Лёнины игры от 1 до 1,5
---
Возраст 1 года ознаменовался грандиозным для малышонка событием: он научился ходить. И перед этим интереснейшим занятием временно померкли все игры, книжки и игрушки. Лёня целыми днями ходил туда-сюда и переносил вещи из комнаты в комнату) Также именно после года малышок стал активно подражать взрослым и заниматься разными бытовыми делами. Но кое во что мы всё равно играли, конечно же) Напишу про самое любимое и актуальное.
Для начала скажу, что я не сторонница так называемого "раннего развития" (карточек Домана, "чтения с пелёнок" и прочего), не просиживаю ночами за подготовкой материалов, не организую для Лёни специальных "занятий". Всё "развитие" происходит у нас спонтанно и по ходу дела: мы всё делаем вместе, я разрешаю Лёне делать многое самому, много разговариваю с ним, обращаю его внимание на разные предметы и явления, наблюдаю за тем, что ему интересно в данный момент и стараюсь помочь этот интерес удовлетворить. А ещё мы много (оооочень много) читаем. Также я придерживаюсь принципа "всё гениальное - просто", то есть покупаю Лёне максимально простые игрушки, а не такие, в которых намешано сразу всё: и буквы, и цифры, и цвета, и геометрические фигуры, и музыка. Я не хочу растить ненасытного потребителя и "впихивать" в ребёнка готовые знания, а игрушки мне нужны не для того, чтобы развлекать и отвлекать ребёнка, а для того, чтобы помочь ему делать удивительные открытия. Пожалуй, из существующих методик мне ближе всего философия Марии Монтессори, а именно искреннее уважение к личности ребёнка, создание комфортной развивающей среды, отвечающей его текущим возрастным потребностям, принцип "помоги мне сделать это самому".
Сортер
До года малышок любил просто вкладывать различные предметы в ёмкости, с возрастом пришла пора усложить эту задачу, вкладывая уже каждый предмет в определённое отверстие. Популярный домик-сортер из Икеи совершенно не понравился мне в качестве первого сортера для малыша: фигурки неудобно вставлять в наклонную крышу, сама крыша крепится неплотно и постоянно съезжает под напором, а фигурки неудобно брать в ручку, потому что они полые внутри. Лёнчик обычно психовал и в конце концов просто снимал крышу и кидал все фигурки прямо в домик))
Опытным путём я выявила для себя параметры идеального сортера, про такой сортер я читала и в книге о методике Марии Монтессори: это должна быть деревянная коробочка с плоской задвигающейся крышкой, вроде такой (но желательно, чтобы всё было одного цвета, чтобы малышок сосредотачивался именно на различии фигур и не отвлекался на цвета):
Важно, чтобы крышка задвигалась плотно, но при этом ребёнок мог бы сам её снять и вынуть фигурки из коробочки, чтобы начать игру заново без помощи мамы. В идеале крышек должно быть несколько - сначала используется крышка с одним только круглым отверстием, потом с квадратным, потом с треугольным (малышок учится попадать определённой фигурой в отверстие), а потом уже ставится крышка с несколькими разными отверстиями и малышок уже должен именно сортировать фигурки по нужным отверстиям.
В продаже я такого сортера на тот момент не видела, поэтому воспользовалась обычной картонной коробкой: сначала вырезала в крышке только одно отверстие - круглое, чтобы малышок учился точно попадать шариком в узкое отверстие и проталкивать его с некоторым усилием. Когда Лёня это освоил, я вырезала рядом квадратное отверстие и выдала ему помимо шарика ещё и кубик. Потом добавилось треугольное отверстие и фигурка треугольной призмы. Позже я увидела практически идеальный Монтессори-сортер на ярмарке мастеров (на фото выше), но сейчас его там в наличии нет. Лёнчику это уже не очень актуально, но если у нас будут ещё детки, я обязательно куплю именно такой вариант.
