Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах
07.05.2020 5 621 0 +143 vorbur

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах

---
+143
В закладки
Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Еще одна картинка из учебника истории Древнего мира для 5 класса. Очень хорошо показано, что, хотя многие из присутствующих на агоре и вырядились в белое, цветных одежд по крайней мере столько же. То есть толпу древних греков ну никак нельзя представлять в виде людей, задрапированных в белые плащи

...и снимет льняные одежды, которые надевал, входя во святилище...
Левит 16:23

Культура одежды. В прошлый раз мы говорили об одеждах Древнего Египта. Выяснилось, что там и одежд-то особых не было: и цари, и рабы носили юбки, различавшиеся разве что качеством ткани. И очень похожие одежды были на Крите. Но только для мужчин. Женская мода критян была очень оригинальной и так до конца и не понятой. На фресках и статуэтках вы видим женщин, одетых в странный и более нигде не встречавшийся наряд: юбку до пола, которая, видимо, состояла из нескольких юбок, надетых одна на другую, короткий, изысканной формы передничек, жилет с короткими рукавами, зашнурованный на животе. Грудь обнажена. Сложные прически украшают головы затейливо одетых критянок, некоторые на голове носят тиары. А вот одежда спортсменок, которых мы видим на фресках, изображающих игры с быком, очень проста: все та же набедренная повязка и ничего сверху.

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Знаменитая критская «Богиня со змеями». Высота 34,3 см. Фаянс. Ок. 1600 г. до н.э. Статуэтка из Археологического музея в Ираклионе

Находки археологов говорят о том, что критяне и критянки любили украшения и умели их изготавливать. Использовалось золото, но и бусы и подвески из цветного стекла тоже были в ходу. А еще критянки обожали духи, всевозможные ароматические эссенции и притирания, о чем говорят найденные на Крите и на соседнем Кипре стеклянные сосуды для косметических средств.

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Золотые бусы, серьги, подвески, перстень и браслеты из золота и стекла. Археологический музей Ираклиона

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Свернувшиеся кошки. Археологический музей Ираклиона

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Прекрасная подвеска очень тонкой работы. Археологический музей Ираклиона

Ну а потом пришли дорийцы и всю эту прекрасную моду испортили. Наступила эпоха континентальной Греции, где моды были уже совершенно другими. Прежде всего это было связано с используемыми тканями. Основной тканью у греков была шерсть, и только затем уже шел лен. Шелка и хлопчатобумажные ткани поступали в Грецию только с Востока. Греки любили орнаментированные ткани, но ткали лишь примитивные орнаменты: пальметты, меандр, «бусы», «бегущая волна». Ткань обычно окрашивалась. В ходу были охристые цвета различных оттенков, красный, синий, коричневый. Пурпурная краска, добывавшаяся из раковин-пурпурниц, была очень дорогой. Белые одежды тоже украшали, обычно вышитой каймой.

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Неокл, правитель Горгиппи. Оригинал в музее им. Пушкина, а эта копия на месте находки – в музее г. Анапы, под которым древняя Горгиппия и лежит. Одет, как и положено древнему греку, причем человеку свободному и не обремененному трудом. И прическа тоже соответствующая…

Сама одежда была очень простой. Нижней одеждой был хитон из куска ткани, сложенной пополам с отверстием для головы. Накинул, подпоясался, и ты одет. Мог быть хитон и из двух кусков ткани. Тогда его скрепляли на плечах при помощи пряжек-фибул. Рукава если и были, то короткие. Хитон-экзомий был коротким, до середины бедер, и являлся одеждой воинов, ремесленников и рабов. Чаще всего скрепляли его только лишь на одном плече, на левом. Тут все так просто, что и показывать ничего не нужно, а вот такую одежду, как гиматий, мы рассмотрим более подробно, и поможет нам в этом древнегреческая керамика.

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Мальчик, опирающийся на палку. Одет в гиматий. Терракотовый фрагмент килика. Вторая четверть V в. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Свободный грек закутывался в гиматий (плащ из шерстяной ткани длиной более четырех метров), когда выходил на улицу. Простые граждане заматывались так, чтобы хотя бы одну руку оставить свободной, но философы и ораторы прятали под ним обе руки: мол, не руками себе хлеб добываем! Учили носить гиматий с детства, потому что красиво его на себя намотать было нелегко, хотя состоятельным гражданам одеваться помогали рабы.

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Юноша и мужчина, одетые в гиматии. Килик, ок. 480–470 до н.э.

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Этот же килик. Боковая поверхность. Очевидно, здесь изображены спортсмены и их наставники

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Чтобы получить вот такие красивые складки, в ткань зашивали кусочки свинца. Терракотовый фрагмент килика, 490–480 до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Плащ-хламис носили всадники. Скрепляли концы его фибулой на правом плече. Обувь могла быть очень простой (сандалии-иподиматы, состоявшие из подошвы и прикрепленных к ней ремней) и очень сложной и богатой: такими, например, были сапоги с открытыми носами (эндромиды), с красивой шнуровкой спереди и кожаными голенищами сзади. Кожу могли золотить, и даже расшивать жемчугом.

