
Человеко-торпеда: оружие для экстремалов
---
Человеко-торпеда, или подводная мини-ракета, управляемая человеком, — одно из самых экстремальных орудий убийства в истории войн. «Водитель» торпеды цепляется за нее, прикрытый от встречного потока лишь обтекателем, и молится, чтобы успеть покинуть место взрыва после того, как его напичканный взрывчаткой транспорт достигнет пункта назначения. Между тем, человеко-торпеды были достаточно популярны как во время Второй мировой, так и после нее.


Человеко-торпеды похожи на управляемые ракеты с пилотом. Для него на торпеде предусматривалось сидячее место и обтекатель, чтобы человека-торпеду не снесло встречным потоком. Во время Второй мировой это было новейшее секретное оружие, в тайне разрабатывавшееся и использовавшееся моряками. Италия, а затем и Великобритания использовали человеко-торпеды, чтобы взрывать вражеские суда прямо в гаванях. Идея многим понравилась: позднее подобные подводные средства начали использовать в мирное время дайверы-экстремалы.

Стандартная человеко-торпеда была снабжена винтом, горизонтальными и вертикальными рулями и контрольной панелью. Уместиться на ней мог один или два седока. Для помощи в навигации торпеда была оборудована компасом. Сегодня аналогичные аппараты мирного назначения снабжаются ультразвуковыми сонарами и GPS-навигаторами. В некоторых моделях сиденья для пилотов закрыты, но в менее современных моделях человек садился на торпеду, как на лошадь, не будучи ничем защищенным. С левой и с правой стороны торпеды располагались по две цистерны плавучести, регулирующие погружение.

Идея маленькой управляемой подводной лодки, несущей взрывчатку, была выдвинута и запатентована британским морским офицером в 1909 году, но не использовалась до начала Первой мировой войны. Итальянский флот начал экспериментировать с примитивными мини-подлодками с двумя пилотами и магнитной миной в 1918 году, и эксперименты оказались относительно успешными. Первой полноценной человеко-торпедой стала итальянская «майале» (в переводе — «свинья», как ее прозвали моряки из-за трудностей с управлением. «Свиней» итальянцы стали активно использовать во время Второй мировой.

«Майале» работали на электродвигателе мощностью 1,6 лошадиных сил, их максимальная скорость равнялась 5,6 км/ч. Для того, чтобы добраться до цели, «майале» зачастую требовалось несколько часов. Человеко-торпедой управляли два пилота в водолазных костюмах и с кислородными аппаратами. «Майале» могла погружаться на глубину до 15 метров. Теоретически, глубина погружения могла в критических условиях достигать и 30 метров. При подходе к цели экипаж отсоединял от торпеды боеголовку и крепил ее к днищу вражеского корабля, как магнитную мину. После этого пилоты старались как можно скорее лечь на обратный курс, чтобы не стать жертвами собственной диверсии.
Разработка «майале» началась в 1935 году, однако завершить ее удалось лишь в 1939-м. Выпуском человеко-торпед занималась торпедная фабрика Сан Бартоломео в Ла Специи. Официальным названием нового аппарата стало Siluro a Lenta Corsa, или SLC («медленная торпеда»). Первой стала линейка SLC-100, за ней в 1942 году последовала улучшенная версия SLC-200. К сентябрю 1943 года Италия построила, как минимум, 50 человеко-торпед.

К месту проведения операции «майале» доставляло другое судно, как правило, обычная подводная лодка, которая старалась доставить человеко-торпеду поближе к цели. Как правило, торпедные операции проводились по ночам в новолуние, чтобы снизить риск быть замеченными врагом. В 1940 ни одна операция с участием человеко-торпед итальянцам не удалась, однако в 1941-м они совершили успешный налет на гавань Александрии, повредив два британских военных судна — «Queen Elizabeth» и «Valiant», а также танкер Sagona. Это подтолкнуло британцев к созданию собственной человеко-торпеды, получившей название «Колесница».
Последняя модель итальянских человеко-торпед, «Сан Бартоломео», имела частично закрытый кокпит, более мощный двигатель и могла нести около 300 килограммов взрывчатки (более ранние модели могли унести около 200 килограммов). Тем не менее, «Сан Бартоломео» не успели принять участие в боевых действиях, поскольку в 1943-м Италия капитулировала.

Британцы создали две модели человеко-торпеды «Колесница». «Марк I» имел 6 метров в длину, а «Марк II» — 9 метров. Оба предназначались для двух пилотов. Более поздняя, третья модель, разработанная на базе мини-субмарины, была гораздо массивнее — ее длина составляла 16 метров и, в целом, она напоминала, скорее, миниатюрную подлодку. Эта мини-подлодка под названием X-Craft могла идти со скоростью 12 км,ч над водой и развивала 10,2 км/ч под водой. Однако, несмотря на большую скорость, эти модели также доставлялись к месту операции обычными подлодками.

Германский флот к 1943 году также получил на вооружение человеко-торпеду. Модель Neger предназначалась для одного седока и развивала скорость 7,4 км,ч. Она несла одну торпеду и считалась крайне ненадежной технически: из-за технических сбоев пилоты часто гибли. Всего было произведено 40 человеко-торпед Neger, которые, невзирая ни на что, сумели потопить несколько кораблей. Более поздняя модель Marder («Куница») была более совершенной: 8-метровая торпеда могла погружаться на глубину до 27 метров. За время войны немецкая промышленность выпустила около 500 человеко-торпед класса Marder.