Копилка
Её я тоже сделала сама из коробочки и деревянных дисков из магазина для творчества (вроде это были заготовки для подставок под чашки). Тут тоже важно, чтобы малышок мог сам легко открыть коробочку и вынуть кружочки для нового цикла игры. Эта игрушка чем-то похожа на сортер, но тут совсем иначе работает рука (и мозг))). Поначалу Лёня вообще клал монетку плашмя на щель и не понимал, почему она не падает внутрь))) Позже можно усложнить задачу и сортировать кружочки по цветам, опуская их в коробочки соответствующих цветов.
Стаканчики-вкладыши
В идеале стаканчики должны быть опять-таки одноцветными, чтобы малышок сосредотачивался именно на различии размеров, а не цветов. Я нашла такие на сайте Montessorihome (но можно опять-таки купить штабелирующиеся подарочные коробочки овальной формы):
Сначала я выдавала Лёне только три стаканчика, а со временем он научился справляться уже со всеми. Стаканчики можно не только вкладывать друг в друга, но и ставить друг на друга вверх дном и строить башню. Также на этом сайте есть вариант с вкладывающимися коробочками, это посложнее, т.к. нужно не только правильно подобрать коробочки по размеру, но и справиться с четырьмя углами)
Матрёшка
Это одна из моих (и Лёниных) любимых игрушек! Простая и многофункциональная, компактная и красивая) Сначала малышок просто учился открывать матрёшек и удивлялся, что внутри ещё кто-то есть) Потом вкладывал друг в друга "попки" матрёшек по принципу стаканчиков, строил из них башни. Потом стал подбирать и совмещать две половинки и самостоятельно закрывать матрёшек. И наконец, научился самостоятельно собирать всех матрёшек в одну, а это ой как непросто, ведь если поторопишься и пропустишь одну матрёшечку, то потом придётся заново всё разбирать, чтобы вставить её на нужное место. Это и есть тот самый "внутренний контроль ошибок", который так важен в методе Монтессори. Опять-таки, для начала я оставила Лёне только трёх матрёшек, сейчас уже он играет с пятью. Также с помощью матрёшек можно изучить понятия большой-маленький, средний, больше-меньше, самый большой-самый маленький, выставлять ряды "по росту", или искать для одной "потерявшейся" матрёшки место в ряду, учиться считать. А ещё можно купить второй набор матрёшек и составлять пары по размеру, сортировать матрёшек по рисункам. Ещё в продаже есть неокрашенные матрёшки, которые можно раскрасить самим с более старшими детками. Ну и собственно глубинный смысл матрёшки - изучать понятие "род", бабушка родила маму, мама родила тебя)
Гвозди-перевёртыши
С этим материалом можно отрабатывать множество навыков: с усилием вынимать "гвозди" из дырочек, а потом вставлять на место, стараясь попасть в узкую дырочку, совершенствуя координацию, вдавливать их пальчиком или ладошкой, развивая силу маленьких ручек, забивать молоточком, тренируя меткость, позже можно подбирать пары гвоздей по цвету или просить ребёнка повторить целый ряд в определённой последовательности. У нас эта игрушка фирмы "МДИ", мне она нравится больше икеевской, где гвозди пластиковые и вставляются слишком туго.
Грибы на полянке
Я очень люблю "долгоиграющие" вещи, и эта игрушка как раз такая! Сначала Лёня любил просто снимать грибочки и складывать в корзиночку, потом учился нанизывать их обратно в хаотичном порядке (сложно попасть чётко на маленький штырёк!), позже можно нанизывать их уже по цветам и размерам, по рисункам на шляпке, считать, искать на полянке улице (заранее спрятанные мамой) и собирать в корзиночку, повторять ряды. А ещё их очень весело надевать на пальчики) Единственный нюанс: для годовалого малыша, который ещё любит тянуть всё в рот, я бы приобрела для начала неокрашенные грибочки. Всё равно в таком возрасте они ещё не обращают внимание на различие цветов, а вот сгрызть краску запросто могут (что Лёня в общем-то и сделал). Либо тогда уже покупать эту игру чуть позже, года в полтора, когда как раз становится значимым различие по цветам. А ещё на основе для грибочков позже можно играть в "геометрик")
Пирамидка-счёт
Пока Лёнчик только нанизывает шарики и понемножку начинает сортировать по цветам, позже уже подключится собственно счёт и разные игры на тему счёта. А ещё мы использовали эти шарики в качестве крупных бусин, которые нужно нанизывать на шнурок.
