
Хождение за три моря. А зачем? Пикантные подробности
---
В начале XIX в. наш великий писатель и историк Николай Михайлович Карамзин обнаружил эти записи в древлехранилище Троице-Сергиева монастыря. Прочитал и был поражен: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описаний европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… В то время, как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара…»

Благодаря Карамзину имя Афанасия Никитина стало известно всему миру. «Хожение за три моря» – документ во многом запутанный странный, полный загадок. Попытаемся их разгадать…
Итак, в самом начале путешествия происходит вот что:
И судно наше большое тут пограбили и четыре человека русских в плен взяли, а нас отпустили голыми головами за море
(Да, тогда выражались культурнее, чем сейчас.)
И затем:
И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят.
Весьма изящно Никитин обходит вопрос, находится ли он в категории «должников», но, во всяком случае, он начинает идти по маршруту «куда глаза глядят».
Дальше еще удивительней : ограбленный «должник» с «голой головой» идет в Персию, легко перемещается из города в город и на что-то там живет и, как увидим дальше, не бедствует.
То ли он владеет каким-то ремеслом, то ли все-таки приторговывает, то ли ограблен все-таки не до нитки.
И, пока мы гадаем, на что же столуется наш соотечественник и чем оплачивает койко-место в караван-сарае, он вдруг сообщает нам следующую подробность:
И я, грешный, привез жеребца в Индийскую землю, и дошел с ним до Джуннара, с божьей помощью, здоровым, и стал он мне во сто рублей.
Откуда-то у ограбленного взялись сто рублей … Дальше не моргнув глазом он жалуется, что извел на жеребца за год 68 футунов (золотых монет), прежде чем перепродал его.
(Совсем неплохо «нищенствует» ограбленный купец, с размахом.)
Далее он наконец-то сообщает, где и за сколько останавливается, подробно информируя о прейскуранте на весьма широкий спектр услуг:
В Индийской земле купцов поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями. (Если имеешь с ней тесную связь, давай два жителя, если не имеешь тесной связи, даешь один житель. Много тут жен по правилу временного брака, и тогда тесная связь даром); а любят белых людей.
А вот еще один пассаж, где наш путешественник бесстрастно регистрирует особенности туземных нравов:
А жены их со своими мужьями спят днем, а ночью ходят к приезжим чужестранцам да спят с ними, и дают они чужестранцам деньги на содержание, да приносят с собой кушанья сладкие, да вино сладкое, да кормят и поят купцов, чтобы их любили, а любят купцов, людей белых, потому что люди их страны очень черны. А зачнет жена от купца дитя, то купцу деньги на содержание муж дает. А родится дитя белое, тогда купцу платят триста тенек, а черное дитя родится, тогда купцу ничего не платят, а что пил да ел, то (даром по их обычаю).
(Теперь понятно, откуда столько светлокожих актеров в Болливуде.)
Хотя Афанасий Никитин деликатно умалчивает, какое отношение все эти обычаи имеют непосредственно к нему, все же обилие подобных деталей наводит на размышление, что «бледнолицый» путешественник пользовался-таки успехом у чернооких красавиц. Родина кама-сутры, никуда не деться…
А все-таки интересная традиция, как ни крути. Ни тебе ни ревности, ни чувства собственности, а лишь горячее обоюдное желание индийских супругов внести посильные изменения в генофонд нации…
С любовью разобрались, вернемся теперь к деньгам.
Кроме коня, на какие еще товары обращает внимание купец в Персии и «Ындее» (так в тексте), этих странах сказочного изобилия? И вот тут самое странное:
Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дешево.
Дальше он сообщает и о других товарах — шелка, сандал, «скатный» жемчуг, красители, драгоценные камни и даже китайский фарфор — и все это опять сопровождается жалобами, «что для нашей земли нет ничего»!
Вот это-то и есть самое загадочное в «Хождении». Тверской купец ищет нечто конкретное, но что?
Не очень ясно, почему пряности, шелка, красители, эти средневековые «хиты продаж», не годятся для русской земли? Какого такого товара «нет» в Индии, где, как в Греции, «все есть»?
Существует интересная версия, что этот загадочный «товар», которого так жаждут на Руси, не что иное, как алмазы Голконды. Он упоминает о них вскользь, сообщая расценки, но по обыкновению умалчивая, купил ли он эти алмазы…
Ну а для чего они — вопрос ясен. Для того, чтобы выгодно перепродать и выручить побольше денег, ведь как раз именно в это время Тверь и Москва соперничают между собой за роль главного города, и бриллианты были бы весьма кстати.


