Современный автопром: когда жадность побеждает здравый смысл
---
Многие, выбирая автомобиль, думают о цене, красоте, комфорте и т.д. Но забывают про обслуживание и ремонт. А производители не забывают. Еще раз об "заговоре мировых автопроизводителей".
В этом посте я попытаюсь очень упрощенно объяснить некоторые конструктивные особенности электрики автомобилей. Специалистов прошу не бурчать, у меня цель рассказать так, чтобы поняли "гуманитарии".
Сначала немного истории. Долгое время основной предназначение автомобиля было только перевозка людей и грузов с одной точки в другую.
Потом озаботились, чтобы людям внутри было комфортно и весело. Появились обогреватели, музыкальные устройства, кондиционеры и т.д. И если раньше автомобильная проводка состояла из минимального количества проводов и потребителей, сейчас по бортам идут толстенные пучки проводов, напихано множество электронных блоков и разъемов. И эти "дебри" пытаются оптимизировать. Что из этого выходит, читаем дальше.
Не будем углубляться в дебри, а поговорим о фарах и как туда попадает электричество. И как попадают автовладельцы, если электричество туда не приходит...
В старых автомобилях свет включался такими монструозными включателями.
А переключение с ближнего на дальний вообще осуществлялось НОГОЙ! Никаких релюшек не было, все работало за счет могучих контактов и циклопической конструкции. И не только работало, а и до сих пор работает. Помню, в школе учился вождению на ГАЗ-52, где были такие органы управления.
Появились более элегантные органы управления. И встала в полный рост проблема надежности. Дело в том, что мощные потребители (в т.ч. и фары) потребляют большой ток. И чтобы этот ток коммутировать (включать фары, переключать ближний на дальний) компактные переключатели не годятся. Маленькие контакты обгорают, пластмасса плавится и т.д. Некоторое время устройство работает, а потом накрывается. А может и пожаром закончится это дело. Поэтому для развязки силовой части стали применять реле. Такие как на этом древнем ВАЗ 2106.
Сначала реле крепили вот так в моторных отсеках. Потом стали объединять в монтажные блоки, в салоне или моторном отсеке. А иногда блоков несколько. Часто в блоках ставят и предохранители.
Самая оптимальная схема подключения такая. Толстый провод от аккумулятора идет в блок предохранителей. Где включается с помощью реле, управляемым с подрулевого выключателя, и по толстым проводам идет через предохранители на фары.
В чем плюсы такого подключения?
Минимальная длина толстых проводов. Дело в том, что чем больше потребляемый ток, тем толще должны быть провода. И меньше их длина. Короче и толще провода - меньше потери. Поэтому желательно такие блоки устанавливать в моторном отсеке, ближе к фарам и аккумулятору. Как компромисс - в салоне под "торпедой".
Тоньше провода от переключателей. Для управления реле нужен очень маленький ток. Провода не греются. Такие жгуты удобнее укладывать, они практически "вечные", если не повреждать.
Дешевле компоненты. Не надо делать мощные контакты в подрулевом переключателе, который имеет еще много дополнительных функций. Не надо в нем использовать дорогие сплавы для контактов, термостойкую пластмассу для изоляторов. Силовой элемент - дешевое реле. Об этом подробнее.
Вот рычаг на Калину, Шниву, Приору. Стоит рублей 350.
А вот обычные автомобильные реле. Сейчас стоят 60 рублей. Подходят в т.ч. на многие иномарки.
А есть еще такие. Компактнее и современнее. И тоже подходят на иномарки. Цена 90 руб. Запомните эти цифры. Я сейчас начну рассказывать ужасы.
И ужас начинается с главного "недостатка" ранее озвученной схемы. А именно из излишней надежности и дешевизне этой схемы. А так же унификации реле. Производителей автомобилей и запчастей это расстраивает.
Поэтому решили вернуться не "старый проверенный путь" - сделать как было раньше, но без могучих конструкций. Другими словами - специально снизили надежность системы и увеличили цену. Вот это самое "программированное устаревание". Опыта эксплуатации подобных устройств было полно, как и у меня ремонтов, например на Нексии, где подобная схема.
Итак, с аккумулятора силовой провод идет уже непосредственно на подрулевой переключатель. И вся силовая развязка идет через него! Далее на предохранители в салонном блоке и на фары. Старина Георг Симон Ом переворачивается в гробу от такого издевательства над его законом! Максимальная длина силовых проводов, максимальная нагрузка на контакты!
