянской апостольской церкви (напомню, что это одна из древнейших христианских церквей) был искажен и приобрел языческий смысл.
Изначально матах (буквально «поднести соль») — это обряд благотворительной трапезы. Он заключается в освящении соли и приготовлении с нею мяса, которое раздается неимущим. Обряд появился вместе с принятием в Армении христианства в начале 4 века. Важно подчеркнуть, что священник в храме освящает только соль, с которой приготовляется мясо, приносить в церковь животных не разрешается. Животное для матаха благотворитель режет дома, без каких-либо религиозных ритуалов (по традиции, это животное мужского пола — бычок, баран, петух).
"Жертвенник" в монастыре Джухтакванк
В советские времена, однако, возникли представления о матахе как о ритуальной кровавой жертве. Люди приносили к пустующим храмам (желательно уединенным и заброшенным) жертвенных животных, обносили их несколько раз вокруг церкви и закалывали, оставляя на "жертвенниках" отрезанные головы и лапки петухов, уши баранов. Именно такой "жертвенник" мы и увидели в Джухтакванке.
"Жертвенник" в монастыре Джухтакванк
МОНАСТЫРЬ МАТОСАВАНК
Монастырь Матосаванк, церковь
Справка
Матосаванк — небольшой монастырь в 3,5 км к северо-западу от Дилижана, в горном лесном массиве вблизи от монастыря Джухтакванк. Монастырский комплекс пребывает в руинах, зарос кустарниками, частично присыпан землей. Он состоит из церкви, притвора и книгохранилища, примыкающих друг к другу. Церковь из грубо тесаного камня построена в 1205 году. Это небольшое строение, покрытое ложным сводом. (Приём кладки, при котором образуется подобие сводчатого потолка. В отличие от истинного свода, впервые появившегося в Древнем Риме, в ложном своде камни укладываются не «в распор», а слоями, в виде окружностей уменьщающихся диаметров.
Монастырь Матосаванк, интерьер церкви
Монастырь Матосаванк, интерьер церкви
Монастырь Матосаванк, интерьер церкви
Матосаванк. Ложный свод церкви
Матосаванк. Ложный свод церкви
Автор нашего путеводителя "Армения – открытый музей" Ю. Кириллова предупреждала: "Найти Матосаванк, несмотря на простую ориентировку, довольно трудно — высокая, в рост человека, трава и заросли кустарника, плотной стеной окружившие памятники, надежно прячут его от посторонних глаз". Однако мы не убоялись углубиться в заросли и отыскали этот заброшенный, разрушающийся под натиском буйной растительности монастырь, таинственный и печальный. В наши дни он, как пишут, продолжает разрушаться, восстановить его невозможно из-за оползней.
Монастырь Монастырь Матосаванк, книгохранилище
Лишайники окрасили разрушающиеся стены монастыря в рыже-коричневый цвет,
и снова вспомнились армянские стихи Мандельштама:
"Ах, ничего я не вижу, и бедное ухо оглохло,
Всех-то цветов мне осталось - лишь сурик да хриплая охра".
Монастырь Монастырь Матосаванк, стена книгохранилища
На этом закончились наши прогулки по монастырям Дилижанского заповедника,
мы начали совершать все более далекие выезды по Армении. Продолженiе будетъ!
О Дилижане можно прочитать здесь:
Часть 1. Воспоминания о Дилижане. Последний из молокан
Часть 2. Дилижан сорок лет спустя: в поисках рая
Все слайды сделаны Анатолием Сиротой (turnepsik) в 1979 году фотоаппаратом "Киев"
на цветной обращаемой пленке ORWO CHROM UT18, производство ГДР.
Слайды отсканированы мною в 2016 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.
Продолжаем цикл "Путешествия по СССР". Из высокогорного города-курорта ДИЛИЖАН мы отправляемся странствовать по Дилижанскому заповеднику, осматривая древние монастыри: знаменитые Гошаванк и Агарцин, а также малоизвестные, затерянные в лесах. О том, как выглядели эти монастыри в 1979 году, расскажут слайды, сделанные моим отцом Анатолием Сиротой (turnepsik).
Монастырь Гошаванк
"Орущих камней государство" - так назвал Осип Мандельштам Армению в цикле стихотворений 1930 года. "Каменная летопись!" Без этих слов вряд ли обходится какая-нибудь книга по армянской архитектуре. "Айастан – карастан" ("Армения - страна камня"): с этим не поспоришь. Армянский туф - очень прочный камень, способный выдержать суровый высокогорный климат, - в то же время удивительно податлив и под рукой резчика превращается в каменное кружево крест-камней хачкаров.