Вообще нанизывание - это у Лёнчика одно из любимых занятий, классическую пирамидку он освоил ещё задолго до 1 года, поэтому далее я уже усложняла ему задачу. Например, предложила горизонтальное нанизывание: приклеила к стене на двусторонний скотч стержень от пирамидки и дала кольца от занавесок. Это только на первый взгляд просто, а малышочку потребовалось время, чтобы осознать, что колечко нужно не класть на стержень сверху и давить, а надевать сбоку. Также и со снятием: сначала он просто тянул кольцо на себя, надеясь, что стержень пройдёт сквозь него))) А ещё Лёня вешал эти колечки на крючки, готовясь таким образом самостоятельно вешать своё полотенце (у полотенца же мягкая петелька, поэтому его вешать сложнее, чем колечко, т.к. петельку для начала нужно расправить).
Разрезные фрукты
Эта игрушка досталась нам от племяшки и оказалась очень многофункциональной! Сначала малышок любил просто разлеплять фрукты на две половинки (там довольно тугая липучка и нужно прикладывать некоторое усилие, что отлично укрепляет маленькие пальчики), потом начал их соединять, а потом стал подбирать нужные половинки среди перемешанных.
Музыкальные инструменты
Из музыкальных иструментов, помимо настоящего синтезатора, у Лёни есть ксилофон, маракасы, бубен, птичка-свистулька, барабан. С возрастом планируем расширять нашу коллекцию)
Также Лёня любит играть с крупами: сначала я давала ему просто повозиться с гречкой, рисом, сыпать крупу руками на деревянный поднос, в стеклянную мисочку и в металлический термос и слушать, как по-разному она звучит. Позже Лёня полюбил пересыпать крупу ложкой из одной мисочки в другую, или из мисочки в узкий термос. Можно искать в крупе "сокровища": всякие маленькие камушки, крыжечки и т.п. Ближе к 1,5 годам я предложила Лёне складывать фасоль в баночку с узким горлышком, идеально подошла для этой цели сахарница из Fix Price. Это упражнение развивает мелкую моторику рук, ведь совсем не просто ухватить маленькую фасолинку тремя пальчиками (пинцетный захват), а потом ещё и точно попасть в малюсенькую дырочку.
Одно из самых любимых занятий у малышонка - это игры с водой - недаром он Водолей по знаку Зодиака))) Он обожает наливать воду из кувшинчика в чашку (именно в таком виде я подаю ему воду во время обеда, и он сам "сервирует" себе стол), переливать воду из одной ёмкости в другую, вылавливать из воды игрушки ситом, а потом вытирать за собой пролитое и выжимать тряпочку (тоже отличное упражение для пальчиков). Также прикольная игрушка - резиновые брызгалки для ванной, на них нужно достаточно сильно нажимать, что отлично укрепляет маленькие ручки.
