Мингун: несбывшиеся мечты бирманского короля
---
Построить не только самую большую пагоду в Бирме, но и во всём мире - весьма амбициозным королём прослыл Бодопайя, правивший в конце XVIII века. К сожалению, масштабный проект в Мингуне высотой 152 метра удалось завершить только на треть, а последующее мощное землетрясение поставило крест на продолжении строительства.
После войны с канувшим в лету государством Аракан король Бодопайя не только вернул статую наиболее почитаемого в Бирме будды, Махамуни, но и заполучил ценнейшую реликвию - зуб Будды Шакьямуни. Хранилищем такой святыни и символом своих величия власти Бодопайя задумал сделать гигантских размеров пагоду. Однако начатое в 1790 году строительство остановилось спустя всего 7 лет, когда Мингун-Пайя достигла высоты всего лишь в 50 метров. Причиной тому могли послужить несколько факторов: во-первых, таких больших сооружений бирманцы до тех пор не возводили, вероятно возникли некие технические сложности; во-вторых, проект ожидаемо оказался дорогостоящим, и выделять стабильное финансирование в сложных для страны реалиях оказалось проблематично; в-третьих, многим рабам, пригнанным на стройку, удалось сбежать; и наконец, в-четвёртых, якобы существовало пророчество, что как только строительство пагоды будет завершено, придёт конец бирманскому королевству. После смерти Бодопайи в 1819м году ни один из его приемников не возжелал возобновлять масштабный проект, а ещё через 20 лет после землетрясения здание пошло трещинами, и мечты короля навеки остались неисполненными.
Внутри массивного сооружения обнаружилось лишь небольшое святилище с изображением Будды, а сидящий монах не обращал на редких посетителей никакого внимания.
2.
Парадный подход к пагоде по плану короля охраняли огромные слоны, однако в нынешних руинах очертания животных еле читаются. Согласно другим источникам стражниками выступали львы, а во время землетрясений их головы откололись и утонули в водах реки Иравади. Вторая версия более правдоподобна, поскольку и сейчас в Мьянме вход во многие пагоды охраняют львы; изображены существа и на местной валюте, кьятах (или чатах, как произносят сами бирманцы).
3.
Подъём на вершину недостроенной пагоды иногда закрывают по причинам безопасности - очень уж много широких трещин, да и заграждений, по сути, нет. Виды тем не менее открываются живописные, контраст с практически ровной кирпичной поверхностью разительный. Кстати, входить внутрь пагоды и тем более подниматься на неё разрешается только босиком. Свою обувь придётся либо убрать в сумку, либо оставить внизу. О пропаже можно не беспокоиться.
4.
Неподалёку сияет белизной пагода Синбьюме-Пайя (Hsinbyume-Paya) - ещё одна жемчужина Мингуна, решаем не терять времени и направиться к ней.
5.
Так получилось, что приехали в Мингун мы в не самое лучшее время - около полудня, да ещё и безжалостно палящее солнце светило, что называется, не с той стороны, и мешало сделать красивые снимки выдающегося сооружения.
6.
И если с пагодой у короля Бодопайи не заладилось, то громадный 90-тонный колокол, что планировали повесить в Мингун-Пайе, успешно отлили по древнему бирманскому методу из сплава пяти металлов: бронзы, золота, серебра, свинца и железа. Сначала изготовили грубые пресс-формы из глины, которые затем покрыли воском. Процесс заливки сплава на острове к востоку от Мингуна занял почти 2 года, с 1808го по 1810й годы, фанатичный король лично курировал проведение работ. Транспортировку массивной отливки к месту установки удалось выполнить не сразу: колокол подвесили на брёвна, а под ним вырыли глубокий канал, куда завели специально построенную баржу. В сезон дождей уровень воды в реке Иравади поднялся вместе с баржей, и колокол сняли с опор и на барже сопроводили к Мингун-пайе.
Точный вес колокола по бирманским источникам составляет 55555,55 виссов (90,52 тонны), что отображено в символах, выгравированных на колоколе – они напоминают пятёрку. Интересный факт: для облегчения запоминания весов в Мьянме принято использовать мнемонические выражения. Мингунский царь-колокол обозначается словами "Min Phyu Hman Hman Pyaw", где согласные буквы 'M', 'Ph', 'Hm' and 'P' означают четверг, что в свою очередь, является знаком цифры 5. "Почему четверг соотносят с 5кой, а не с 4кой?" – воскликнет читатель. А потому что в Мьянме 8 дней недели, среду делят на 2 дня по религиозным и астрологическим причинам.
