Эволюция балетной пачки: как менялись костюмы танцовщиц
---
Один из самых узнаваемых символов балета – это, конечно, воздушная юбка из фатина. Рассказываем, сколько времени требуется на создание пачки, что нельзя делать танцорам во время примерки и почему первый исторический выход балерины в такой юбке вызвал шок, недоумение и потрясение публики.
Ульяна Лопаткина
Насколько бы ни был многогранным гардероб современных танцовщиц, при слове «балерина» мы моментально представляем изящную и хрупкую девушку в обязательной экипировке – воздушной пачке из фатина и пуантах. Сейчас именно этот набор кажется нам максимально привычным, но так, конечно, было не всегда. Первая балерина, которая появилась перед публикой в инновационном и совершенно нетипичном одеянии, совершила революцию в балете. А зрители, которые стали первыми свидетелями таких нововведений, были, мягко говоря, шокированы.
Первые балетные костюмы
Первыми балетными постановками считаются придворные спектакли во Франции и Италии в период эпохи Возрождения, а свидетельства о костюмах, специально предназначенных для балета, можно датировать началом XV века. Тогда танцовщицы одевались в наряды из хлопка, шелка и льна, а юбки шились из марли, которую необходимо было предварительно накрахмаливать.
Основным костюмом для мужчины-танцора была облегающая, часто парчовая кираса, напоминающая доспехи, короткая драпированная юбка и украшенные перьями шлемы. Танцовщицы носили длинные шелковые туники в несколько слоев с бахромой и вышивкой. Правда, обувь заметно отличалась от той, которую мы видим сейчас: танцоры носили облегающие ботинки на высоком каблуке и танкетке.
С 1550 года на дизайн костюмов для балета оказало влияние мода: костюмы практически дублировали те наряды, в которые дамы облачались каждый день, хотя на сцене ключевые детали образов часто преувеличивались. Сейчас такие платья могут показаться неудобными – длинный подол платьев скрывал технику танцоров. Да и в целом в длинных юбках невозможно было сделать сложные па, которыми славятся современные балерины.
В XVII столетии костюмы стали еще более роскошными и впечатляющими: шелковые и атласные юбки, расшитые золотом и драгоценными камнями, добавляли представлению нужный эффект. Стандартным костюмом для женщин было придворное платье, в то время как костюмы для мужчин-танцоров превратились в некую униформу. А чтобы легче было различать героев, мужчины использовали символический реквизит для обозначения характера героя или его рода занятий: например, ножницы говорили о том, что на сцене – портной.
Мария Тальони и ее модная революция
Настоящая революция в танцевальных костюмах произошла в 1832 году на парижской премьере «Сильфиды». Главную роль в постановке сыграла шведская танцовщица Мария Тальони. Зрители спектакля с благоговением наблюдали, как Тальони поднималась на кончики пальцев ног, словно бросая вызов гравитации. Всеобщий шок от техники исполнения усиливал ее костюм с летящей юбкой. В тот вечер Тальони представила сразу два «изобретения» – пуанты и пачку, задав тем самым новые тенденции в балете. Она предстала в свободной юбке, сделанной из слоев прозрачного материала, напоминающего сетку, который буквально парил в воздухе, когда она двигалась. Парижская публика была потрясена, загипнотизирована и шокирована. Юбка, которая едва касалась ее лодыжек, была тактическим маневром Тальони, призванным показать ее великолепную работу на сцене, но такое решение танцовщицы моментально вызвало споры и осуждение – многие посчитали костюм непристойным.
Мария Тальони и Чарльз Мюллер, 1856 год
Со временем пачка становилась все короче и короче, обнажая ноги и показывая профессионализм балерин. В течение следующих пятидесяти лет подол поднимался все выше и выше, пока не стал больше походить на сегодняшнюю пачку в виде колокольчика длиной чуть выше колена – такую впервые примерила итальянская балерина Вирджиния Цукки в 1880-х годах.