Монастырь Гошаванк
Армянские храмы и монастыри – это, прежде всего, камень разных фактур и оттенков: песочный, розоватый, серый, гладкий или шероховатый, чистый или покрытый мхами и лишайниками. Постройки порой кажутся порождением каменистых, поросших лишь выжженной рыжей травой горных склонов. Таков монастырь Гошаванк: он стоит на фоне скалистого склона, и путник издалека видит его силуэт. Камень на фоне камня, камень на фоне неба – и ничего больше.
МОНАСТЫРЬ ГОШАВАНК
Монастырь Гошаванк. Из конусообразных куполов трех храмов в 1979 году уцелел всего один.
Справка
Монастырь Гошаванк расположен примерно в 20 км восточнее Дилижана, в селе Гош. Монастырь был возведен в XII веке на месте разрушенного землетрясением древнего монастыря Гетик и получил название Нор-Гетик (Новый Гетик). Впоследствии монастырь стал называться Гошаванк в честь Мхитара Гоша - политического деятеля, богослова и выдающегося ученого, который основал монастырь и принимал участие в его строительстве. Гошаванк был одним из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении.
В монастырский ансамбль входят характерные для армянской средневековой архитектуры крестово-купольные церкви с конусообразными куполами Сурб Аствацацин (церковь Богоматери, 1196) и Сурб Григор (Святого Григория, 1241), маленькая церковь Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя, 1241), притвор (1203), двухэтажное книгохранилище с колокольней (1291), здание школы (XIII в.), галерея (XIII в.), несколько часовен (XIII в.).
Монастырь Гошаванк. Сурб Аствацацин (церковь Богоматери, 1196) с конусообразным куполом.
Монастырь Гошаванк
Монастырь Гошаванк
Армянские монастыри и храмы были в ту пору – в 1979 году - в основном не действующими: в них не было никакого церковного убранства, не проводились службы. Однако, уединенно стоящие высоко в горах, никем не охраняемые, они не были разорены и поруганы, как большинство церквей в тогдашней России. Абсолютно пустые – разве что несколько свечек поставлено на месте алтаря, они не были заперты или превращены в склады, их разрушало только время, а не люди. В этих пустых храмах ощущалась особая лаконичная красота.
Монастырь Гошаванк. Сурб Аствацацин, интерьер
Монастырь Гошаванк. Сурб Аствацацин, интерьер
На фоне строгого камня церквей особенно яркими казались пестрые ленточки, повязанные паломниками на "древо желания", растущее возле храма. (Древний обычай повязывать ленты на деревья в надежде на исполнение сокровенных желаний существует у многих народов).
"Древо желания" близ монастыря Гошаванк
Сушка табака в селении Гош
Юный житель селения Гош
МОНАСТЫРЬ АГАРЦИН
Монастырь Агарцин, 11-13 вв. Вид с северо-запада
Справка
Монастырь Агарцин расположен в 18 км от Дилижана в верховье реки Агарцин (левый приток реки Агстев). Монастырь построен в XI—XIII веках. Древнейший храм монастырского комплекса, крестово-купольная церковь Сурб Григор (Святого Григория), была заложена в конце X века бежавшими от преследований монахами из Западной Армении, подвластной Византии. Позднее были возведены церкви Сурб Степанос (1244), главный храм монастыря Сурб Аствацацин (1281), часовни (XIII в.), усыпальницы царского рода Багратидов (XII в.), трапезная (1248) и различные монастырские службы. В 12 веке Агарцин был крупным центром духовной и культурной жизни края.
Монастырь Агарцин. Главный храм комплекса - Сурб Аствацацин. 13 век
Дилижанский заповедник – зеленый оазис в Стране камня. Горы здесь покрыты лесами, и каменные храмы чаще контрастируют с природой, чем гармонируют с ней. Монастырь Агарцин, окруженный лесистыми горами,– одна из главных достопримечательностей Армении. Знаменитая трапезная Агарцина, возведенная зодчим Минасом в 1248 году, – чудо армянской архитектуры. Историки искусства отмечают, что зодчий нашел здесь новую форму перекрытия: без дробящих пространство внутренних устоев. Трапезная разделена на две квадратные в плане части, перекрытые системой перекрещивающихся арок.
Интерьер трапезной агарцинского монастыря. 1248
Мы решили отправиться к Агарцину пешком с рюкзаками, чтобы сполна насладиться видами, но передвигаться по петляющему среди холмов шоссе оказалось совсем непросто. В то время туристов в Армении было немного, и человек с рюкзаком вызывал всеобщий интерес. Почти каждая проезжающая мимо машина останавливалась, и водитель предлагал нас подвести. Мы вежливо отказывались и продолжали взбираться вверх по шоссе, пока нам не перегородил дорогу огромный туристический автобус. Из него вышел дородный водитель с невероятной длины свисающими усами и, воскликнув "Нэ могу смотреть, как такой дэвушка этот мешок несет!", запихал нас в автобус.