После того же землетрясения в 1839м году колокол рухнул на землю, но обошлось без повреждений, впоследствии его снова подняли и подвесили на новые, более надёжные опоры. Мингунский колокол является третьим по величине звонящим колоколом в мире после Колокола Счастья в Китае и Царь-колокола в Москве (что стоит отметить, так никогда и не звонил). Для извлечения звука используют тиковую палку.
7.
Со стороны среди верхушек пальм недостроенная пагода Мингун-Пайя выглядит внушительно и сложно вообразить, что Бодопайя планировал построить её ещё в 3 раза выше.
8.
Гораздо больше запомнилась поезда в Мингун пагодой Синбьюме-Пайя, чей архитектурный стиль значительно отличается от многих других пагод и ступ Мьянмы.
9.
Пагоду построил в 1816м году принц Баджидо, занявший престол после Бодопайи. Принц назвал белоснежную пагоду в честь свой первой жены Синбьюме, умершей при родах.
10.
Семь концентрических террас, окружающих центральную башенку, символизируют семь горных массивов, окружающих мифическую гору Меру, что в буддийской космологии является центром мироздания.
11.
Террасы напоминают не только горные хребты, но и океанские волны, а в нишах словно всплывают мифические существа и будды.
12.
Нам повезло, и по Синбьюме мы гуляли в полной тишине и практически в одиночку, под присмотром будд.
13.
Настоящим везением было бы повстречать монашек из расположенного по соседству женского монастыря, но на всех семи уровнях пагоды мы не встретили ни души.
14.
Пагоду также не пощадило мощное землетрясение, однако новый правитель Миндон полностью восстановил изящное сооружение к 1874му году.
15.
Синбьюме переводится как “белый слон”, чем и обусловлен цвет пагоды.
16.
Другие близлежащие пагоды и ступы, в том числе и хранящую след Будды, вынужденно проигнорировали ввиду насыщенного расписания. Туристов в Мингуне не так много в силу удалённости городка от Мандалая (хотя что такое 11 км?), так что продавцы сувенирных лавок откровенно скучают. Однако ассортимент и аутентичность изделий заслуживают пристального внимания.
17.
И курительные трубки, и мини-копии царь-колокола, и различные маски, и статуэтки. "Поснимаю занятные вещицы в другой раз," – решил я.
18.
Взяв на дорожку по кокосу освежиться, мы снова прыгнули в машину и продолжили путешествие по окрестностям Мандалая, направившись в город Сагайн, величаемый духовной столицей Мьянмы. Keep it locked!
Другие посты о Мьянме:
У Бейн: ловля солнца на тиковом мосту
Добавить журнал в друзья
После войны с канувшим в лету государством Аракан король Бодопайя не только вернул статую наиболее почитаемого в Бирме будды, Махамуни, но и заполучил ценнейшую реликвию - зуб Будды Шакьямуни. Хранилищем такой святыни и символом своих величия власти Бодопайя задумал сделать гигантских размеров пагоду. Однако начатое в 1790 году строительство остановилось спустя всего 7 лет, когда Мингун-Пайя достигла высоты всего лишь в 50 метров. Причиной тому могли послужить несколько факторов: во-первых, таких больших сооружений бирманцы до тех пор не возводили, вероятно возникли некие технические сложности; во-вторых, проект ожидаемо оказался дорогостоящим, и выделять стабильное финансирование в сложных для страны реалиях оказалось проблематично; в-третьих, многим рабам, пригнанным на стройку, удалось сбежать; и наконец, в-четвёртых, якобы существовало пророчество, что как только строительство пагоды будет завершено, придёт конец бирманскому королевству. После смерти Бодопайи в 1819м году ни один из его приемников не возжелал возобновлять масштабный проект, а ещё через 20 лет после землетрясения здание пошло трещинами, и мечты короля навеки остались неисполненными.
Внутри массивного сооружения обнаружилось лишь небольшое святилище с изображением Будды, а сидящий монах не обращал на редких посетителей никакого внимания.
2.
Парадный подход к пагоде по плану короля охраняли огромные слоны, однако в нынешних руинах очертания животных еле читаются. Согласно другим источникам стражниками выступали львы, а во время землетрясений их головы откололись и утонули в водах реки Иравади. Вторая версия более правдоподобна, поскольку и сейчас в Мьянме вход во многие пагоды охраняют львы; изображены существа и на местной валюте, кьятах (или чатах, как произносят сами бирманцы).
3.
Подъём на вершину недостроенной пагоды иногда закрывают по причинам безопасности - очень уж много широких трещин, да и заграждений, по сути, нет. Виды тем не менее открываются живописные, контраст с практически ровной кирпичной поверхностью разительный. Кстати, входить внутрь пагоды и тем более подниматься на неё разрешается только босиком. Свою обувь придётся либо убрать в сумку, либо оставить внизу. О пропаже можно не беспокоиться.
