Древний город, старый паровоз и одичавшая охрана (Израиль)
---
А все же великая была римская цивилизация! Их древние города можно встретить в самых удаленных уголках Европы, Ближнего Востока и Африки. Самый значимый римский город в Израиле - Бейт-Шеан, что близ иорданский границы, на севере страны. Но я отправился туда не столько ради археологии, сколько чтобы прокатиться по исторической железной дороге, связывавшей до 1948 года Египет и Палестину с Дамаском и Стамбулом. После создания Израиля всякое сообщение прекратилось и вряд ли будет восстановлено в обозримом будущем. Зато к 2016 году восстановили историческую ветку, ведшую из портовой Хайфы к мостам через реку Иордан и даже сделали бесплатными поездки в первые три месяца после ее отрытия. По пути вы проезжаете несколько старых станций, построенных еще турками в начале XX века, но благодаря идиотизму службы безопасности железной дороги, не об всем получится рассказать.
Готовясь к поездке и предполагая, что придется выяснять отношения с охраной насчет права фотографировать станции, заранее распечатал с сайта самих же израильских железных дорог, что фотографировать можно (см. ссылка). Проблемы начались еще в стартовой точке, в Хайфе, когда при входе в нее охрана (заметив у меня камеру) предупредила "фотографировать нельзя". Достаю им распечатку с их же сайта, где написано, что фотографировать как раз можно. Трое охранников почесали репу и сказали, что снимать можно только снаружи, само здание, но не перрон и вагоны. Уважаемые, говорю, вы на своем родном иврите читаете? Тут же написано, что фотографировать можно везде на станции. Ладно, вроде бы отцепились, прохожу на перрон. А там дежурит одинокий охранник, который не разрешил сфотографировать приближающийся поезд. Нет, я бы мог с ним поспорить, ткнуть носом в их же собственные правила и прочее. Но поезд делает остановку всего на несколько минут и следующий будет только через час.
В вагоне разговорился с одним из пассажиров, пожилым киббуцником, который ехал к себе домой и выходил на станции Афула. Он перефразировал поговорку "научи дурака молиться - он лоб расшибет" и рассказал, что в день открытия новой линии сюда привели школьников с родителями. Был полон поезд детишек и они разумеется друг-друга фоткали на телефоны и фотоаппараты. Так охрана как ненормальная бегала п вагонам и запрещала детям фотографировать! В качестве резюме мужик посоветовал не связываться с ними, мол, потеряешь время и нервы, а лучше фоткать незаметно, ничего не спрашивая, а если заметят - извинись и пообещай больше так не делать.
Позднее я не поленился погуглить насчет рассказанного мужиком про запрет детишек делать селфи в поезде и это оказалось правдой. Написали даже в центральной газете Ynet, приличный скандал был (ссылка, иврит).
Короче говоря, не будет вам отчета по железнодрожной ветке. Разве что конечная станция в Бейт-Шеане, на границе с Иорданией -
Как уже говорилось, линия более чем историческая. С целью связать оттоманскую столицу с исламскими святынями в саудовских пустынях Мекку и Медину, турки, в 1900 году затеяли масштабнейший проект, который, если бы был завершен - мог бы стать самой протяженной ж.д линией в мире. На тот момент времени, по крайней мере. Потом, разумеется, по протяженности Хиджаз опередила магистраль от Москвы до Иркутска. Строительство началось под личным патронажем султана Абдуллы Хамида II, при участии германских инженеров. И в конечном итоге на территории Палестины была выстроена целая железнодорожная сеть -
Нынешняя станция в Бейт-Шеане удалена от фактической границы с Иорданией примерно на 8 километров по прямой линии. Сам же железнодорожный пограничный мост между Израилем и Иорданией выглядит так и стоит разрушенным с 1948 года. Это фото из моей очень давней статьи "Тропами османских железнодорожников" -
Здесь красной линией обозначена турецкая ветка построенная в 1905 году, а синей - современная ветка, открытая в 2016 -
Стародавние расписания движения поездов, май 1944 года -
От станции до руин древнего города решили прогуляться пешком, это всего полчаса неспешной прогулки -
Есть в Израиле несколько городов, вызывающих бесконечное уныние, это Йерухам (см. Самый печальный город Израиля) в пустыне Негев и Бейт-Шеан на севере страны. Оба города дотанционные и бедные с высокими уровнями безработицы. Особо даже нечего фотографировать, нижеследующие два снимка характеризуют Бейт-Шеан очень четко -
В городке несколько заброшенных и замусоренных памятников -
В начале девяностых в Бейт-Шеан, населенный преимущественно выходцами из Марокко и Йемена привезли большое количество семей из бывшего СССР. Среди новых жителей города было немало ветеранов Великой отечественной и они даже создали свое общество, отмечали памятные даты и День победы. Потом старики умерли, оставив после себя памятник, о смысле которого большинство марокканских и йеменских евреев имеют весьма отдаленное представление.
