Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу
09.04.2020 5 902 0 +131 reeder

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу

---
+131
В закладки
Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

МАЗ-535В с комплексом “Ястреб”, в состав которого входил самолет-разведчик Ту-123. 1963 года..

Минский автозавод избавляется от непрофильной техники

В первой части материала речь шла о минском СКБ-1, которое занималось разработкой тяжелой техники в интересах Министерства обороны СССР. Именно здесь и был разработан главный герой нашей истории – МАЗ-535. Однако первенцем конструкторского бюро был совсем не четырехосный балластный тягач, а машина МАЗ-528 (4х4), предназначенная для буксировки прицепов и работы с бульдозерными отвалами. Тягач появился в 1955 году, очень походил на большой трактор и оснащался дизелем ЯАЗ-206 мощностью 206 л. с. Позже этот прототип эволюционировал в средний инженерный колесный тягач ИКТ-С, или МАЗ-538, с мотором уже в 375 л. с. В 1963 году ввиду того, что минчане не справлялись с растущими запросами военных, выпуск машины перенесли в Курган, на завод колесных тягачей имени Д. М. Карбышева (КЗКТ). До этого времени предприятие специализировалось на сельхозтехнике и запчастях для тракторных моторов.

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

В 1965 году из Минска навсегда ушел и МАЗ-535 со всеми модификациями. С этого момента в тяжелом военном автомобилестроении КЗКТ отвечал за производство танковых и балластных тягачей, а МАЗу осталась более престижная техника для ракетных войск – уже в начале 60-х в СКБ-1 вовсю шла работа над двухкабинным МАЗ-534. А КЗКТ фактически закончил выпускать вариации на тему 535-й машины только в начале 90-х годов.

В 1960 году МАЗ избавился от производства 25-тонных самосвалов – перенесли производство на Жодинский машиностроительный завод, ставший впоследствии Белорусским автомобильным заводом, родиной всемирно знаменитых БелАЗов. Позволю себе небольшое отступление от основной темы и упомяну, что в советское время экспортные варианты техники нередко просто переименовывали в БелАЗ, настолько высок был имидж машин из Жодино за рубежом. В частности, «ребрендингу» подвергали КрАЗы, предназначенные для Европы.

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

Пробное шасси МАЗ-535Б с пусковой установкой ракетного комплекса 2К10 “Ладога”. 1960 год..

Одноосные тягачи МАЗ-529Б вместе с конструкторским штабом перенесли из Минска в 1960 году на Могилевский завод подъемно-транспортного оборудования, который мы помним как МоАЗ. Сейчас это Могилевский автомобильный завод имени С. М. Кирова, филиал БелАЗа. Все этот говорит о том, что сложно переоценить значимость инженеров и конструкторов Минского автозавода для технического развития транспорта всего Советского Союза. И еще тема навевает грустные мысли: в Белоруссии смогли сохранить все упоминаемые предприятия, а отечественный КЗКТ уже не существует.

Вооруженные силы требуют богатырей

Вернемся к восьмиколесным МАЗам. Первенцами стали модели 535, датируемый 1956 годом, и 535А с усиленной рамой, который выпускали с 1957 до 1969 года. Седельный тягач 535В отличался от артиллерийских балластных тягачей балансирной подвеской задней пары мостов без упругих элементов, отсутствием лебедки и системы подкачки шин, которые были дополнительно усилены под большие грузы. На буксируемом МАЗ-535В двухосном полуприцепе размещали стартовую установку для запуска самолета-разведчика Ту-213 комплекса «Ястреб». Запуск осуществлялся с пусковой установки СТА-30. Моторный отсек и кабина впервые получили частичное бронирование, защищающее от потоков раскаленных газов взлетающего разведчика. В 1960 году проходили эксперименты по монтажу на 535Б опытной пусковой установки Д-110К тактического комплекса «Онега» с ракетой 3М1 массой до 3 тонн. В 1961 году грузовик вез на “спине” уже тактический комплекс «Ладога» с ракетой 3М2, масса которой превышала 3 тонны. Первые пуски с колесного шасси были неудачными, и взамен комплексу приняли на вооружение знаменитую установку 2П16 «Луна» на гусеничном шасси ПТ-76. Естественно, ресурс у гусеничной техники был сравнительно невелик, на большие расстояния комплекс приходилось грузить на полуприцепы колесных МАЗ-535Б. Основными полуприцепом седельного тягача тогда был 25-тонный МАЗ-5248 с четырьмя односкатными колесами.

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

МАЗ-537В с полуприцепом-контейнером для ракеты комплекса А-35..

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

Ракетные автопоезда на Москворецком мосту после парада — тягачи МАЗ-537А с ракетами ГР-1 (справа) и МАЗ-537 с ракетами Р-26. 1965 год..