Человеко-торпеды похожи на управляемые ракеты с пилотом. Для него на торпеде предусматривалось сидячее место и обтекатель, чтобы человека-торпеду не снесло встречным потоком. Во время Второй мировой это было новейшее секретное оружие, в тайне разрабатывавшееся и использовавшееся моряками. Италия, а затем и Великобритания использовали человеко-торпеды, чтобы взрывать вражеские суда прямо в гаванях. Идея многим понравилась: позднее подобные подводные средства начали использовать в мирное время дайверы-экстремалы.

Стандартная человеко-торпеда была снабжена винтом, горизонтальными и вертикальными рулями и контрольной панелью. Уместиться на ней мог один или два седока. Для помощи в навигации торпеда была оборудована компасом. Сегодня аналогичные аппараты мирного назначения снабжаются ультразвуковыми сонарами и GPS-навигаторами. В некоторых моделях сиденья для пилотов закрыты, но в менее современных моделях человек садился на торпеду, как на лошадь, не будучи ничем защищенным. С левой и с правой стороны торпеды располагались по две цистерны плавучести, регулирующие погружение.

Идея маленькой управляемой подводной лодки, несущей взрывчатку, была выдвинута и запатентована британским морским офицером в 1909 году, но не использовалась до начала Первой мировой войны. Итальянский флот начал экспериментировать с примитивными мини-подлодками с двумя пилотами и магнитной миной в 1918 году, и эксперименты оказались относительно успешными. Первой полноценной человеко-торпедой стала итальянская «майале» (в переводе — «свинья», как ее прозвали моряки из-за трудностей с управлением. «Свиней» итальянцы стали активно использовать во время Второй мировой.

«Майале» работали на электродвигателе мощностью 1,6 лошадиных сил, их максимальная скорость равнялась 5,6 км/ч. Для того, чтобы добраться до цели, «майале» зачастую требовалось несколько часов. Человеко-торпедой управляли два пилота в водолазных костюмах и с кислородными аппаратами. «Майале» могла погружаться на глубину до 15 метров. Теоретически, глубина погружения могла в критических условиях достигать и 30 метров. При подходе к цели экипаж отсоединял от торпеды боеголовку и крепил ее к днищу вражеского корабля, как магнитную мину. После этого пилоты старались как можно скорее лечь на обратный курс, чтобы не стать жертвами собственной диверсии.
Разработка «майале» началась в 1935 году, однако завершить ее удалось лишь в 1939-м. Выпуском человеко-торпед занималась торпедная фабрика Сан Бартоломео в Ла Специи. Официальным названием нового аппарата стало Siluro a Lenta Corsa, или SLC («медленная торпеда»). Первой стала линейка SLC-100, за ней в 1942 году последовала улучшенная версия SLC-200. К сентябрю 1943 года Италия построила, как минимум, 50 человеко-торпед.

К месту проведения операции «майале» доставляло другое судно, как правило, обычная подводная лодка, которая старалась доставить человеко-торпеду поближе к цели. Как правило, торпедные операции проводились по ночам в новолуние, чтобы снизить риск быть замеченными врагом. В 1940 ни одна операция с участием человеко-торпед итальянцам не удалась, однако в 1941-м они совершили успешный налет на гавань Александрии, повредив два британских военных судна — «Queen Elizabeth» и «Valiant», а также танкер Sagona. Это подтолкнуло британцев к созданию собственной человеко-торпеды, получившей название «Колесница».
Последняя модель итальянских человеко-торпед, «Сан Бартоломео», имела частично закрытый кокпит, более мощный двигатель и могла нести около 300 килограммов взрывчатки (более ранние модели могли унести около 200 килограммов). Тем не менее, «Сан Бартоломео» не успели принять участие в боевых действиях, поскольку в 1943-м Италия капитулировала.

Британцы создали две модели человеко-торпеды «Колесница». «Марк I» имел 6 метров в длину, а «Марк II» — 9 метров. Оба предназначались для двух пилотов. Более поздняя, третья модель, разработанная на базе мини-субмарины, была гораздо массивнее — ее длина составляла 16 метров и, в целом, она напоминала, скорее, миниатюрную подлодку. Эта мини-подлодка под названием X-Craft могла идти со скоростью 12 км,ч над водой и развивала 10,2 км/ч под водой. Однако, несмотря на большую скорость, эти модели также доставлялись к месту операции обычными подлодками.

Германский флот к 1943 году также получил на вооружение человеко-торпеду. Модель Neger предназначалась для одного седока и развивала скорость 7,4 км,ч. Она несла одну торпеду и считалась крайне ненадежной технически: из-за технических сбоев пилоты часто гибли. Всего было произведено 40 человеко-торпед Neger, которые, невзирая ни на что, сумели потопить несколько кораблей. Более поздняя модель Marder («Куница») была более совершенной: 8-метровая торпеда могла погружаться на глубину до 27 метров. За время войны немецкая промышленность выпустила около 500 человеко-торпед класса Marder.
Источник: chert-poberi.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]