
Бой «близнецов»
---
Бой двух близнецов, внешне не различимых, но внутренне абсолютно разных – довольно избитый сюжетный ход, приходивший в голову многим авторам. Что уж там говорить – все это выглядит довольно надуманно, но был случай в истории судоходства, который удивительно точно повторяет этот сюжетный штамп.

Произошло это в самом начале Первой мировой войны, когда гражданские суда реквизировались военными ведомствами всех воюющих держав, дабы впоследствии служить целям абсолютно далеким от их первоначального применения. Такая судьба постигла и новенький немецкий пассажирский лайнер Кап Трафальгар (SS Cap Trafalgar), приступивший к пассажирским перевозкам практически накануне войны – 1 апреля 1914 года. Названный в честь знаменитого мыса Трафальгар, места, где в 1805 году развернулась знаменитая Трафальгарская битва, корабль был абсолютно далек от военного применения. Его задачей было перевести через Атлантический океан в комфорте и удобстве 1600 пассажиров из Гамбурга в Бразилию, Аргентину и Уругвай.
Но, начало войны заставило мирное судно стать военным кораблем – с установленными на палубах двумя корабельными пушками 10.5 cm SK L/45 калибра 105 мм и шестью автоматическими орудиями со смешным звукоподражательным прозвищем «пом-пом» и совсем несмешным калибром 37 мм, корабль получил наименование вспомогательного крейсера и команду профессиональных военных под руководством капитана Вирта (Korvettenkapitän Wirth).
Задачей крейсеру была поставлена работа по уничтожению британского торгового флота в водах южной Америки, подкрадываясь к ничего не подозревающим кораблям под видом гражданского судна на расстояние орудийного залпа. А что лучше всего поможет скрыть военные намерения, как не маскировка под какое-нибудь известное судно противника! Выбор суровых германских моряков выпал на уже довольно долго (с 1905 года) ходившее по маршруту Ливерпуль – Нью-Йорк судно Кармания (RMS Carmania), обладавшее практически идентичным тоннажем, что и Кап Трафальгар. Внешне корабли отличал лишь один сильно бросавшийся в глаза признак – на немецком лайнере возвышалось три трубы, на британском – только две. Но и это была не проблема – одна из труб Кап Трафальгара была фальшивой, так что снять ее не составило большого труда.

Лайнер Кармания.

Кап Трафальгар со снятой фальш-трубой.
Итак, готовый к своей первой охоте корабль стоял, загружаясь углем, в порту секретной немецкой базы, что располагалась на небольшом острове Триндади. И все бы хорошо, но в это самое время на горизонте появились дымы британского парохода – которым оказалась… да-да, та самая Кармания, под которую так искусно маскировался немецкий вспомогательный крейсер. А самое интересное, что английские военные так же реквизировали этот корабль для военной службы, поставили на нем восемь 120-мм/L45 пушек и приказали капитану Ноэлю Гранту (Noel Grant) курсировать в Атлантике около берегов Южной Америки, выискивая немецкие корабли-угольщики и небольшие военные суда.
После первого удивления от встречи с немецкой копией своего корабля и обмена сигналами, капитан Грант понял, что боя не избежать и приказал поднять над Карманией боевой флаг. Началось сражение, оставшееся в истории как «битва у острова Триндади».

При отсутствии на борту серьезных калибров, неповоротливые атлантические лайнеры могли эффективно сражаться друг с другом только на близком расстоянии, поэтому бой скорее напоминал морские сражения времен наполеоновских войн, нежели чем артиллерийскую дуэль кораблей Первой мировой. Сблизившись, корабли поливали друг друга артиллерийскими снарядами. И вот тут ярко проявились все особенности военных моряков обеих воюющих держав: меткость немецких артиллеристов сразу же дала первые результативные попадания по надстройкам Кармании – на взятом в «вилку» корабле сразу начались очаги пожаров, а разрушение мостика привело к тому, что капитан был вынужден сменить место своей дислокации. На ближних дистанциях в бой включились автоматические «пом-помы» и британский лайнер был просто осыпан снарядами. Однако же англичане применили свой, излюбленный еще со времен парусного флота, прием – большая часть снарядов ложилась ниже ватерлинии немецкого корабля. Поэтому после двухчасового боя Кап Трафальгар уже имел довольно приличную течь в трюме и был вынужден выйти из-под обстрела, а прилично горевшая к тому времени Кармания была еще вполне себе на плаву.
Капитан немецкого корабля сделал попытку добраться на тонущем крейсере до береге, но, увы, запас хода у погружающегося в воду лайнера был небольшой и вскоре корабль завалился на бок и затонул. На немецком корабле, по разным данным, погибло от 16 до 51 человека, в их числе оказался и капитан Вирт, ушедший на дно вместе со своим боевым лайнером. 279 моряков спаслось на шлюпках и подошедшем на помощь угольщике Eleonore Woermann – они были перевезены в Буэнос-Айрес и были интернированы Аргентиной до самого окончания войны.
Кармании повезло намного больше, в бою на ней погибло 9 человек, а с пожарами удалось справится собственными силами команды.

Мостик Кармании после боя.

Кармания вскоре после боя.
Отбуксированный в док подошедшими на помощь судами, корабль был восстановлен и послужил всю войну военным транспортником. В дальнейшем боевой лайнер вернулся к гражданским перевозкам и служил пассажирским лайнером до 1932 года, когда постаревший корабль списали и распилили на металлолом. В память о боевом прошлом корабельный колокол Кармании находится в постоянной экспозиции на борту плавучего музея-корабля HQS Wellington, что пришвартован на вечную стоянку в Лондоне.