В целом, об истории собственного города нынешнее поколение бейт-шеанцев имеет тоже весьма абстрактное представление. Между тем, в мае 1949 года город хотя и являлся частью Израиля по решению ООН, но контролировался Арабским легионом и после штурма был взят Хаганой (предшественницей израильской армии) -
Но главной достопримечательностью городка вне всяких сомнений является его древний город, основанный аж в хананейские времена. Здесь бпобывали даже египтяне в эпоху фараона Тутмоса III в 15 веке до нашей эры. Вдумайтесь, это 3500 лет назад! Египетский город расположен на вершине холма и плохо сохранился. То, что мы видим внизу это город уже греко-римская эпоха, преимущественно как раз римская эпохи императора Помпея -
Между прочим, прямо напротив Бейт-Шеана, вон на той горе на горизонте, в Иордании, расположен столь же древний город Джераш, про который я очень кратко рассказывал в статье 2009 года "На машине по Иордании", а коллега Попадос очень подробно описал Джераш в статье "Разруха как в Джераше".
Знаете, что это за странные "колбы" внизу? Это теплые полы! Римские бани к вашим услугам -
А это явно греческая эпоха -
Вид на город с вершины горы -
Река Иордан протекает вдоль этой долины, а горы на дальнем горизоне уже Иордания -
Археологам тут еще раскапывать и раскапывать!
Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер http://twitter.com/puerrtto
Фейсбук http://www.facebook.com/lapshin
Готовясь к поездке и предполагая, что придется выяснять отношения с охраной насчет права фотографировать станции, заранее распечатал с сайта самих же израильских железных дорог, что фотографировать можно (см. ссылка). Проблемы начались еще в стартовой точке, в Хайфе, когда при входе в нее охрана (заметив у меня камеру) предупредила "фотографировать нельзя". Достаю им распечатку с их же сайта, где написано, что фотографировать как раз можно. Трое охранников почесали репу и сказали, что снимать можно только снаружи, само здание, но не перрон и вагоны. Уважаемые, говорю, вы на своем родном иврите читаете? Тут же написано, что фотографировать можно везде на станции. Ладно, вроде бы отцепились, прохожу на перрон. А там дежурит одинокий охранник, который не разрешил сфотографировать приближающийся поезд. Нет, я бы мог с ним поспорить, ткнуть носом в их же собственные правила и прочее. Но поезд делает остановку всего на несколько минут и следующий будет только через час.
В вагоне разговорился с одним из пассажиров, пожилым киббуцником, который ехал к себе домой и выходил на станции Афула. Он перефразировал поговорку "научи дурака молиться - он лоб расшибет" и рассказал, что в день открытия новой линии сюда привели школьников с родителями. Был полон поезд детишек и они разумеется друг-друга фоткали на телефоны и фотоаппараты. Так охрана как ненормальная бегала п вагонам и запрещала детям фотографировать! В качестве резюме мужик посоветовал не связываться с ними, мол, потеряешь время и нервы, а лучше фоткать незаметно, ничего не спрашивая, а если заметят - извинись и пообещай больше так не делать.