Также после года малышок полюбил рисование - восковыми мелками и красками, фломастерами, мелками на асфальте и палочкой на земле. Восковые мелки у нас очень классные, толстые и короткие, идеально подходят для малышей, т.к. их удобно держать и они не ломаются (фирма "Луч" серия "Кроха"). Краска нам нравится икеевская, она хорошо отмывается и к ней прилагается очень удобная палитра. Пальчиковые же краски нам обоим совсем не понравились. Рисует Лёня и кисточкой, и руками, и ватными палочками, и разными спонжиками и другими неожиданными предметами) Я не против рисования фломастерами, так как на данном этапе для меня важнее психологический аспект рисования ("Вау! Я могу оставлять следы на бумаге! Захочу - линию нарисую, а захочу - круг!"), а не технический (правильный захват, сила нажима и т.п.). Подготовка руки к письму происходит во время других многочисленных занятий. При надевании колпачка на тонкий фломастер отлично тренируется координация, а ещё можно перемешать колпачки разных цветов и искать для каждого фломастера свой колпачок) А ещё прикольная штука - штампики, особенно весело ставить их не на бумагу, а на себя) Лёня вообще очень любит боди-арт))))
Знакомство с пластилином тоже произошло у Лёни именно в этом возрасте. Сначала малышок просто мял и рвал его, надавливал пальчиком, вдавливал крупу, оставлял следы игрушечных животных, втыкал спички (иголочки для ёжика), вырезал фигурки формочками для печенья, а ближе к 1,5 годам стал самостоятельно катать колбаски и шарики между ладошками. Для первого знакомства лучше подойдёт тесто для лепки вроде PlayDoh, оно приятное на ощупь и мягкое, не оставляет жирной плёнки на руках, но очень быстро засыхает и дорогое. А из пластилина нам больше всего нравится мягкий пластилин "Кроха" фирмы "Луч", из него можно уже лепить всякие фигурки. Самостоятельно делать тесто для лепки мне лень, но вот тут есть отличный рецепт) А для детишек постарше, которые уже не пробуют всё на зуб, можно просто смешать крахмал и бальзам для волос - получается какая-то нереальная на ощупь субстанция, мягкая, тёплая, воздушная, пластичная! Я сама залипла с ней на целый час)))
Про кинетический песок я уже упоминала в посте про подарки на 1 год, Лёня очень любит с ним играть (и я тоже). Его можно просто жамкать, делать дырочки пальчиком, вдавливать в него всякие камушки и фасолинки, искать клад, делать куличики, печь торт, втыкать в него свечку и задувать её, а потом резать торт на кусочки и кормить игрушки с ложечки. Ну и в обычный песок на площадке Лёня тоже с удовольствием играл летом: насыпал лопаткой в ведёрко, делал куличики, украшал их камушками и палочками, копал ямки и т.д.
Машинки
Большие и маленькие: катать их рукой, грузить, тянуть на верёвочке или толкать перед собой на палочке. Из маленьких нам очень нравятся икеевские деревянные машинки, они прочные и хорошо ложатся в маленькую детскую ручку.
Беговел
Лёня не только обожает кататься на нём, но и заботливо протирает колёса салфеточкой, ездит "на работу", ставит "в гараж", чинит. На даче у нас есть ещё так называемый толокар, доставшийся нам от предыдущих хозяев. Толокар интересен тем, что можно сигналить, поворачивать ключ зажигания, класть вещи в багажник, но на беговеле удобнее ездить и рулить. Толокар можно использовать сначала как каталку, учась ходить, но у нас он появился позже, когда Лёня уже умел ходить без опоры и сразу стал использовать его как машину.
Прыгун
Я сначала не обратила особого внимания на эту игрушку и не собиралась её покупать, но нам её одолжили наши друзья, и Лёнчик просто в восторге от неё, прыгает целыми днями! Поначалу это было не так-то просто, ведь нужно ещё и удерживать равновесие, чтобы не завалиться на бок. Со временем Лёня научился не просто прыгать вверх-вниз на одном месте, а перемещаться прыжками по всей квартире))) А ещё он любит кормить дракончика, вешать ему на рога и хвост колечки и затаскивать его в "гараж")
Спортивный комплекс
Покупка, которая в нашем случае оправдала себя на все 100%, хотя я волновалась, что он будет стоять без дела и занимать место. Малышок очень любит лазать, висеть, качаться, выдумывает какие-то свои упражнения) А мне очень нравится, что по мере взросления ребёнка можно докупать разные интересные аксессуары.
Ещё в этом возрасте у Лёни пользовались огромным успехом мыльные пузыри: он ловил их, самостоятельно выдувал, развивая речевой аппарат, учился откручивать и закручивать крышку. А ещё разные коробочки, баночки, кошелёчки и шкатулочки - с закручивающейся и защёлкивающейся крышкой, на молнии, на кнопке, на липучке и т.п., а также мячики - большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые, гладкие и пупырчатые. Лёня учился кидать их, ловить, пинать ногой, догонять, забрасывать в баскетбольную корзину. Первые ролевые игры также начались именно в этом возрасте: Лёня кормил игрушки, чистил им зубы, катал в коляске, укладывал спать и пр. Про классические кубики и пирамидку не пишу, потому что Лёня освоил их ещё до года и уже потерял к ним интерес. А нанизывать колечки на пирамидку по размеру, а не хаотично, с 1 до 1,5 лет ещё рановато. А ещё на упомянутом мной выше сайте Montessorihome есть потрясающие буковые кубики и кубики из нескольких пород дерева.
