Федеральные округа всё?
17.01.2017 482 0 0 davydov-index

Федеральные округа всё?

---
0
В закладки
Владимир Путин утвердил новую региональную политику, рассчитанную на 2017-2025 годы. Речь в документе идёт в том числе о возможном отказе от федеральных округов.



Вчера на портале официальной правовой информации появился подписанный президентом указ "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития на период до 2025 года". Документ определяет принципы, цели, основные задачи государственной политики развития регионов и механизмы её реализации. В качестве конечных результатов реализации региональной политики названы сокращение различий в уровне и качестве жизни в различных регионах, сокращение различий между городским и сельским населением, совершенствование уровня инфраструктурной обеспеченности, создание крупных городских агломераций и т.д.

В документе приводится относительно новое понятие — "макрорегионы". Впервые оно появилось в российской практике в 2014 году, в рамках ФЗ "О стратегическом планировании". Макрорегионом называют совокупность нескольких субъектов федерации, объединённых исходя из близких показателей социально-экономического развития и схожести приоритетных направлений работы. Новая редакция региональной политики приравнивает макрорегионы к федеральным округам. К 2025 году планируется не только сформировать макрорегионы, но и подготовить программы территориального развития для каждого из них. Кроме того, упоминается о возможности изменения границ федеральных округов в случае необходимости.

"Известия" отмечают, что это не первая попытка "активизации" макрорегионов. В 2007 году президент уже давал Минрегионразвития поручение о подготовке концепции развития макрорегионов, однако это так и не было сделано. В ноябре 2016-го в Минэкономразвития сообщили о разработке стратегии пространственного развития России до 2030 года, в которую в качестве составной части входит и деление территории РФ на макрорегионы. Так, в Волжский макрорегион предполагается включить Нижегородскую, Ульяновскую, Самарскую, Саратовскую, Волгоградскую области, Татарстан и Чувашию. Но эта стратегия пока остаётся на бумаге, никаких данных о сроках её реализации и о том, будет ли она реализована в принципе, нет.

Директор Дальневосточного консалтингового центра Пётр Ханас сравнивает макрорегионы с федеральными округами, уточняя, что округа — это объединения по административно-территориальному признаку, а макрорегионы — по экономическому: "В идеале макрорегион должен совпадать с федеральным округом. Тогда административное управление и экономические системы не будут разбалансированы."

По мнению некоторых экспертов, макрорегионы могут стать своеобразным альтернативным воплощением периодически звучащей идеи об укрупнении регионов путём присоединения к относительно устойчивым в экономическом и социальном смысле более "слабых" соседей. Но эта альтернатива выглядит более приемлемой для глав регионов, т.к. не подразумевает объединения территорий и потери административной составляющей, ограничиваясь только экономической интеграцией. Правда, в этом случае возникает вопрос о целесообразности сохранения системы федеральных округов и, соответственно, института полпредов президента в округах.

Директор департамента экономического развития Брянской области Сергей Лысенко считает идею макрорегионов ненужной: "Что касается ещё раз высказанного пожелания об укрупнении регионов, об уравнивании их, то я отрицательно отношусь к этой идее. Нельзя все регионы ставить под одну гребёнку, и уравниловка в данном случае ни к чему хорошему не приведёт. Каждый регион имеет свои особенности, свои пути развития, свои точки роста. Это доказывается и федеральными программами, и программами развития. Мы все разные, и эти особенности нужно сохранять."

Как отметил в беседе с "Давыдов.Индекс" директор бизнес-школы ЧелГУ, старший преподаватель кафедры экономической теории и регионального развития Виталий Ашмарин, в ходе реализации региональной политики неизбежно возникнут серьёзные вопросы, которые в утверждённом президентом документе не рассмотрены. И искать ответы на эти вопросы придётся в том числе и самим регионам: "Основы государственной политики регионального развития предполагают создание плана действий по достижению поставленных целей на основе имеющихся ресурсов. Мы должны чётко представлять цели, которые прописаны в этом документе и которые одинаково ставятся для всех регионов. Всё, что прописано в этом документе, — это декларация. А дальше при реализации этих целей всё упирается в ресурсы. <...>

Только когда есть документ, в котором прописано по месяцам, как будут исполняться основные направления, сколько выделено на это средств и кто конкретно из чиновников будет отвечать за их выполнение, декларация превращается в реальные действия. Пока такой конкретики не будет, писать можно всё что угодно. Как только документ спускается на региональный уровень, возникают проблемы с его реализацией."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Ссылки в тему:
Путин утвердил основы госполитики регионального развития до 2025 года
Границы федеральных округов могут изменить под макрорегионыуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]