Позднее я не поленился погуглить насчет рассказанного мужиком про запрет детишек делать селфи в поезде и это оказалось правдой. Написали даже в центральной газете Ynet, приличный скандал был (ссылка, иврит).
Короче говоря, не будет вам отчета по железнодрожной ветке. Разве что конечная станция в Бейт-Шеане, на границе с Иорданией -
Как уже говорилось, линия более чем историческая. С целью связать оттоманскую столицу с исламскими святынями в саудовских пустынях Мекку и Медину, турки, в 1900 году затеяли масштабнейший проект, который, если бы был завершен - мог бы стать самой протяженной ж.д линией в мире. На тот момент времени, по крайней мере. Потом, разумеется, по протяженности Хиджаз опередила магистраль от Москвы до Иркутска. Строительство началось под личным патронажем султана Абдуллы Хамида II, при участии германских инженеров. И в конечном итоге на территории Палестины была выстроена целая железнодорожная сеть -
Нынешняя станция в Бейт-Шеане удалена от фактической границы с Иорданией примерно на 8 километров по прямой линии. Сам же железнодорожный пограничный мост между Израилем и Иорданией выглядит так и стоит разрушенным с 1948 года. Это фото из моей очень давней статьи "Тропами османских железнодорожников" -
Здесь красной линией обозначена турецкая ветка построенная в 1905 году, а синей - современная ветка, открытая в 2016 -
Стародавние расписания движения поездов, май 1944 года -
От станции до руин древнего города решили прогуляться пешком, это всего полчаса неспешной прогулки -
Есть в Израиле несколько городов, вызывающих бесконечное уныние, это Йерухам (см. Самый печальный город Израиля) в пустыне Негев и Бейт-Шеан на севере страны. Оба города дотанционные и бедные с высокими уровнями безработицы. Особо даже нечего фотографировать, нижеследующие два снимка характеризуют Бейт-Шеан очень четко -
В городке несколько заброшенных и замусоренных памятников -
В начале девяностых в Бейт-Шеан, населенный преимущественно выходцами из Марокко и Йемена привезли большое количество семей из бывшего СССР. Среди новых жителей города было немало ветеранов Великой отечественной и они даже создали свое общество, отмечали памятные даты и День победы. Потом старики умерли, оставив после себя памятник, о смысле которого большинство марокканских и йеменских евреев имеют весьма отдаленное представление.
В целом, об истории собственного города нынешнее поколение бейт-шеанцев имеет тоже весьма абстрактное представление. Между тем, в мае 1949 года город хотя и являлся частью Израиля по решению ООН, но контролировался Арабским легионом и после штурма был взят Хаганой (предшественницей израильской армии) -
Но главной достопримечательностью городка вне всяких сомнений является его древний город, основанный аж в хананейские времена. Здесь бпобывали даже египтяне в эпоху фараона Тутмоса III в 15 веке до нашей эры. Вдумайтесь, это 3500 лет назад! Египетский город расположен на вершине холма и плохо сохранился. То, что мы видим внизу это город уже греко-римская эпоха, преимущественно как раз римская эпохи императора Помпея -
Между прочим, прямо напротив Бейт-Шеана, вон на той горе на горизонте, в Иордании, расположен столь же древний город Джераш, про который я очень кратко рассказывал в статье 2009 года "На машине по Иордании", а коллега Попадос очень подробно описал Джераш в статье "Разруха как в Джераше".
Знаете, что это за странные "колбы" внизу? Это теплые полы! Римские бани к вашим услугам -
А это явно греческая эпоха -
Вид на город с вершины горы -
Река Иордан протекает вдоль этой долины, а горы на дальнем горизоне уже Иордания -
Археологам тут еще раскапывать и раскапывать!
Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер http://twitter.com/puerrtto
Фейсбук http://www.facebook.com/lapshin
Взято: puerrtto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]