Для начала скажу, что я не сторонница так называемого "раннего развития" (карточек Домана, "чтения с пелёнок" и прочего), не просиживаю ночами за подготовкой материалов, не организую для Лёни специальных "занятий". Всё "развитие" происходит у нас спонтанно и по ходу дела: мы всё делаем вместе, я разрешаю Лёне делать многое самому, много разговариваю с ним, обращаю его внимание на разные предметы и явления, наблюдаю за тем, что ему интересно в данный момент и стараюсь помочь этот интерес удовлетворить. А ещё мы много (оооочень много) читаем. Также я придерживаюсь принципа "всё гениальное - просто", то есть покупаю Лёне максимально простые игрушки, а не такие, в которых намешано сразу всё: и буквы, и цифры, и цвета, и геометрические фигуры, и музыка. Я не хочу растить ненасытного потребителя и "впихивать" в ребёнка готовые знания, а игрушки мне нужны не для того, чтобы развлекать и отвлекать ребёнка, а для того, чтобы помочь ему делать удивительные открытия. Пожалуй, из существующих методик мне ближе всего философия Марии Монтессори, а именно искреннее уважение к личности ребёнка, создание комфортной развивающей среды, отвечающей его текущим возрастным потребностям, принцип "помоги мне сделать это самому".
Сортер
До года малышок любил просто вкладывать различные предметы в ёмкости, с возрастом пришла пора усложить эту задачу, вкладывая уже каждый предмет в определённое отверстие. Популярный домик-сортер из Икеи совершенно не понравился мне в качестве первого сортера для малыша: фигурки неудобно вставлять в наклонную крышу, сама крыша крепится неплотно и постоянно съезжает под напором, а фигурки неудобно брать в ручку, потому что они полые внутри. Лёнчик обычно психовал и в конце концов просто снимал крышу и кидал все фигурки прямо в домик))
Опытным путём я выявила для себя параметры идеального сортера, про такой сортер я читала и в книге о методике Марии Монтессори: это должна быть деревянная коробочка с плоской задвигающейся крышкой, вроде такой (но желательно, чтобы всё было одного цвета, чтобы малышок сосредотачивался именно на различии фигур и не отвлекался на цвета):
Важно, чтобы крышка задвигалась плотно, но при этом ребёнок мог бы сам её снять и вынуть фигурки из коробочки, чтобы начать игру заново без помощи мамы. В идеале крышек должно быть несколько - сначала используется крышка с одним только круглым отверстием, потом с квадратным, потом с треугольным (малышок учится попадать определённой фигурой в отверстие), а потом уже ставится крышка с несколькими разными отверстиями и малышок уже должен именно сортировать фигурки по нужным отверстиям.
В продаже я такого сортера на тот момент не видела, поэтому воспользовалась обычной картонной коробкой: сначала вырезала в крышке только одно отверстие - круглое, чтобы малышок учился точно попадать шариком в узкое отверстие и проталкивать его с некоторым усилием. Когда Лёня это освоил, я вырезала рядом квадратное отверстие и выдала ему помимо шарика ещё и кубик. Потом добавилось треугольное отверстие и фигурка треугольной призмы. Позже я увидела практически идеальный Монтессори-сортер на ярмарке мастеров (на фото выше), но сейчас его там в наличии нет. Лёнчику это уже не очень актуально, но если у нас будут ещё детки, я обязательно куплю именно такой вариант.
Копилка
Её я тоже сделала сама из коробочки и деревянных дисков из магазина для творчества (вроде это были заготовки для подставок под чашки). Тут тоже важно, чтобы малышок мог сам легко открыть коробочку и вынуть кружочки для нового цикла игры. Эта игрушка чем-то похожа на сортер, но тут совсем иначе работает рука (и мозг))). Поначалу Лёня вообще клал монетку плашмя на щель и не понимал, почему она не падает внутрь))) Позже можно усложнить задачу и сортировать кружочки по цветам, опуская их в коробочки соответствующих цветов.
