Казачья Пасха
---
Православие всегда было одним из столпов казачества. Это подчёркнуто даже тем фактом, что нередко казаков величали «воинами Христовыми». Конечно, негласно в казачьи отряды поступали на службу мусульмане, но частенько позже они принимали православие. Так или иначе, но православные праздники были для казаков главными. Даже традиционный ныне Новый год не отмечали с таким размахом, как Рождество. И, разумеется, Пасха, т.е. день Воскресения Христова, был для казаков необычайно значимым праздником, к которому загодя готовились. И, естественно, он обрастал чисто казачьими традициями и обрядами.
Праздник, как и военная операция, требует подготовки
К Пасхе готовились крайне тщательно. Хозяйки не просто прибирались в хате, а доводили её до состояния кристального блеска. Особо рачительные хозяева заново белили стены и даже обновляли полы. Вся одежда простирывалась и приводилась в порядок. Если доходы казачьей семьи позволяли, то казаки заказывали себе новые черкески и бешметы, сапоги и ноговицы. Для благоверных закупали ткань, из которой они шили себе нарядные платья. Не забывали и об одежде для маленьких казачат.
Перед Пасхой забивали скот, чтобы искусные казачьи поварихи могли заставить стол вкуснейшими кушаньями. В Чистый четверг (его называют также Великим четвергом) все члены семьи направлялись в баню, чтобы пропарить тело до самых костей.
Празднование Пасхи в кругу боевых товарищей
Знаменитые куличи и творожные пасхи начинали готовить в Великую пятницу. В день приготовления пасхи как детвору, так и взрослых казаков отправляли на целый день из хаты, чтобы лихие бойцы случайно не сыпнули руганью. В комнатах должно было царить спокойствие — грубость, а тем более ссоры были недопустимы в этот день. Любую попытку конфликта обычно гасила на корню старшая в хате женщина.
Пасхальный кулич должен был быть высоким и крупным, вершину украшали шишками, крестами, цветами, фигурками птиц, смазывали яичным белком и посыпали цветным пшеном. И, конечно, красили яйца, как гусиные, так и привычные нам ныне куриные. Яйца красили в разные цвета: красный символизировал кровь, жертву Христа, принесённую ради людей, желтый – солнце, голубой – небо и воду, а зеленый – траву, жизнь в её растительном многообразии. Конечно, использовали только натуральные красители: луковую шелуху, свеклу, отвар ромашки, чернику, бузину и т.д.
Пасхальная ночь и светлое утро
В ночь с субботы на воскресенье, т.е. в пасхальную ночь, большинство казаков и казачек собирались на ночную службу. Те, кому места в храме не хватило, занимали места снаружи. По традиции казаки, оставшиеся за церковными стенами, разжигали большие костры. Устраивалось «гонение смерти», такой огонь считался очищающим. В огонь летела старая высохшая древесина – поломанные колёса, рассохшиеся бочки и т.д. Бросали в костёр и ветки вербы, но только не свежие, живые, а мертвенно сухие, как и вся остальная древесина.
Всё население станиц в утро Пасхи в обязательном порядке шло в церковь на заутреню – утреннюю службу. Бытовал и несколько хулиганский обычай. Казаки и казачата старались подняться на колокольню и хотя бы раз ударить в колокол. Считалось, что это принесёт счастье и достаток. Впрочем, обычаю не особо противились церковные служащие, поэтому почти всё праздничное воскресенье станицы тонули в колокольном звоне.
Сейчас частенько прихожане приносят на освящение в храм не только пасхи и пасхальные яйца, но и колбасу, сыр и прочие продукты. Батюшки пытаются убедить, что святить стоит только пасхи и яйца, а остальные продукты святить не в традиции. В самом деле, однажды автор собственными глазами видел, как молодая семья среди прочего притащила на освящение целый ананас с апельсинами, что выглядело несколько фальшиво. Однако, возможно, желание освятить целое застолье происходит из казачьей старины.