С годами рукава также исчезали, и декольте стало более выраженным. До 1870-х годов пачки укорачивались простоты передвижения и маневренности на сцене, превращаясь в «классическую пачку», напоминающую блинчик. Самые распространенные модели также имеют жесткую юбку с обручем, выполненным из проволочной сетки – это помогает юбке держать форму и иметь необходимую жесткость.
Свой вклад в историю балетных костюмов внесли и мастера Сергея Дягилева, организатора «Русских сезонов» в Париже. Они экспериментировали с разными линиями и внешним видом костюмов. В 1927 году русские конструктивисты Наум Габо и Антуан Певзнер разработали ультрасовременную пачку для балета La Chatte – модель имела прозрачную верхнюю юбку из материала, схожего с пластиком.
Современные пачки
Технически пачка – это просто юбка, но это название также привязалось к полному балетному костюму, который включает юбку, прикрепленную к лифу. Чаще всего выделяют два главных типа пачек: романтическая и классическая. Романтическая пачка (которая часто именуется как шопенка) сделана из нескольких слоев тюля и иногда имеет дополнительный верхний слой ткани, имитирующей простое платье. Длина юбки оканчивается между коленом и лодыжкой. Этот тип пачки чаще всего носят на сцене крестьянки и простые люди.
Париж, Ежегодный конкурс танца. Балерины наблюдают за другими танцорами
Балерина Александра Данилова
Более короткая классическая пачка появилась в 1880-х годах с рождением культовых «классических» балетов, включая «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» и «Щелкунчика». Более высокие технические требования к танцовщицам привели к тому, что юбки стали короче, чтобы показать более сложную работу балерины. На сцене классические пачки чаще всего носят благородные персонажи – например, принцессы или волшебные существа, а также гости свадеб или балов. Классические пачки простираются от двенадцати до восемнадцати дюймов, выступая горизонтально от бедра. Они сделаны из дюжины слоев очень жесткого, градуированного тюля, поддерживаемого обручем, вшитым в юбку. Говорят, что в Париже стандартная классическая пачка состоит из 13 слоев тюля. Современные версии классической пачки бывают проще и могут иметь всего 8-10 слоев.
По словам Жанны Нольден, создательницы пачек, которая разрабатывает и изготавливает костюмы для балетной студии Inland Pacific в Южной Калифорнии, для одежды требуется от 25 до 30 ярдов ткани. Нольден рассказывала, что на изготовление базовой пачки уходит около 60 часов. «Процесс может быть утомительным, трудоемким, разочаровывающим и сложным. Вы клянетесь себе: “Больше никогда!” – ровно до следующего раза, – говорит Нолден. – Это действительно труд, но если о пачках заботятся должным образом, они могут жить до 20 лет».
Пачки могут стоить тысячи долларов, а декоративный слой может быть украшен блестками, бисером и искусственными драгоценными камнями. Такие юбки нужно чистить вручную, поэтому танцоры должны быть крайне осторожными. Им не разрешается носить украшения или часы, которые могут зацепить тюль или порвать юбку. Приемы пищи в костюме, конечно, также запрещены. Нередко танцорам даже запрещают класть руки на свои пачки, чтобы ненароком не испачкать хрупкий наряд. Хранят пачки либо в подвешенном «вверх ногами», либо укладывая на пол, чтобы сила тяжести не заставила их обвиснуть. Танцоры также должны носить специальные пачки во время репетиций, чтобы партнеры смогли к ним приспособиться и понять, каким движениям такая юбка может помешать. А хореограф при этом видит рисунок спектакля.
Ношение пачки, как правило, знаменует собой зрелую стадию в карьере танцора балета – согласитесь, никакой другой костюм не раскрывает мастерство и технику, как это делает короткая юбка с облегающим лифом. Спустя почти две сотни лет богато украшенные юбки все еще помогают перенести зрителей в фантастический мир балета, где возможно все. И, несмотря на переменчивость моды, пачка – одна из тех вещей, которая точно будет существовать на сцене и через сотню лет.