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Лодыжка с сандалией, терракота. Южная Италия, вторая половина IV в. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Теперь о прическах. В моде у греков была умеренная бородатость у мужчин, гладкие щеки у юношей, а самым красивым цветом волос считался белокурый. Спартанцы носили длинные волосы, которые тщательно расчесывали. Головные уборы носили, но редко. В основном в путешествиях. Тогда надевали войлочные шляпы. Опять же спартанцы носили высокие шапки – пилии, по форме которых у их воинов затем появился шлем. Эти шлемы стали таким же символом Лакедемона, как и кроваво-красная туника — эксомида, которую спартанцы начали со временем носить полностью, отказавшись от доспехов для торса и бедер, которые раньше использовали, как и бронзовые напалечники на ноги. А еще спартанцы отметились в истории своими красными плащами, их нередко так и называли: воины в кроваво-красных плащах. Но мобильность и выучка оказались для них значимее, чем индивидуальная защита. Шлемы и щиты – это они посчитали достаточным!

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Кадр из кинофильма «З00 спартанцев» 1962 г. Фильм несколько сказочный, но вот костюмы в нем показаны очень верно

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Терракотовый краснофигурный кратер (сосуд для смешивания вина и воды), ок. 430 г. до н.э. На нем всадники в плащах-хламисах и сапожках-эндромидах

Что до женщин, то их нижней одеждой был хитон, также сколотый фибулами на плечах и задрапированный вокруг тела. Ткань – шерсть или лен. Цвета – самые разные. Дорийские хитоны были широкие. Ионийские – узкие. Девушки опоясывали его на поясе, замужние женщины под грудью. При этом и те, и другие могли носить его с напуском, выправив его через пояс. Хитон мог украшаться вышивкой и орнаментом по нижнему и краю, и тем не менее выходить в нем из дому было неприлично. Поверх хитона вне дома надевали пеплос. Ткань для пеплоса была шириной 1,5 м, а длиной 3-4 м. Опять-таки цвет ее мог быть самым разным, но ткань пурпурного цвета, от голубого до темно-фиолетового, была самой дорогой. Носили плащи, подобные мужским, а также легкие газовые шарфы-калиптры. Обувь была похожа на мужскую и не имела каблуков.

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Женщина с ойнохойей (др.-греч.«кувшин для вина» — древнегреческий кувшин с одной ручкой и круглым или трилистниковым венчиком, напоминающим лист клевера) в хитоне с напуском. Краснофигурный лекиф. Аттика. Около 420 г. до н.э. Национальный археологический музей Афин

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Женщина, жонглирующая шариками. Краснофигурный лекиф, 2-я четверть V в. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Как и у мужчин, именно светлые, в особенности «золотые», волосы считались самыми красивыми. Их стягивали в узел на затылки – коримбос, или напротив, спускали на лоб так, чтобы он не был высоким (два пальца, не больше!), и локонами спускали на плечи.

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Женщина с завитыми волосами. Скифос (древнегреческая керамическая чаша для питья на низкой ножке с двумя горизонтально расположенными ручками) из Танагры. Конец V в. до н. э. Национальный археологический музей Афин

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Терракотовая голова женщины, Тарент, конец IV в. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Ну и, конечно, гречанки носили множество украшений и не жалели косметических средств. Они белили и румянили лицо, сурьмили брови, красили ресницы, накладывали тени на веки, подкрашивала губы ягодным соком, смешанным с жиром. А уж духами душили даже одежду. Причем хранились духи в изящных керамических сосудах – лекифах, часто подлинных произведениях искусства. Сегодня они украшают экспозиции самых известных музеев мира, а тогда были чуть ли не в каждом доме свободной гречанки. В моде были также зонтики от солнца (не складывающиеся!) и вееры в виде древесного листа. Из украшений сами популярными были золотые браслеты на предплечье в виде свернувшейся змейки, часто с рубинами в глазах.

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Западный фронтон храма Афины с острова Эгина. Пять центральных фигур (т. н. эгинеты). Фигура Афины Паллады, облаченной в пеплос с накидкой на плечах, 505-500 гг. до н.э. Фигуры были обнаружены в 1811 году, а в 1813 году приобретены Людвигом I Баварским для Глиптотеки в Мюнхене

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах очень, ткани, носили, НьюЙорк, Метрополитенмузей, музей, воинов, только, гиматий, одежда, Женщина, мужчин, спартанцы, носить, Археологический, Ираклиона, более, которые, одежды, женщины

Реконструкция западного фронтона

Тем не менее, несмотря на обилие украшений, костюм греческой женщины всегда был зрительно очень простым и не содержал в себе никаких излишеств.

Продолжение следует…

Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:Шкура быка и деревянные шлёпанцы: одежда охотников и воинов каменного века
Древний Египет: одежда фараонов, воинов, крестьян
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]