Махамуни - одна из пяти прижизненных статуй Будды
---
При жизни Будды создали всего пять его статуй: две сейчас находятся в Индии, две - в раю, а пятую статую отлили во время странствий Будды по Араканскому царству, простиравшемуся на территории нынешней Мьянмы. Статуя так понравилась самому Будде, что он вдохнул в неё свой дух и предсказал, что та не покинет Аракан в следующие пять тысяч лет.
Согласно легендам, Будда странствовал со своими 500 учениками-архатами и около 563года до нашей эры посетил город Дханьявади на территории нынешнего бирманского штата Ракхайн. Король Чандра Сурья и Сиддхартха Гаутама (Будда) знали друг друга по одной из прошлых жизней, где им довелось быть пастухами. В знак хорошей дружбы они всегда оставляли изображение или статую, когда кто-то из них должен был отправляться в другое место. Вот и этот раз король попросил Сиддхартху оставить народу Аракана свою статую перед возвращением в Индию. Будда погрузился в недельную медитацию, а араканские скульпторы отлили из бронзы массивную статую.
2.
По другим источникам, король Чандра Сурья и араканская знать настолько прониклись учениями странствовавшего Будды, что перед тем, как он покинул Аракан, попросили разрешения сделать статую, собрав требуемые для изготовления средства. Дальше история та же, Сиддхартха вдохнул в статую частичку своего духа и изрёк, что она не покинет пределы Аракана в течение пяти тысяч лет, до пришествия следующего земного Будды, коим станет, как мы знаем, Майтрейя.
3.
С тех пор Маха Муни, Великое Изображение, не раз пытались заполучить бирманские короли: первое неудачное вторжение состоялось в XI веке со стороны Паганского царства, а предать Аракан истории удалось только в 1784м году. Тогда после завоевания Аракана статую распилили на несколько частей и увезли в Амарапуру, и лишь спустя год перенесли на нынешнее место в городской черте Мандалая в храм, построенный королём Бодопайей.
4.
Статуя находится в небольшом святилище, увенчанном семиуровневой золочёной крышей.
5.
Бытует несколько версий относительно подлинности статуи в пагоде. Согласно первой, которой придерживаются почти все бирманцы, статуя в Мандалае является оригинальной. Ведь не зря бирманские короли предпринимали столько попыток захватить Аракан и заполучить в свои руки священную статую. По второй версии в Мандалае поклоняются копии, а оригинал накануне бирманского нашествия араканцы спрятали в лесных пещерах близ городка Кьяктоу. Существует поверье, что однажды статуя снова покажется на белый свет. Некоторые люди в период колонизации Мьянмы англичанами утверждали, что якобы видели статую, спустившись в тоннель под деревом. Один из исследователей в своей книге, опубликованной в 1956м году, описывал, что ему удалось попасть в тот самый тоннель, но разросшиеся корни наглухо блокировали проход, однако ему довелось общаться с человеком, кто спускался поклониться статуе в 1930е годы.
6.
Третья версия гласит, что бирманский наследный принц решил перевезти статую на плоту, но во время транспортировки она упала в воду и исчезла. Так что бирманцам пришлось изготовить копию. Через несколько лет араканцам удалось обнаружить статую, достать её на берег, и с тех пор она находится в местечке Мроханг (Мраук У). И наконец, по четвёртой из имеющихся версий, настоящая статуя и по сей день находится в Аракане в городке Кьяктоу, только лишь была спрятана в туннель перед бирманским вторжением, что отсылает нас ко второй версии. Однако после статую, идентичную внешне со статуей в Мандалае, но соразмерную с обычным человеком, достали и установили в городском храме.
7.