Стаканчики-вкладыши
В идеале стаканчики должны быть опять-таки одноцветными, чтобы малышок сосредотачивался именно на различии размеров, а не цветов. Я нашла такие на сайте Montessorihome (но можно опять-таки купить штабелирующиеся подарочные коробочки овальной формы):
Сначала я выдавала Лёне только три стаканчика, а со временем он научился справляться уже со всеми. Стаканчики можно не только вкладывать друг в друга, но и ставить друг на друга вверх дном и строить башню. Также на этом сайте есть вариант с вкладывающимися коробочками, это посложнее, т.к. нужно не только правильно подобрать коробочки по размеру, но и справиться с четырьмя углами)
Матрёшка
Это одна из моих (и Лёниных) любимых игрушек! Простая и многофункциональная, компактная и красивая) Сначала малышок просто учился открывать матрёшек и удивлялся, что внутри ещё кто-то есть) Потом вкладывал друг в друга "попки" матрёшек по принципу стаканчиков, строил из них башни. Потом стал подбирать и совмещать две половинки и самостоятельно закрывать матрёшек. И наконец, научился самостоятельно собирать всех матрёшек в одну, а это ой как непросто, ведь если поторопишься и пропустишь одну матрёшечку, то потом придётся заново всё разбирать, чтобы вставить её на нужное место. Это и есть тот самый "внутренний контроль ошибок", который так важен в методе Монтессори. Опять-таки, для начала я оставила Лёне только трёх матрёшек, сейчас уже он играет с пятью. Также с помощью матрёшек можно изучить понятия большой-маленький, средний, больше-меньше, самый большой-самый маленький, выставлять ряды "по росту", или искать для одной "потерявшейся" матрёшки место в ряду, учиться считать. А ещё можно купить второй набор матрёшек и составлять пары по размеру, сортировать матрёшек по рисункам. Ещё в продаже есть неокрашенные матрёшки, которые можно раскрасить самим с более старшими детками. Ну и собственно глубинный смысл матрёшки - изучать понятие "род", бабушка родила маму, мама родила тебя)
Гвозди-перевёртыши
С этим материалом можно отрабатывать множество навыков: с усилием вынимать "гвозди" из дырочек, а потом вставлять на место, стараясь попасть в узкую дырочку, совершенствуя координацию, вдавливать их пальчиком или ладошкой, развивая силу маленьких ручек, забивать молоточком, тренируя меткость, позже можно подбирать пары гвоздей по цвету или просить ребёнка повторить целый ряд в определённой последовательности. У нас эта игрушка фирмы "МДИ", мне она нравится больше икеевской, где гвозди пластиковые и вставляются слишком туго.
Грибы на полянке
Я очень люблю "долгоиграющие" вещи, и эта игрушка как раз такая! Сначала Лёня любил просто снимать грибочки и складывать в корзиночку, потом учился нанизывать их обратно в хаотичном порядке (сложно попасть чётко на маленький штырёк!), позже можно нанизывать их уже по цветам и размерам, по рисункам на шляпке, считать, искать на полянке улице (заранее спрятанные мамой) и собирать в корзиночку, повторять ряды. А ещё их очень весело надевать на пальчики) Единственный нюанс: для годовалого малыша, который ещё любит тянуть всё в рот, я бы приобрела для начала неокрашенные грибочки. Всё равно в таком возрасте они ещё не обращают внимание на различие цветов, а вот сгрызть краску запросто могут (что Лёня в общем-то и сделал). Либо тогда уже покупать эту игру чуть позже, года в полтора, когда как раз становится значимым различие по цветам. А ещё на основе для грибочков позже можно играть в "геометрик")
Пирамидка-счёт
Пока Лёнчик только нанизывает шарики и понемножку начинает сортировать по цветам, позже уже подключится собственно счёт и разные игры на тему счёта. А ещё мы использовали эти шарики в качестве крупных бусин, которые нужно нанизывать на шнурок.