Чаще всего по такой схеме машина все-таки одолевает гарантийный срок (не даром же старение программируется). А дальше начинается веселье. Вот конкретный случай.
Приезжает ко мне на ремонт Иксрей. Как раз третий год выпуска машин. Начало конца гарантий. Если кто-то скажет, что это "русское говно", заткнитесь. Русского там ничего нет, это перелицованный Логан.
Так вот, у пациента отсутствует ближний свет. Лампочки, пердохранители он проверял. Таких машин я еще не ремонтировал. Поэтому по аналогии со многими "нормальными" иномарками лезу в монтажный блок в моторном отсеке, чтобы проверить как там с реле. И этого реле не обнаруживаю! Пустого места много. Смотрю схему и охреневаю. Сделано через жопу (на Весте, кстати, тоже).
Разбираю кожух под рулем и проверяю переключатель. На входе есть напряжение, на выходе нет. Для успокоения совести еще подаю напряжение извне на выход. Фары зажигаются. Однозначный приговор переключателю. Переключатель перегружен функциями, пробовать починить бессмысленно. Проверено. Если и получается, то ненадолго.
Отправляю клиента в магазинный поиск. Нашел только в одном месте, где заказать. Но...
Запчасть поставляется ТОЛЬКО в сбое всего подрулевого механизма! Хотя рычаг прекрасно отделяется - он автономная деталь, на двух саморезах. Другой вопрос - цена. Помните, сколько стоят "разгруженные" переключатели и реле? И да, они работают по 10, 15 лет и больше! Цена же этого механизма 5200 рублей!
Через неделю приходит деталь. Я смотрю, а она от другой комплектации. С автоматическим включением света. И они совершенно несовместимы! Во, еще одна "находка" буржуйского автопрома. В итоге пришлось сдавать деталь, перезаказывать. Другой механизм прислали уже за 8000 рублей. ВОСЕМЬ тысяч рублей за это говно! Как вам такое?
Можно ли с этим бороться? Частично можно. Поставить дополнительные реле, сделать другие переделки.
Но "сюрпризов" великое множество, по двигателю, ходовой и т.д. Вся индустрия нацелена на выбивание денег у людей. Цены на запчасти многократно завышенные, конструктивные решения откровенно вредительские.
А что пипл? Пипл хавает. Берет кредиты, экономит на другом. Куда деваться, система такая. Капитализм.
В этом посте я попытаюсь очень упрощенно объяснить некоторые конструктивные особенности электрики автомобилей. Специалистов прошу не бурчать, у меня цель рассказать так, чтобы поняли "гуманитарии".
Сначала немного истории. Долгое время основной предназначение автомобиля было только перевозка людей и грузов с одной точки в другую.
Потом озаботились, чтобы людям внутри было комфортно и весело. Появились обогреватели, музыкальные устройства, кондиционеры и т.д. И если раньше автомобильная проводка состояла из минимального количества проводов и потребителей, сейчас по бортам идут толстенные пучки проводов, напихано множество электронных блоков и разъемов. И эти "дебри" пытаются оптимизировать. Что из этого выходит, читаем дальше.
Не будем углубляться в дебри, а поговорим о фарах и как туда попадает электричество. И как попадают автовладельцы, если электричество туда не приходит...
В старых автомобилях свет включался такими монструозными включателями.
А переключение с ближнего на дальний вообще осуществлялось НОГОЙ! Никаких релюшек не было, все работало за счет могучих контактов и циклопической конструкции. И не только работало, а и до сих пор работает. Помню, в школе учился вождению на ГАЗ-52, где были такие органы управления.
Появились более элегантные органы управления. И встала в полный рост проблема надежности. Дело в том, что мощные потребители (в т.ч. и фары) потребляют большой ток. И чтобы этот ток коммутировать (включать фары, переключать ближний на дальний) компактные переключатели не годятся. Маленькие контакты обгорают, пластмасса плавится и т.д. Некоторое время устройство работает, а потом накрывается. А может и пожаром закончится это дело. Поэтому для развязки силовой части стали применять реле. Такие как на этом древнем ВАЗ 2106.
Сначала реле крепили вот так в моторных отсеках. Потом стали объединять в монтажные блоки, в салоне или моторном отсеке. А иногда блоков несколько. Часто в блоках ставят и предохранители.
Самая оптимальная схема подключения такая. Толстый провод от аккумулятора идет в блок предохранителей. Где включается с помощью реле, управляемым с подрулевого выключателя, и по толстым проводам идет через предохранители на фары.