Многие араканцы настаивают, что одна из последних версий является правдой. Ведь Будда предсказывал, что его изображение должно оставаться в Аракане в течение 5 тысяч лет. А исторические факты свидетельствуют о том, что несколько попыток захвата Аракана и статуи не увенчались успехом, так что и последняя из них, хоть привела к исчезновению Араканского царства, но не могла нарушить покой статуи. Сторонники сей теории приводят также аргументы, что раз Будда был рождён в обычном человеческом теле, обрёл просветление и стал, собственно, Буддой, умерев спустя годы распространения учения так же в том самом человеческом теле. Так что статуя в Кьяктоу размером с человека и является прижизненным изображением, тогда как колоссальная статуя в Мандалае возвышается на высоту почти в 4 метра.
8.
Мужчинам разрешается подойти вплотную к статуе и приклеить тончайший листик сусального золота к телу Будды. Даже самые бедные семьи в Мьянме стараются обязательно найти свободные деньги, чтобы купить в пагоде листик золота и приклеить его к статуе своего духовного учителя. Отрекаясь от материальных благ, они совершают благое деяние, поклоняются обретшему просветление при жизни человеку и улучшают свою карму. За долгие годы статуя обросла 15-сантиметровым слоем золота, немного утратив исходные очертания. Приклеивать золотые листики разрешается всюду кроме лица.
9.
Отправимся дальше осматривать территорию Махамуни пагоды.
10.
Другие павильоны пагоды и рынок в одной из галерей нас не привлекли, гораздо интереснее было наблюдать за бирманцами, впитывать их культуру и подмечать всяческие детали.
11.
Во многих храмах и общественных местах в Мьянме можно увидеть подобную картину: попил из кружки, поставил обратно на место и пошёл дальше по своим делам.
12.
Храм и статуя уже страдали не раз от пожаров и всегда восстанавливались ввиду значимости места и хранимой здесь реликвии.
13.
Вот и сейчас можно наблюдать мелкие реставрационные работы и украшение росписью колонн различных павильонов пагоды.
14.
Женщинам разрешено смотреть на статую, однако подходить близко запрещается, им отведено для поклонения и молитв специальное место чуть в стороне.
15.
Тут же много и детей, которые с удовольствием фотографируются.
16.
Детям обоих полов лица мажут порошком из коры дерева танака, что защищает кожу от обгорания на ярком солнце. Женщины пользуются природным косметическим чудо-средством всю жизнь, а вот мужчины в юношеском возрасте уже перестают мазать лица.
17.
Резные пирамидальные крыши захватили моё внимание надолго.
18.
Всё же привык, что у тибетских и непальских буддистских храмов иная архитектура и устройство, да и выглядят иногда они гораздо менее пышно и изящно.
19.
В феврале в пагоде проходит крупный фестиваль, когда монахи со всей Мьянмы съезжаются поклониться самой священной статуе в стране.
20.
Да и в обычные дни здесь достаточно многолюдно по сравнению с довольно пустыми улочками Мандалая. А вокруг храма кипит жизнь.
21.
Кстати, да, по территории пагоды можно ходить только босиком и прикрыв колени. Моему другу настойчиво пытались всучить юбку-лонджи, пока он чуть не приспустил шорты, чтобы они хоть чуть-чуть находили на колени. К тому же платить за лонджи около 10$ у него не было никакого желания. А вот обувь, как обычно, можно оставить у входа или лучше взять с собой в пакете в рюкзак.
22.
В умиротворённой обстановке пагоды, когда местные заняты своими делами, можно поснимать издалека портретов.
23.
Бирманцы, заметив, что Вы делаете снимок их малыша, ещё и постараются обратить его внимание на Вас или станут позировать всем семейством.
24.
А на сиюящем лике Будды можно углядеть еле заметную улыбку. Кстати, ежедневно в 4 часа утра один из уважаемых монахов из прилежащего к пагоде монастыря проводит ритуал омовения лица Будды и чистки зубов. Не знаю, насколько сложно попасть внутрь посмотреть на церемонию, ведь пагода официально открывается для посетителей только в 6 утра.
25.
Посмотрев на самую главную реликвию Мьянмы и даже прикоснувшись к ней, выйдя за ворота Махамуни пагоды, мы обнаружили мастерскую каменотёсов. Как сейчас изготавливают статуи Будды - в следующем посте. Keep it locked!