Вообще нанизывание - это у Лёнчика одно из любимых занятий, классическую пирамидку он освоил ещё задолго до 1 года, поэтому далее я уже усложняла ему задачу. Например, предложила горизонтальное нанизывание: приклеила к стене на двусторонний скотч стержень от пирамидки и дала кольца от занавесок. Это только на первый взгляд просто, а малышочку потребовалось время, чтобы осознать, что колечко нужно не класть на стержень сверху и давить, а надевать сбоку. Также и со снятием: сначала он просто тянул кольцо на себя, надеясь, что стержень пройдёт сквозь него))) А ещё Лёня вешал эти колечки на крючки, готовясь таким образом самостоятельно вешать своё полотенце (у полотенца же мягкая петелька, поэтому его вешать сложнее, чем колечко, т.к. петельку для начала нужно расправить).
Разрезные фрукты
Эта игрушка досталась нам от племяшки и оказалась очень многофункциональной! Сначала малышок любил просто разлеплять фрукты на две половинки (там довольно тугая липучка и нужно прикладывать некоторое усилие, что отлично укрепляет маленькие пальчики), потом начал их соединять, а потом стал подбирать нужные половинки среди перемешанных.
Музыкальные инструменты
Из музыкальных иструментов, помимо настоящего синтезатора, у Лёни есть ксилофон, маракасы, бубен, птичка-свистулька, барабан. С возрастом планируем расширять нашу коллекцию)
Также Лёня любит играть с крупами: сначала я давала ему просто повозиться с гречкой, рисом, сыпать крупу руками на деревянный поднос, в стеклянную мисочку и в металлический термос и слушать, как по-разному она звучит. Позже Лёня полюбил пересыпать крупу ложкой из одной мисочки в другую, или из мисочки в узкий термос. Можно искать в крупе "сокровища": всякие маленькие камушки, крыжечки и т.п. Ближе к 1,5 годам я предложила Лёне складывать фасоль в баночку с узким горлышком, идеально подошла для этой цели сахарница из Fix Price. Это упражнение развивает мелкую моторику рук, ведь совсем не просто ухватить маленькую фасолинку тремя пальчиками (пинцетный захват), а потом ещё и точно попасть в малюсенькую дырочку.
Одно из самых любимых занятий у малышонка - это игры с водой - недаром он Водолей по знаку Зодиака))) Он обожает наливать воду из кувшинчика в чашку (именно в таком виде я подаю ему воду во время обеда, и он сам "сервирует" себе стол), переливать воду из одной ёмкости в другую, вылавливать из воды игрушки ситом, а потом вытирать за собой пролитое и выжимать тряпочку (тоже отличное упражение для пальчиков). Также прикольная игрушка - резиновые брызгалки для ванной, на них нужно достаточно сильно нажимать, что отлично укрепляет маленькие ручки.
Также после года малышок полюбил рисование - восковыми мелками и красками, фломастерами, мелками на асфальте и палочкой на земле. Восковые мелки у нас очень классные, толстые и короткие, идеально подходят для малышей, т.к. их удобно держать и они не ломаются (фирма "Луч" серия "Кроха"). Краска нам нравится икеевская, она хорошо отмывается и к ней прилагается очень удобная палитра. Пальчиковые же краски нам обоим совсем не понравились. Рисует Лёня и кисточкой, и руками, и ватными палочками, и разными спонжиками и другими неожиданными предметами) Я не против рисования фломастерами, так как на данном этапе для меня важнее психологический аспект рисования ("Вау! Я могу оставлять следы на бумаге! Захочу - линию нарисую, а захочу - круг!"), а не технический (правильный захват, сила нажима и т.п.). Подготовка руки к письму происходит во время других многочисленных занятий. При надевании колпачка на тонкий фломастер отлично тренируется координация, а ещё можно перемешать колпачки разных цветов и искать для каждого фломастера свой колпачок) А ещё прикольная штука - штампики, особенно весело ставить их не на бумагу, а на себя) Лёня вообще очень любит боди-арт))))