Ульяна Лопаткина
Насколько бы ни был многогранным гардероб современных танцовщиц, при слове «балерина» мы моментально представляем изящную и хрупкую девушку в обязательной экипировке – воздушной пачке из фатина и пуантах. Сейчас именно этот набор кажется нам максимально привычным, но так, конечно, было не всегда. Первая балерина, которая появилась перед публикой в инновационном и совершенно нетипичном одеянии, совершила революцию в балете. А зрители, которые стали первыми свидетелями таких нововведений, были, мягко говоря, шокированы.
Первые балетные костюмы
Первыми балетными постановками считаются придворные спектакли во Франции и Италии в период эпохи Возрождения, а свидетельства о костюмах, специально предназначенных для балета, можно датировать началом XV века. Тогда танцовщицы одевались в наряды из хлопка, шелка и льна, а юбки шились из марли, которую необходимо было предварительно накрахмаливать.
Основным костюмом для мужчины-танцора была облегающая, часто парчовая кираса, напоминающая доспехи, короткая драпированная юбка и украшенные перьями шлемы. Танцовщицы носили длинные шелковые туники в несколько слоев с бахромой и вышивкой. Правда, обувь заметно отличалась от той, которую мы видим сейчас: танцоры носили облегающие ботинки на высоком каблуке и танкетке.
С 1550 года на дизайн костюмов для балета оказало влияние мода: костюмы практически дублировали те наряды, в которые дамы облачались каждый день, хотя на сцене ключевые детали образов часто преувеличивались. Сейчас такие платья могут показаться неудобными – длинный подол платьев скрывал технику танцоров. Да и в целом в длинных юбках невозможно было сделать сложные па, которыми славятся современные балерины.
В XVII столетии костюмы стали еще более роскошными и впечатляющими: шелковые и атласные юбки, расшитые золотом и драгоценными камнями, добавляли представлению нужный эффект. Стандартным костюмом для женщин было придворное платье, в то время как костюмы для мужчин-танцоров превратились в некую униформу. А чтобы легче было различать героев, мужчины использовали символический реквизит для обозначения характера героя или его рода занятий: например, ножницы говорили о том, что на сцене – портной.
Мария Тальони и ее модная революция
Настоящая революция в танцевальных костюмах произошла в 1832 году на парижской премьере «Сильфиды». Главную роль в постановке сыграла шведская танцовщица Мария Тальони. Зрители спектакля с благоговением наблюдали, как Тальони поднималась на кончики пальцев ног, словно бросая вызов гравитации. Всеобщий шок от техники исполнения усиливал ее костюм с летящей юбкой. В тот вечер Тальони представила сразу два «изобретения» – пуанты и пачку, задав тем самым новые тенденции в балете. Она предстала в свободной юбке, сделанной из слоев прозрачного материала, напоминающего сетку, который буквально парил в воздухе, когда она двигалась. Парижская публика была потрясена, загипнотизирована и шокирована. Юбка, которая едва касалась ее лодыжек, была тактическим маневром Тальони, призванным показать ее великолепную работу на сцене, но такое решение танцовщицы моментально вызвало споры и осуждение – многие посчитали костюм непристойным.
Мария Тальони и Чарльз Мюллер, 1856 год
Со временем пачка становилась все короче и короче, обнажая ноги и показывая профессионализм балерин. В течение следующих пятидесяти лет подол поднимался все выше и выше, пока не стал больше походить на сегодняшнюю пачку в виде колокольчика длиной чуть выше колена – такую впервые примерила итальянская балерина Вирджиния Цукки в 1880-х годах.