Другие посты о Мьянме:
Какова жизнь монаха в Мьянме
Иньва: наследие древнего царства
Сагайн: сердце буддизма Мьянмы
Добавить журнал в друзья
Согласно легендам, Будда странствовал со своими 500 учениками-архатами и около 563года до нашей эры посетил город Дханьявади на территории нынешнего бирманского штата Ракхайн. Король Чандра Сурья и Сиддхартха Гаутама (Будда) знали друг друга по одной из прошлых жизней, где им довелось быть пастухами. В знак хорошей дружбы они всегда оставляли изображение или статую, когда кто-то из них должен был отправляться в другое место. Вот и этот раз король попросил Сиддхартху оставить народу Аракана свою статую перед возвращением в Индию. Будда погрузился в недельную медитацию, а араканские скульпторы отлили из бронзы массивную статую.
2.
По другим источникам, король Чандра Сурья и араканская знать настолько прониклись учениями странствовавшего Будды, что перед тем, как он покинул Аракан, попросили разрешения сделать статую, собрав требуемые для изготовления средства. Дальше история та же, Сиддхартха вдохнул в статую частичку своего духа и изрёк, что она не покинет пределы Аракана в течение пяти тысяч лет, до пришествия следующего земного Будды, коим станет, как мы знаем, Майтрейя.
3.
С тех пор Маха Муни, Великое Изображение, не раз пытались заполучить бирманские короли: первое неудачное вторжение состоялось в XI веке со стороны Паганского царства, а предать Аракан истории удалось только в 1784м году. Тогда после завоевания Аракана статую распилили на несколько частей и увезли в Амарапуру, и лишь спустя год перенесли на нынешнее место в городской черте Мандалая в храм, построенный королём Бодопайей.
4.
Статуя находится в небольшом святилище, увенчанном семиуровневой золочёной крышей.
5.
Бытует несколько версий относительно подлинности статуи в пагоде. Согласно первой, которой придерживаются почти все бирманцы, статуя в Мандалае является оригинальной. Ведь не зря бирманские короли предпринимали столько попыток захватить Аракан и заполучить в свои руки священную статую. По второй версии в Мандалае поклоняются копии, а оригинал накануне бирманского нашествия араканцы спрятали в лесных пещерах близ городка Кьяктоу. Существует поверье, что однажды статуя снова покажется на белый свет. Некоторые люди в период колонизации Мьянмы англичанами утверждали, что якобы видели статую, спустившись в тоннель под деревом. Один из исследователей в своей книге, опубликованной в 1956м году, описывал, что ему удалось попасть в тот самый тоннель, но разросшиеся корни наглухо блокировали проход, однако ему довелось общаться с человеком, кто спускался поклониться статуе в 1930е годы.
6.
Третья версия гласит, что бирманский наследный принц решил перевезти статую на плоту, но во время транспортировки она упала в воду и исчезла. Так что бирманцам пришлось изготовить копию. Через несколько лет араканцам удалось обнаружить статую, достать её на берег, и с тех пор она находится в местечке Мроханг (Мраук У). И наконец, по четвёртой из имеющихся версий, настоящая статуя и по сей день находится в Аракане в городке Кьяктоу, только лишь была спрятана в туннель перед бирманским вторжением, что отсылает нас ко второй версии. Однако после статую, идентичную внешне со статуей в Мандалае, но соразмерную с обычным человеком, достали и установили в городском храме.
7.
Многие араканцы настаивают, что одна из последних версий является правдой. Ведь Будда предсказывал, что его изображение должно оставаться в Аракане в течение 5 тысяч лет. А исторические факты свидетельствуют о том, что несколько попыток захвата Аракана и статуи не увенчались успехом, так что и последняя из них, хоть привела к исчезновению Араканского царства, но не могла нарушить покой статуи. Сторонники сей теории приводят также аргументы, что раз Будда был рождён в обычном человеческом теле, обрёл просветление и стал, собственно, Буддой, умерев спустя годы распространения учения так же в том самом человеческом теле. Так что статуя в Кьяктоу размером с человека и является прижизненным изображением, тогда как колоссальная статуя в Мандалае возвышается на высоту почти в 4 метра.