Благодаря Карамзину имя Афанасия Никитина стало известно всему миру. «Хожение за три моря» – документ во многом запутанный странный, полный загадок. Попытаемся их разгадать…
Итак, в самом начале путешествия происходит вот что:
И судно наше большое тут пограбили и четыре человека русских в плен взяли, а нас отпустили голыми головами за море
(Да, тогда выражались культурнее, чем сейчас.)
И затем:
И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят.
Весьма изящно Никитин обходит вопрос, находится ли он в категории «должников», но, во всяком случае, он начинает идти по маршруту «куда глаза глядят».
Дальше еще удивительней : ограбленный «должник» с «голой головой» идет в Персию, легко перемещается из города в город и на что-то там живет и, как увидим дальше, не бедствует.
То ли он владеет каким-то ремеслом, то ли все-таки приторговывает, то ли ограблен все-таки не до нитки.
И, пока мы гадаем, на что же столуется наш соотечественник и чем оплачивает койко-место в караван-сарае, он вдруг сообщает нам следующую подробность:
И я, грешный, привез жеребца в Индийскую землю, и дошел с ним до Джуннара, с божьей помощью, здоровым, и стал он мне во сто рублей.
Откуда-то у ограбленного взялись сто рублей … Дальше не моргнув глазом он жалуется, что извел на жеребца за год 68 футунов (золотых монет), прежде чем перепродал его.
(Совсем неплохо «нищенствует» ограбленный купец, с размахом.)
Далее он наконец-то сообщает, где и за сколько останавливается, подробно информируя о прейскуранте на весьма широкий спектр услуг:
В Индийской земле купцов поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями. (Если имеешь с ней тесную связь, давай два жителя, если не имеешь тесной связи, даешь один житель. Много тут жен по правилу временного брака, и тогда тесная связь даром); а любят белых людей.
А вот еще один пассаж, где наш путешественник бесстрастно регистрирует особенности туземных нравов:
А жены их со своими мужьями спят днем, а ночью ходят к приезжим чужестранцам да спят с ними, и дают они чужестранцам деньги на содержание, да приносят с собой кушанья сладкие, да вино сладкое, да кормят и поят купцов, чтобы их любили, а любят купцов, людей белых, потому что люди их страны очень черны. А зачнет жена от купца дитя, то купцу деньги на содержание муж дает. А родится дитя белое, тогда купцу платят триста тенек, а черное дитя родится, тогда купцу ничего не платят, а что пил да ел, то (даром по их обычаю).
(Теперь понятно, откуда столько светлокожих актеров в Болливуде.)
Хотя Афанасий Никитин деликатно умалчивает, какое отношение все эти обычаи имеют непосредственно к нему, все же обилие подобных деталей наводит на размышление, что «бледнолицый» путешественник пользовался-таки успехом у чернооких красавиц. Родина кама-сутры, никуда не деться…
А все-таки интересная традиция, как ни крути. Ни тебе ни ревности, ни чувства собственности, а лишь горячее обоюдное желание индийских супругов внести посильные изменения в генофонд нации…
С любовью разобрались, вернемся теперь к деньгам.
Кроме коня, на какие еще товары обращает внимание купец в Персии и «Ындее» (так в тексте), этих странах сказочного изобилия? И вот тут самое странное:
Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дешево.
Дальше он сообщает и о других товарах — шелка, сандал, «скатный» жемчуг, красители, драгоценные камни и даже китайский фарфор — и все это опять сопровождается жалобами, «что для нашей земли нет ничего»!
Вот это-то и есть самое загадочное в «Хождении». Тверской купец ищет нечто конкретное, но что?
Не очень ясно, почему пряности, шелка, красители, эти средневековые «хиты продаж», не годятся для русской земли? Какого такого товара «нет» в Индии, где, как в Греции, «все есть»?
Существует интересная версия, что этот загадочный «товар», которого так жаждут на Руси, не что иное, как алмазы Голконды. Он упоминает о них вскользь, сообщая расценки, но по обыкновению умалчивая, купил ли он эти алмазы…
Ну а для чего они — вопрос ясен. Для того, чтобы выгодно перепродать и выручить побольше денег, ведь как раз именно в это время Тверь и Москва соперничают между собой за роль главного города, и бриллианты были бы весьма кстати.

Источник: chert-poberi.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]