Так, современники отмечали, что казаки приносили на пасхальное освящение не какие-то скромные котомки — они привозили целые телеги, заставленные куличами, творожными пасхами, яйцами, домашней колбасой, бужениной, соленьями и прочими яствами. Находилось место и для запечённых поросят, фаршированных гречкой с хреном или яблоками.
Гулянья и немного «хулиганства»
После освящения начинались традиционное застолье и народные гулянья. Застолье было необычайно обильным и по-казачьи хлебосольным. Кроме вышеописанных блюд особое место занимали напитки. Из безалкогольных напитков стояли узвар и квас. Вопреки отчаянно культивируемому заблуждению, что казаки из алкогольных напитков ничего лучше мутного самогона в большой бутыли не пили, реальность была противоположна. Кроме различных сортов водки, от анисовой до померанцевой, на столе стояли настойки (калгановка, сливянка, малиновка), медовуха, вино и даже ординарные коньяки (бренди по запутанной зарубежной классификации).
Терские, донские и кубанские казаки знали толк в винограде настолько, что спор о том, сами они окультурили дикий виноград или использовали уже культурные сорта, идёт до сих пор. При этом бесспорно одно: казаки культивировали автохтонные сорта винограда вроде терского алого, а не завезённые из Европы вездесущие каберне и рислинг. Чаще всего из винограда производили так называемый чихирь – молодое вино. Выдержанное вино же именовалось «родительским». Порой уже из самого чихиря перегоняли кизлярку, т.е. коньяк, но без выдержки.
Самые же зажиточные казаки могли себе позволить и бутылку-другую игристого «Цимлянского», которое было любимым напитком знаменитого атамана Матвея Ивановича Платова. Кстати, виноград сорта цимлянский чёрный – автохтонный, так сказать, абориген мест Дона и Северного Причерноморья. А вопреки стереотипу о древности и незыблемости роли Франции в игристых винах, производство одного только «Цимлянского» казаками-виноделами имеет более чем 300-летние корни.
Естественно, казачий образ жизни сказывался даже на манере выпивать. Перед тем как опрокинуть рюмку водки или выпить бокал вина, казак выставлял далеко вперёд локоть. Это чисто кавалерийская привычка. Чтобы «сдружиться» со своим конём и заслужить его доверие, всадник делился с ним пищей, а потом конь непроизвольно тянулся к всаднику, когда тот решался перекусить или попить воды. Вот всадник и выставлял локоть, чтоб отодвинуть лошадиную морду, а привычка – это вторая натура даже за праздничным столом.
Но застольем праздник не ограничивался. Почти в каждой станице к Пасхе сооружали карусели или простые качели. При этом карусель представляла собой крепкий столб, на вершине которого устанавливали колеса. К колесу привязывали верёвки с характерными деревянными ручками на конце. Конечно, после посиделок в кругу семьи молодёжь сходилась своей компанией, а женатые казаки — своей. Пасхальные игры тоже были различными. Молодёжь любила игры «целовальные», а также водила хороводы, в которых приглянувшиеся парень и девушка могли сойтись. Играли и «в мяч». Эта игра в некоторых станицах Кавказа частенько напоминала жёсткое регби.
Праздновали Пасху почти всю неделю после воскресенья, тогда можно было позволить себе и немного похулиганить. К примеру, среди терских казаков была принята традиция всех, не явившихся в понедельник на утреннюю службу, обвинить в слабости, а в наказание облить ледяной колодезной водой, чтобы расторопнее был. Была и лукавая сторона этой традиции. Обвиняемый казак мог откупиться знатным угощением. В итоге казачья «служба исполнения наказаний» выходила из хаты обвиняемого под хмельком.
Как это ни удивительно, но некоторые терские и кубанские казаки, захватив куличи и пасхальные яйца, переходили Кавказскую оборонительную линию и направлялись в аулы противника. Кавказская война была особой, поэтому казаки заводили кунаков и среди черкесов, и среди вайнахов. А прийти к кунаку с гостинцем на праздник, даже если он его не отмечает, считалось делом привычным. Парадоксы долгой войны…
Автор:Восточный ветер
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]