У нас в городе было "кладбище" паровозов.
---
История родного города Новоуральска порой так же непредсказуема, как история всей России. Вот кто бы мог подумать, что на территории нашего города в конце шестидесятых было самое настоящее "кладбище" паровозов. Рядом с тем местом, где были портальные краны. Стояло множество чёрных-пречёрных неработающих паровозов, по которым с упоением лазили мальчишки. Сам я в то "паровозное время" или ещё не родился, или был безнадёжно мал, так что говорю я об этом "кладбище" опять же со слов старожилов, которые в детском возрасте обтирали эти самые паровозы собственными штанами. Ликвидировали это интереснейшее во всех отношениях место то ли в 1966-м, то ли в 1968-м году. И естественно, никаких фотографий ни у кого и нигде, как это часто бывает у нас в городе.
Вы конечно же знаете, как и зачем в своё время эти "кладбища паровозов" были организованы. Официально это называется базы запаса. Годов с пятидесятых наши советские железные дороги массово переводили на тепловозы и электровозы. А паровозы, отслужившие свой век, стаскивали в какие-то специальные места и оставляли там на консервацию. Кто ездил в 70-е, 80-е годы по железным дорогам куда-нибудь далеко, тот должен помнить скопища старых паровозов, изредка встречающиеся где-то сбоку от главных путей. Естественно, тогда эти паровозы охраняли от растаскивания.
Сохраняли их там на случай войны. Если нападут на советскую страну коварные агрессоры и разбомбят электростанции, то электровозы просто встанут. А старенькие паровозы можно будет выкатить с запасного пути, почистить, подлатать маленько, развести пары. И использовать их на железных дорогах в военное время. Паровозы ведь могли работать почти на всём, что горит. На угле, нефти, даже на дровах. Очень удобно для суровых условий военного времени. Точно так же консервировали котлы и насосы водонапорных башен. Тоже на случай войны.
"Кладбище" паровозов на станции Шумково возле Кунгура, Пермский край.
Так что вроде бы всё логично. В атомном городе Свердловске-44 готовились к войне и поэтому паровозы у нас стояли во множестве и в готовности к "часу Икс". И вот тут возникают разные вопросы. Если они действительно ждали "часа икс", то почему их не охраняли? Почему они стали площадкой для детских игр?
К тому же хранить много паровозов прямо в городе - это ведь глупо. Обычно "кладбища" устраивали в каких-нибудь деревенских краях, подальше от цивилизации. В тех местах, куда ни при каких условиях не упадут бомбы. А город наш находился прямо "на линии огня". Что ещё им и бомбить-то, агрессорам коварным, как не атомный проект. Так что этот городской "стратегический запас" мог бы пострадать при первом же налёте.
Тогда, может быть, эти старые паровозы отработали своё, были списаны и ждали, когда их порежут на металлолом? Но почему тогда их было много? Наша "внутренняя" городская железная дорога никогда не была бойким местом с оживлённым движением. Пассажирских перевозок на ней не было. А для перевозки грузов вполне хватало одного-двух тепловозов. Ну, может быть трёх-четырёх. И это в самый пик развития города. Когда работал УАМЗ и работали строительные предприятия. Когда довольно длинные составы с новенькими зилами были обычным зрелищем у нас в городе. Впрочем, в то недалёкое от нас время даже продукты завозили в город по железной дороге.
Во время наибольшего развития (начало и середина 80-х) городу Свердловску-44 двух тепловозов хватало вполне. У нас ведь не Тагил, где по внутренней дороге постоянно возили руду, уголь и разные тяжеленные металлургические штучки. Зачем же нашему городу нужно было такое скопище паровозов чуть раньше, когда сам город ещё не был так развит? Странно всё это. Кстати про последний паровоз нашего города, "паровоз-убийцу" я упоминал в посте про Старое Верх-Нейвинское кладбище.
А потом в конце шестидесятых наше "кладбище паровозов", эту чудеснейшую детскую площадку взяли, да и ликвидировали. А в других местах, кстати сказать, подобные базы запаса сохранялись в полной неприкосновенности ещё лет двадцать, до самой Перестройки.
И теперь я сижу и думаю. Вот хоть один бы паровозик бы оставили потомкам полюбоваться.
Вы конечно же знаете, как и зачем в своё время эти "кладбища паровозов" были организованы. Официально это называется базы запаса. Годов с пятидесятых наши советские железные дороги массово переводили на тепловозы и электровозы. А паровозы, отслужившие свой век, стаскивали в какие-то специальные места и оставляли там на консервацию. Кто ездил в 70-е, 80-е годы по железным дорогам куда-нибудь далеко, тот должен помнить скопища старых паровозов, изредка встречающиеся где-то сбоку от главных путей. Естественно, тогда эти паровозы охраняли от растаскивания.
Сохраняли их там на случай войны. Если нападут на советскую страну коварные агрессоры и разбомбят электростанции, то электровозы просто встанут. А старенькие паровозы можно будет выкатить с запасного пути, почистить, подлатать маленько, развести пары. И использовать их на железных дорогах в военное время. Паровозы ведь могли работать почти на всём, что горит. На угле, нефти, даже на дровах. Очень удобно для суровых условий военного времени. Точно так же консервировали котлы и насосы водонапорных башен. Тоже на случай войны.
"Кладбище" паровозов на станции Шумково возле Кунгура, Пермский край.
Так что вроде бы всё логично. В атомном городе Свердловске-44 готовились к войне и поэтому паровозы у нас стояли во множестве и в готовности к "часу Икс". И вот тут возникают разные вопросы. Если они действительно ждали "часа икс", то почему их не охраняли? Почему они стали площадкой для детских игр?
К тому же хранить много паровозов прямо в городе - это ведь глупо. Обычно "кладбища" устраивали в каких-нибудь деревенских краях, подальше от цивилизации. В тех местах, куда ни при каких условиях не упадут бомбы. А город наш находился прямо "на линии огня". Что ещё им и бомбить-то, агрессорам коварным, как не атомный проект. Так что этот городской "стратегический запас" мог бы пострадать при первом же налёте.
Тогда, может быть, эти старые паровозы отработали своё, были списаны и ждали, когда их порежут на металлолом? Но почему тогда их было много? Наша "внутренняя" городская железная дорога никогда не была бойким местом с оживлённым движением. Пассажирских перевозок на ней не было. А для перевозки грузов вполне хватало одного-двух тепловозов. Ну, может быть трёх-четырёх. И это в самый пик развития города. Когда работал УАМЗ и работали строительные предприятия. Когда довольно длинные составы с новенькими зилами были обычным зрелищем у нас в городе. Впрочем, в то недалёкое от нас время даже продукты завозили в город по железной дороге.
Во время наибольшего развития (начало и середина 80-х) городу Свердловску-44 двух тепловозов хватало вполне. У нас ведь не Тагил, где по внутренней дороге постоянно возили руду, уголь и разные тяжеленные металлургические штучки. Зачем же нашему городу нужно было такое скопище паровозов чуть раньше, когда сам город ещё не был так развит? Странно всё это. Кстати про последний паровоз нашего города, "паровоз-убийцу" я упоминал в посте про Старое Верх-Нейвинское кладбище.
А потом в конце шестидесятых наше "кладбище паровозов", эту чудеснейшую детскую площадку взяли, да и ликвидировали. А в других местах, кстати сказать, подобные базы запаса сохранялись в полной неприкосновенности ещё лет двадцать, до самой Перестройки.
И теперь я сижу и думаю. Вот хоть один бы паровозик бы оставили потомкам полюбоваться.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]