Но аппетиты Министерства обороны росли, как и массы перевозимых грузов. Именно поэтому появилась самая распространенная модель в первой волне мазовских тяжелых машин – МАЗ-537. Эта машина в основном предназначалась для перевозки танков и другой бронетехники и служит в этой роли до сих пор. Мощность барнаульского мотора увеличили до 525 л. с., что это серьезно улучшило тяговые возможности машины. Теперь четырехосный тягач мог на низкорамном полуприцепе ЧМЗАП-5247 перевозить 50 тонн, а также до 75 тонн в составе автопоездов со стратегическим вооружением. Именно МАЗ-537 пугал на парадах иностранных атташе межконтинентальной баллистической ракетой Р-9А. Балластный тягач МАЗ-535А проводил подобный фокус с ракетой Р-36. Сейчас 537-й выполняет в армии не только классическую роль танковоза, но служит в РВСН – перевозит компоненты ракетного топлива амил и гептил. Для этого на полуприцепе монтируют две заправочные цистерны ЗАЦ-1 и ЗАЦ-2 Среди немногочисленных модификаций 537-й машины был вариант с литерой Г, оснащенный 15-тонной лебедкой, расположенной позади моторного отделения. Также в Минске разработали МАЗ-537Д с генераторной станцией переменного тока и версию 537Е также с генератором, который питал ступичные электромоторы активного полуприцепа полной массой до 65 тонн. Одним из немногих вариантов использования машин серии Е стал унифицированный транспортно-перегрузочный агрегат транспортно-пускового контейнера для РВСН. Этот 41-метровый исполин состоит из тягача и активного трехосного полуприцепа со всеми управляемыми колесами. Основной задачей этой машины является транспортировка и бескрановая перегрузка транспортно-пускового контейнера. Существует версия аналогичного назначения с пятиосным полноуправляемым полуприцепом – снаряженная масса такого автопоезда переваливает за 125 тонн. Разработаны и собраны даже гиганты-перевозчики с колесной формулой 48х48!

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

Транспортно-перегрузочный автопоезд 15Т284 с колесной формулой 48х48..

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

Модернизированный транспортный агрегат 15Т145МД для тяжелых ракет общей массой в 125 тонн..

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

Машина для перевозки компонентов ракетного топлива..

В производственной гамме был также бортовой МАЗ-537А, который и сейчас можно встретить на военных аэродромах постсоветского пространства. В кузове этого тягача можно было расположить до 15 тонн груза. Если сравнивать машину 535А и 537А, то последний окажется длиннее (вырос с 8780 мм до 9130 мм), шире (с 2805 мм до 2885 мм), ниже (с 2915 мм до 2880 мм) и с выросшей базой с 5750 мм доя 6050 мм. В общем, в ходе модернизации белорусский великан немного подрос почти по всех направлениях. И аппетит у 537 версии вырос до 125 л/100 км, что заставило конструкторов увеличивать емкость топливных баков до 840 литров. Последней версией стал МАЗ-537К, на которой монтировали кран.

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу Источник, машины, тягач, МАЗ537, этого, который, комплекса, завод, также, производство, ракетой, машин, тягача, полуприцепе, можно, Сейчас, шасси, ракетного, установкой, пусковой

МАЗ-537К..

В 1962 году Министерство обороны настаивает на проведении своеобразной отзывной кампании, когда все выпущенные к тому времени МАЗ-535А и МАЗ-537 подвергли модернизации. Среди всего прочего усилили раму, переоборудовали систему подогрева двигателя, заменили штампованные выхлопные коллекторы двигателей на охлаждаемые литые, установили дополнительные масляные фильтры в гидромеханическую трансмиссию, а также заменили на более совершенные подшипники в гидротрансформаторе. Кроме этого, заменили карданные валы от раздаточной коробки к мостам и изменили крепление заднего фланца промежуточного вала к этой же коробке.

Была в истории МАЗ-537 короткая глава с установкой ракетных комплексов различного назначения, причем проходило это в сравнении с новейшим на то время МАЗ-543. В 1962-1963 годах тягач 537Г стал носителем полуприцепа с установкой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, вес которой приближался к 147 тоннам. Всю нагрузку на себя брала двухосная транспортная тележка 8Т139, а задача тягача была в доставке ракеты к стартовому столу. Пытались установить на МАЗ-537 оперативно-тактический комплекс «Темп» (позже «Темп-С») с ядерной головной частью и даже провели сравнительные испытания в 1963 году. Сравнивали с длинным и лучше приспособленным к перевозки ракет МАЗ-543, который в итоге и выиграл.

Минский автозавод с конца 50-х и в начале 60-х постепенно наращивал производство технически сложных машин, которые своими неординарными возможностями завоевали уважение в войсках и получили звучное имя «Ураган». Сейчас машины разных поколений и от разных производителей можно встретить не только на дорогах и на бездорожье постсоветского пространства, но и в Европе — в частности, машины очень любят в Германии и они продолжают военную службу в Финляндии.

Перипетиям постановки первых восьмиколесных МАЗов в серийное производство и последующем переносе в Курган будет посвящено окончание цикла.

Окончание следует…
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]