Оказалось, что автобус везет в Агарцин участников международной научной конференции. Группу сопровождал молодой человек спортивного вида, который представился нам как гид Интуриста. Когда мы оказались в знаменитой монастырской трапезной, он деловито измерил ее шагами, после чего задал отцу неожиданный вопрос: "Знаете ли вы, как надо ее взрывать?" Отец честно признался, что не знает. "Вот, - сказал он, - смотрите: один заряд под эту колонну, один под эту. И все рухнет!" Удивившись столь специфическим познаниям гида Интуриста, мы с ним согласились.
Монастырь Агарцин
Притвор церкви Сурб Григор в Агарцине. Конец 12 - начало 13 вв.
Справа - крест-камень хачкар
Притвор церкви Сурб Григор в Агарцине
МОНАСТЫРЬ ДЖУХТАКВАНК
В заброшенном монастыре Джухтакванк сделано всего два слайда – но каких! Этот уединенный уголок был, видимо, излюбленным местом окрестных жителей для совершения обряда матах. Вернее было бы сказать "псевдоматах", поскольку в атеистические советские времена этот старинный обряд Армянской апостольской церкви (напомню, что это одна из древнейших христианских церквей) был искажен и приобрел языческий смысл.
Изначально матах (буквально «поднести соль») — это обряд благотворительной трапезы. Он заключается в освящении соли и приготовлении с нею мяса, которое раздается неимущим. Обряд появился вместе с принятием в Армении христианства в начале 4 века. Важно подчеркнуть, что священник в храме освящает только соль, с которой приготовляется мясо, приносить в церковь животных не разрешается. Животное для матаха благотворитель режет дома, без каких-либо религиозных ритуалов (по традиции, это животное мужского пола — бычок, баран, петух).
"Жертвенник" в монастыре Джухтакванк
В советские времена, однако, возникли представления о матахе как о ритуальной кровавой жертве. Люди приносили к пустующим храмам (желательно уединенным и заброшенным) жертвенных животных, обносили их несколько раз вокруг церкви и закалывали, оставляя на "жертвенниках" отрезанные головы и лапки петухов, уши баранов. Именно такой "жертвенник" мы и увидели в Джухтакванке.
"Жертвенник" в монастыре Джухтакванк
МОНАСТЫРЬ МАТОСАВАНК
Монастырь Матосаванк, церковь
Справка
Матосаванк — небольшой монастырь в 3,5 км к северо-западу от Дилижана, в горном лесном массиве вблизи от монастыря Джухтакванк. Монастырский комплекс пребывает в руинах, зарос кустарниками, частично присыпан землей. Он состоит из церкви, притвора и книгохранилища, примыкающих друг к другу. Церковь из грубо тесаного камня построена в 1205 году. Это небольшое строение, покрытое ложным сводом. (Приём кладки, при котором образуется подобие сводчатого потолка. В отличие от истинного свода, впервые появившегося в Древнем Риме, в ложном своде камни укладываются не «в распор», а слоями, в виде окружностей уменьщающихся диаметров.
Монастырь Матосаванк, интерьер церкви
Монастырь Матосаванк, интерьер церкви
Монастырь Матосаванк, интерьер церкви
Матосаванк. Ложный свод церкви
Матосаванк. Ложный свод церкви
Автор нашего путеводителя "Армения – открытый музей" Ю. Кириллова предупреждала: "Найти Матосаванк, несмотря на простую ориентировку, довольно трудно — высокая, в рост человека, трава и заросли кустарника, плотной стеной окружившие памятники, надежно прячут его от посторонних глаз". Однако мы не убоялись углубиться в заросли и отыскали этот заброшенный, разрушающийся под натиском буйной растительности монастырь, таинственный и печальный. В наши дни он, как пишут, продолжает разрушаться, восстановить его невозможно из-за оползней.
Монастырь Монастырь Матосаванк, книгохранилище
Лишайники окрасили разрушающиеся стены монастыря в рыже-коричневый цвет,
и снова вспомнились армянские стихи Мандельштама:
"Ах, ничего я не вижу, и бедное ухо оглохло,
Всех-то цветов мне осталось - лишь сурик да хриплая охра".
Монастырь Монастырь Матосаванк, стена книгохранилища
На этом закончились наши прогулки по монастырям Дилижанского заповедника,
мы начали совершать все более далекие выезды по Армении. Продолженiе будетъ!
О Дилижане можно прочитать здесь:
Часть 1. Воспоминания о Дилижане. Последний из молокан
Часть 2. Дилижан сорок лет спустя: в поисках рая
Все слайды сделаны Анатолием Сиротой (turnepsik) в 1979 году фотоаппаратом "Киев"
на цветной обращаемой пленке ORWO CHROM UT18, производство ГДР.
Слайды отсканированы мною в 2016 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]