Произошло это в самом начале Первой мировой войны, когда гражданские суда реквизировались военными ведомствами всех воюющих держав, дабы впоследствии служить целям абсолютно далеким от их первоначального применения. Такая судьба постигла и новенький немецкий пассажирский лайнер Кап Трафальгар (SS Cap Trafalgar), приступивший к пассажирским перевозкам практически накануне войны – 1 апреля 1914 года. Названный в честь знаменитого мыса Трафальгар, места, где в 1805 году развернулась знаменитая Трафальгарская битва, корабль был абсолютно далек от военного применения. Его задачей было перевести через Атлантический океан в комфорте и удобстве 1600 пассажиров из Гамбурга в Бразилию, Аргентину и Уругвай.
Но, начало войны заставило мирное судно стать военным кораблем – с установленными на палубах двумя корабельными пушками 10.5 cm SK L/45 калибра 105 мм и шестью автоматическими орудиями со смешным звукоподражательным прозвищем «пом-пом» и совсем несмешным калибром 37 мм, корабль получил наименование вспомогательного крейсера и команду профессиональных военных под руководством капитана Вирта (Korvettenkapitän Wirth).
Задачей крейсеру была поставлена работа по уничтожению британского торгового флота в водах южной Америки, подкрадываясь к ничего не подозревающим кораблям под видом гражданского судна на расстояние орудийного залпа. А что лучше всего поможет скрыть военные намерения, как не маскировка под какое-нибудь известное судно противника! Выбор суровых германских моряков выпал на уже довольно долго (с 1905 года) ходившее по маршруту Ливерпуль – Нью-Йорк судно Кармания (RMS Carmania), обладавшее практически идентичным тоннажем, что и Кап Трафальгар. Внешне корабли отличал лишь один сильно бросавшийся в глаза признак – на немецком лайнере возвышалось три трубы, на британском – только две. Но и это была не проблема – одна из труб Кап Трафальгара была фальшивой, так что снять ее не составило большого труда.

Лайнер Кармания.

Кап Трафальгар со снятой фальш-трубой.
Итак, готовый к своей первой охоте корабль стоял, загружаясь углем, в порту секретной немецкой базы, что располагалась на небольшом острове Триндади. И все бы хорошо, но в это самое время на горизонте появились дымы британского парохода – которым оказалась… да-да, та самая Кармания, под которую так искусно маскировался немецкий вспомогательный крейсер. А самое интересное, что английские военные так же реквизировали этот корабль для военной службы, поставили на нем восемь 120-мм/L45 пушек и приказали капитану Ноэлю Гранту (Noel Grant) курсировать в Атлантике около берегов Южной Америки, выискивая немецкие корабли-угольщики и небольшие военные суда.
После первого удивления от встречи с немецкой копией своего корабля и обмена сигналами, капитан Грант понял, что боя не избежать и приказал поднять над Карманией боевой флаг. Началось сражение, оставшееся в истории как «битва у острова Триндади».

При отсутствии на борту серьезных калибров, неповоротливые атлантические лайнеры могли эффективно сражаться друг с другом только на близком расстоянии, поэтому бой скорее напоминал морские сражения времен наполеоновских войн, нежели чем артиллерийскую дуэль кораблей Первой мировой. Сблизившись, корабли поливали друг друга артиллерийскими снарядами. И вот тут ярко проявились все особенности военных моряков обеих воюющих держав: меткость немецких артиллеристов сразу же дала первые результативные попадания по надстройкам Кармании – на взятом в «вилку» корабле сразу начались очаги пожаров, а разрушение мостика привело к тому, что капитан был вынужден сменить место своей дислокации. На ближних дистанциях в бой включились автоматические «пом-помы» и британский лайнер был просто осыпан снарядами. Однако же англичане применили свой, излюбленный еще со времен парусного флота, прием – большая часть снарядов ложилась ниже ватерлинии немецкого корабля. Поэтому после двухчасового боя Кап Трафальгар уже имел довольно приличную течь в трюме и был вынужден выйти из-под обстрела, а прилично горевшая к тому времени Кармания была еще вполне себе на плаву.
Капитан немецкого корабля сделал попытку добраться на тонущем крейсере до береге, но, увы, запас хода у погружающегося в воду лайнера был небольшой и вскоре корабль завалился на бок и затонул. На немецком корабле, по разным данным, погибло от 16 до 51 человека, в их числе оказался и капитан Вирт, ушедший на дно вместе со своим боевым лайнером. 279 моряков спаслось на шлюпках и подошедшем на помощь угольщике Eleonore Woermann – они были перевезены в Буэнос-Айрес и были интернированы Аргентиной до самого окончания войны.
Кармании повезло намного больше, в бою на ней погибло 9 человек, а с пожарами удалось справится собственными силами команды.

Мостик Кармании после боя.

Кармания вскоре после боя.
Отбуксированный в док подошедшими на помощь судами, корабль был восстановлен и послужил всю войну военным транспортником. В дальнейшем боевой лайнер вернулся к гражданским перевозкам и служил пассажирским лайнером до 1932 года, когда постаревший корабль списали и распилили на металлолом. В память о боевом прошлом корабельный колокол Кармании находится в постоянной экспозиции на борту плавучего музея-корабля HQS Wellington, что пришвартован на вечную стоянку в Лондоне.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]