В чем плюсы такого подключения?
Минимальная длина толстых проводов. Дело в том, что чем больше потребляемый ток, тем толще должны быть провода. И меньше их длина. Короче и толще провода - меньше потери. Поэтому желательно такие блоки устанавливать в моторном отсеке, ближе к фарам и аккумулятору. Как компромисс - в салоне под "торпедой".
Тоньше провода от переключателей. Для управления реле нужен очень маленький ток. Провода не греются. Такие жгуты удобнее укладывать, они практически "вечные", если не повреждать.
Дешевле компоненты. Не надо делать мощные контакты в подрулевом переключателе, который имеет еще много дополнительных функций. Не надо в нем использовать дорогие сплавы для контактов, термостойкую пластмассу для изоляторов. Силовой элемент - дешевое реле. Об этом подробнее.
Вот рычаг на Калину, Шниву, Приору. Стоит рублей 350.
А вот обычные автомобильные реле. Сейчас стоят 60 рублей. Подходят в т.ч. на многие иномарки.
А есть еще такие. Компактнее и современнее. И тоже подходят на иномарки. Цена 90 руб. Запомните эти цифры. Я сейчас начну рассказывать ужасы.
И ужас начинается с главного "недостатка" ранее озвученной схемы. А именно из излишней надежности и дешевизне этой схемы. А так же унификации реле. Производителей автомобилей и запчастей это расстраивает.
Поэтому решили вернуться не "старый проверенный путь" - сделать как было раньше, но без могучих конструкций. Другими словами - специально снизили надежность системы и увеличили цену. Вот это самое "программированное устаревание". Опыта эксплуатации подобных устройств было полно, как и у меня ремонтов, например на Нексии, где подобная схема.
Итак, с аккумулятора силовой провод идет уже непосредственно на подрулевой переключатель. И вся силовая развязка идет через него! Далее на предохранители в салонном блоке и на фары. Старина Георг Симон Ом переворачивается в гробу от такого издевательства над его законом! Максимальная длина силовых проводов, максимальная нагрузка на контакты!
Чаще всего по такой схеме машина все-таки одолевает гарантийный срок (не даром же старение программируется). А дальше начинается веселье. Вот конкретный случай.
Приезжает ко мне на ремонт Иксрей. Как раз третий год выпуска машин. Начало конца гарантий. Если кто-то скажет, что это "русское говно", заткнитесь. Русского там ничего нет, это перелицованный Логан.
Так вот, у пациента отсутствует ближний свет. Лампочки, пердохранители он проверял. Таких машин я еще не ремонтировал. Поэтому по аналогии со многими "нормальными" иномарками лезу в монтажный блок в моторном отсеке, чтобы проверить как там с реле. И этого реле не обнаруживаю! Пустого места много. Смотрю схему и охреневаю. Сделано через жопу (на Весте, кстати, тоже).
Разбираю кожух под рулем и проверяю переключатель. На входе есть напряжение, на выходе нет. Для успокоения совести еще подаю напряжение извне на выход. Фары зажигаются. Однозначный приговор переключателю. Переключатель перегружен функциями, пробовать починить бессмысленно. Проверено. Если и получается, то ненадолго.
Отправляю клиента в магазинный поиск. Нашел только в одном месте, где заказать. Но...
Запчасть поставляется ТОЛЬКО в сбое всего подрулевого механизма! Хотя рычаг прекрасно отделяется - он автономная деталь, на двух саморезах. Другой вопрос - цена. Помните, сколько стоят "разгруженные" переключатели и реле? И да, они работают по 10, 15 лет и больше! Цена же этого механизма 5200 рублей!
Через неделю приходит деталь. Я смотрю, а она от другой комплектации. С автоматическим включением света. И они совершенно несовместимы! Во, еще одна "находка" буржуйского автопрома. В итоге пришлось сдавать деталь, перезаказывать. Другой механизм прислали уже за 8000 рублей. ВОСЕМЬ тысяч рублей за это говно! Как вам такое?
Можно ли с этим бороться? Частично можно. Поставить дополнительные реле, сделать другие переделки.
Но "сюрпризов" великое множество, по двигателю, ходовой и т.д. Вся индустрия нацелена на выбивание денег у людей. Цены на запчасти многократно завышенные, конструктивные решения откровенно вредительские.
А что пипл? Пипл хавает. Берет кредиты, экономит на другом. Куда деваться, система такая. Капитализм.
Источник: auto.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]