4.
Неподалёку сияет белизной пагода Синбьюме-Пайя (Hsinbyume-Paya) - ещё одна жемчужина Мингуна, решаем не терять времени и направиться к ней.
5.
Так получилось, что приехали в Мингун мы в не самое лучшее время - около полудня, да ещё и безжалостно палящее солнце светило, что называется, не с той стороны, и мешало сделать красивые снимки выдающегося сооружения.
6.
И если с пагодой у короля Бодопайи не заладилось, то громадный 90-тонный колокол, что планировали повесить в Мингун-Пайе, успешно отлили по древнему бирманскому методу из сплава пяти металлов: бронзы, золота, серебра, свинца и железа. Сначала изготовили грубые пресс-формы из глины, которые затем покрыли воском. Процесс заливки сплава на острове к востоку от Мингуна занял почти 2 года, с 1808го по 1810й годы, фанатичный король лично курировал проведение работ. Транспортировку массивной отливки к месту установки удалось выполнить не сразу: колокол подвесили на брёвна, а под ним вырыли глубокий канал, куда завели специально построенную баржу. В сезон дождей уровень воды в реке Иравади поднялся вместе с баржей, и колокол сняли с опор и на барже сопроводили к Мингун-пайе.
Точный вес колокола по бирманским источникам составляет 55555,55 виссов (90,52 тонны), что отображено в символах, выгравированных на колоколе – они напоминают пятёрку. Интересный факт: для облегчения запоминания весов в Мьянме принято использовать мнемонические выражения. Мингунский царь-колокол обозначается словами "Min Phyu Hman Hman Pyaw", где согласные буквы 'M', 'Ph', 'Hm' and 'P' означают четверг, что в свою очередь, является знаком цифры 5. "Почему четверг соотносят с 5кой, а не с 4кой?" – воскликнет читатель. А потому что в Мьянме 8 дней недели, среду делят на 2 дня по религиозным и астрологическим причинам.
После того же землетрясения в 1839м году колокол рухнул на землю, но обошлось без повреждений, впоследствии его снова подняли и подвесили на новые, более надёжные опоры. Мингунский колокол является третьим по величине звонящим колоколом в мире после Колокола Счастья в Китае и Царь-колокола в Москве (что стоит отметить, так никогда и не звонил). Для извлечения звука используют тиковую палку.
7.
Со стороны среди верхушек пальм недостроенная пагода Мингун-Пайя выглядит внушительно и сложно вообразить, что Бодопайя планировал построить её ещё в 3 раза выше.
8.
Гораздо больше запомнилась поезда в Мингун пагодой Синбьюме-Пайя, чей архитектурный стиль значительно отличается от многих других пагод и ступ Мьянмы.
9.
Пагоду построил в 1816м году принц Баджидо, занявший престол после Бодопайи. Принц назвал белоснежную пагоду в честь свой первой жены Синбьюме, умершей при родах.
10.
Семь концентрических террас, окружающих центральную башенку, символизируют семь горных массивов, окружающих мифическую гору Меру, что в буддийской космологии является центром мироздания.
11.
Террасы напоминают не только горные хребты, но и океанские волны, а в нишах словно всплывают мифические существа и будды.
12.
Нам повезло, и по Синбьюме мы гуляли в полной тишине и практически в одиночку, под присмотром будд.
13.
Настоящим везением было бы повстречать монашек из расположенного по соседству женского монастыря, но на всех семи уровнях пагоды мы не встретили ни души.
14.
Пагоду также не пощадило мощное землетрясение, однако новый правитель Миндон полностью восстановил изящное сооружение к 1874му году.
15.
Синбьюме переводится как “белый слон”, чем и обусловлен цвет пагоды.
16.
Другие близлежащие пагоды и ступы, в том числе и хранящую след Будды, вынужденно проигнорировали ввиду насыщенного расписания. Туристов в Мингуне не так много в силу удалённости городка от Мандалая (хотя что такое 11 км?), так что продавцы сувенирных лавок откровенно скучают. Однако ассортимент и аутентичность изделий заслуживают пристального внимания.
17.
И курительные трубки, и мини-копии царь-колокола, и различные маски, и статуэтки. "Поснимаю занятные вещицы в другой раз," – решил я.
18.
Взяв на дорожку по кокосу освежиться, мы снова прыгнули в машину и продолжили путешествие по окрестностям Мандалая, направившись в город Сагайн, величаемый духовной столицей Мьянмы. Keep it locked!
Другие посты о Мьянме:
У Бейн: ловля солнца на тиковом мосту
Добавить журнал в друзья
Взято: sasha-lotus.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]