8.
Мужчинам разрешается подойти вплотную к статуе и приклеить тончайший листик сусального золота к телу Будды. Даже самые бедные семьи в Мьянме стараются обязательно найти свободные деньги, чтобы купить в пагоде листик золота и приклеить его к статуе своего духовного учителя. Отрекаясь от материальных благ, они совершают благое деяние, поклоняются обретшему просветление при жизни человеку и улучшают свою карму. За долгие годы статуя обросла 15-сантиметровым слоем золота, немного утратив исходные очертания. Приклеивать золотые листики разрешается всюду кроме лица.
9.
Отправимся дальше осматривать территорию Махамуни пагоды.
10.
Другие павильоны пагоды и рынок в одной из галерей нас не привлекли, гораздо интереснее было наблюдать за бирманцами, впитывать их культуру и подмечать всяческие детали.
11.
Во многих храмах и общественных местах в Мьянме можно увидеть подобную картину: попил из кружки, поставил обратно на место и пошёл дальше по своим делам.
12.
Храм и статуя уже страдали не раз от пожаров и всегда восстанавливались ввиду значимости места и хранимой здесь реликвии.
13.
Вот и сейчас можно наблюдать мелкие реставрационные работы и украшение росписью колонн различных павильонов пагоды.
14.
Женщинам разрешено смотреть на статую, однако подходить близко запрещается, им отведено для поклонения и молитв специальное место чуть в стороне.
15.
Тут же много и детей, которые с удовольствием фотографируются.
16.
Детям обоих полов лица мажут порошком из коры дерева танака, что защищает кожу от обгорания на ярком солнце. Женщины пользуются природным косметическим чудо-средством всю жизнь, а вот мужчины в юношеском возрасте уже перестают мазать лица.
17.
Резные пирамидальные крыши захватили моё внимание надолго.
18.
Всё же привык, что у тибетских и непальских буддистских храмов иная архитектура и устройство, да и выглядят иногда они гораздо менее пышно и изящно.
19.
В феврале в пагоде проходит крупный фестиваль, когда монахи со всей Мьянмы съезжаются поклониться самой священной статуе в стране.
20.
Да и в обычные дни здесь достаточно многолюдно по сравнению с довольно пустыми улочками Мандалая. А вокруг храма кипит жизнь.
21.
Кстати, да, по территории пагоды можно ходить только босиком и прикрыв колени. Моему другу настойчиво пытались всучить юбку-лонджи, пока он чуть не приспустил шорты, чтобы они хоть чуть-чуть находили на колени. К тому же платить за лонджи около 10$ у него не было никакого желания. А вот обувь, как обычно, можно оставить у входа или лучше взять с собой в пакете в рюкзак.
22.
В умиротворённой обстановке пагоды, когда местные заняты своими делами, можно поснимать издалека портретов.
23.
Бирманцы, заметив, что Вы делаете снимок их малыша, ещё и постараются обратить его внимание на Вас или станут позировать всем семейством.
24.
А на сиюящем лике Будды можно углядеть еле заметную улыбку. Кстати, ежедневно в 4 часа утра один из уважаемых монахов из прилежащего к пагоде монастыря проводит ритуал омовения лица Будды и чистки зубов. Не знаю, насколько сложно попасть внутрь посмотреть на церемонию, ведь пагода официально открывается для посетителей только в 6 утра.
25.
Посмотрев на самую главную реликвию Мьянмы и даже прикоснувшись к ней, выйдя за ворота Махамуни пагоды, мы обнаружили мастерскую каменотёсов. Как сейчас изготавливают статуи Будды - в следующем посте. Keep it locked!
Другие посты о Мьянме:
Какова жизнь монаха в Мьянме
Иньва: наследие древнего царства
Сагайн: сердце буддизма Мьянмы
Добавить журнал в друзья
Взято: sasha-lotus.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]