Знакомство с пластилином тоже произошло у Лёни именно в этом возрасте. Сначала малышок просто мял и рвал его, надавливал пальчиком, вдавливал крупу, оставлял следы игрушечных животных, втыкал спички (иголочки для ёжика), вырезал фигурки формочками для печенья, а ближе к 1,5 годам стал самостоятельно катать колбаски и шарики между ладошками. Для первого знакомства лучше подойдёт тесто для лепки вроде PlayDoh, оно приятное на ощупь и мягкое, не оставляет жирной плёнки на руках, но очень быстро засыхает и дорогое. А из пластилина нам больше всего нравится мягкий пластилин "Кроха" фирмы "Луч", из него можно уже лепить всякие фигурки. Самостоятельно делать тесто для лепки мне лень, но вот тут есть отличный рецепт) А для детишек постарше, которые уже не пробуют всё на зуб, можно просто смешать крахмал и бальзам для волос - получается какая-то нереальная на ощупь субстанция, мягкая, тёплая, воздушная, пластичная! Я сама залипла с ней на целый час)))
Про кинетический песок я уже упоминала в посте про подарки на 1 год, Лёня очень любит с ним играть (и я тоже). Его можно просто жамкать, делать дырочки пальчиком, вдавливать в него всякие камушки и фасолинки, искать клад, делать куличики, печь торт, втыкать в него свечку и задувать её, а потом резать торт на кусочки и кормить игрушки с ложечки. Ну и в обычный песок на площадке Лёня тоже с удовольствием играл летом: насыпал лопаткой в ведёрко, делал куличики, украшал их камушками и палочками, копал ямки и т.д.
Машинки
Большие и маленькие: катать их рукой, грузить, тянуть на верёвочке или толкать перед собой на палочке. Из маленьких нам очень нравятся икеевские деревянные машинки, они прочные и хорошо ложатся в маленькую детскую ручку.
Беговел
Лёня не только обожает кататься на нём, но и заботливо протирает колёса салфеточкой, ездит "на работу", ставит "в гараж", чинит. На даче у нас есть ещё так называемый толокар, доставшийся нам от предыдущих хозяев. Толокар интересен тем, что можно сигналить, поворачивать ключ зажигания, класть вещи в багажник, но на беговеле удобнее ездить и рулить. Толокар можно использовать сначала как каталку, учась ходить, но у нас он появился позже, когда Лёня уже умел ходить без опоры и сразу стал использовать его как машину.
Прыгун
Я сначала не обратила особого внимания на эту игрушку и не собиралась её покупать, но нам её одолжили наши друзья, и Лёнчик просто в восторге от неё, прыгает целыми днями! Поначалу это было не так-то просто, ведь нужно ещё и удерживать равновесие, чтобы не завалиться на бок. Со временем Лёня научился не просто прыгать вверх-вниз на одном месте, а перемещаться прыжками по всей квартире))) А ещё он любит кормить дракончика, вешать ему на рога и хвост колечки и затаскивать его в "гараж")
Спортивный комплекс
Покупка, которая в нашем случае оправдала себя на все 100%, хотя я волновалась, что он будет стоять без дела и занимать место. Малышок очень любит лазать, висеть, качаться, выдумывает какие-то свои упражнения) А мне очень нравится, что по мере взросления ребёнка можно докупать разные интересные аксессуары.
Ещё в этом возрасте у Лёни пользовались огромным успехом мыльные пузыри: он ловил их, самостоятельно выдувал, развивая речевой аппарат, учился откручивать и закручивать крышку. А ещё разные коробочки, баночки, кошелёчки и шкатулочки - с закручивающейся и защёлкивающейся крышкой, на молнии, на кнопке, на липучке и т.п., а также мячики - большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые, гладкие и пупырчатые. Лёня учился кидать их, ловить, пинать ногой, догонять, забрасывать в баскетбольную корзину. Первые ролевые игры также начались именно в этом возрасте: Лёня кормил игрушки, чистил им зубы, катал в коляске, укладывал спать и пр. Про классические кубики и пирамидку не пишу, потому что Лёня освоил их ещё до года и уже потерял к ним интерес. А нанизывать колечки на пирамидку по размеру, а не хаотично, с 1 до 1,5 лет ещё рановато. А ещё на упомянутом мной выше сайте Montessorihome есть потрясающие буковые кубики и кубики из нескольких пород дерева.
Взято: mouse-wife.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]