С годами рукава также исчезали, и декольте стало более выраженным. До 1870-х годов пачки укорачивались простоты передвижения и маневренности на сцене, превращаясь в «классическую пачку», напоминающую блинчик. Самые распространенные модели также имеют жесткую юбку с обручем, выполненным из проволочной сетки – это помогает юбке держать форму и иметь необходимую жесткость.
Свой вклад в историю балетных костюмов внесли и мастера Сергея Дягилева, организатора «Русских сезонов» в Париже. Они экспериментировали с разными линиями и внешним видом костюмов. В 1927 году русские конструктивисты Наум Габо и Антуан Певзнер разработали ультрасовременную пачку для балета La Chatte – модель имела прозрачную верхнюю юбку из материала, схожего с пластиком.
Современные пачки
Технически пачка – это просто юбка, но это название также привязалось к полному балетному костюму, который включает юбку, прикрепленную к лифу. Чаще всего выделяют два главных типа пачек: романтическая и классическая. Романтическая пачка (которая часто именуется как шопенка) сделана из нескольких слоев тюля и иногда имеет дополнительный верхний слой ткани, имитирующей простое платье. Длина юбки оканчивается между коленом и лодыжкой. Этот тип пачки чаще всего носят на сцене крестьянки и простые люди.
Париж, Ежегодный конкурс танца. Балерины наблюдают за другими танцорами
Балерина Александра Данилова
Более короткая классическая пачка появилась в 1880-х годах с рождением культовых «классических» балетов, включая «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» и «Щелкунчика». Более высокие технические требования к танцовщицам привели к тому, что юбки стали короче, чтобы показать более сложную работу балерины. На сцене классические пачки чаще всего носят благородные персонажи – например, принцессы или волшебные существа, а также гости свадеб или балов. Классические пачки простираются от двенадцати до восемнадцати дюймов, выступая горизонтально от бедра. Они сделаны из дюжины слоев очень жесткого, градуированного тюля, поддерживаемого обручем, вшитым в юбку. Говорят, что в Париже стандартная классическая пачка состоит из 13 слоев тюля. Современные версии классической пачки бывают проще и могут иметь всего 8-10 слоев.
По словам Жанны Нольден, создательницы пачек, которая разрабатывает и изготавливает костюмы для балетной студии Inland Pacific в Южной Калифорнии, для одежды требуется от 25 до 30 ярдов ткани. Нольден рассказывала, что на изготовление базовой пачки уходит около 60 часов. «Процесс может быть утомительным, трудоемким, разочаровывающим и сложным. Вы клянетесь себе: “Больше никогда!” – ровно до следующего раза, – говорит Нолден. – Это действительно труд, но если о пачках заботятся должным образом, они могут жить до 20 лет».
Пачки могут стоить тысячи долларов, а декоративный слой может быть украшен блестками, бисером и искусственными драгоценными камнями. Такие юбки нужно чистить вручную, поэтому танцоры должны быть крайне осторожными. Им не разрешается носить украшения или часы, которые могут зацепить тюль или порвать юбку. Приемы пищи в костюме, конечно, также запрещены. Нередко танцорам даже запрещают класть руки на свои пачки, чтобы ненароком не испачкать хрупкий наряд. Хранят пачки либо в подвешенном «вверх ногами», либо укладывая на пол, чтобы сила тяжести не заставила их обвиснуть. Танцоры также должны носить специальные пачки во время репетиций, чтобы партнеры смогли к ним приспособиться и понять, каким движениям такая юбка может помешать. А хореограф при этом видит рисунок спектакля.
Ношение пачки, как правило, знаменует собой зрелую стадию в карьере танцора балета – согласитесь, никакой другой костюм не раскрывает мастерство и технику, как это делает короткая юбка с облегающим лифом. Спустя почти две сотни лет богато украшенные юбки все еще помогают перенести зрителей в фантастический мир балета, где возможно все. И, несмотря на переменчивость моды, пачка – одна из тех вещей, которая точно будет существовать на сцене и через сотню лет.
Источник: stil.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]