Эволюция балетной пачки: как менялись костюмы танцовщиц
14.03.2020 13 101 0 +397 kritik1967

Эволюция балетной пачки: как менялись костюмы танцовщиц

---
+397
В закладки
Один из самых узнаваемых символов балета – это, конечно, воздушная юбка из фатина. Рассказываем, сколько времени требуется на создание пачки, что нельзя делать танцорам во время примерки и почему первый исторический выход балерины в такой юбке вызвал шок, недоумение и потрясение публики.

Эволюция балетной пачки: как менялись костюмы танцовщиц пачки, сцене, также, балета, пачка, Тальони, могут, слоев, чтобы, которая, всего, костюмы, стали, костюм, более, короткая, может, время, конечно, пачку

Ульяна Лопаткина

Насколько бы ни был многогранным гардероб современных танцовщиц, при слове «балерина» мы моментально представляем изящную и хрупкую девушку в обязательной экипировке – воздушной пачке из фатина и пуантах. Сейчас именно этот набор кажется нам максимально привычным, но так, конечно, было не всегда. Первая балерина, которая появилась перед публикой в инновационном и совершенно нетипичном одеянии, совершила революцию в балете. А зрители, которые стали первыми свидетелями таких нововведений, были, мягко говоря, шокированы.

Первые балетные костюмы

Первыми балетными постановками считаются придворные спектакли во Франции и Италии в период эпохи Возрождения, а свидетельства о костюмах, специально предназначенных для балета, можно датировать началом XV века. Тогда танцовщицы одевались в наряды из хлопка, шелка и льна, а юбки шились из марли, которую необходимо было предварительно накрахмаливать.

Эволюция балетной пачки: как менялись костюмы танцовщиц пачки, сцене, также, балета, пачка, Тальони, могут, слоев, чтобы, которая, всего, костюмы, стали, костюм, более, короткая, может, время, конечно, пачку

Основным костюмом для мужчины-танцора была облегающая, часто парчовая кираса, напоминающая доспехи, короткая драпированная юбка и украшенные перьями шлемы. Танцовщицы носили длинные шелковые туники в несколько слоев с бахромой и вышивкой. Правда, обувь заметно отличалась от той, которую мы видим сейчас: танцоры носили облегающие ботинки на высоком каблуке и танкетке.

С 1550 года на дизайн костюмов для балета оказало влияние мода: костюмы практически дублировали те наряды, в которые дамы облачались каждый день, хотя на сцене ключевые детали образов часто преувеличивались. Сейчас такие платья могут показаться неудобными – длинный подол платьев скрывал технику танцоров. Да и в целом в длинных юбках невозможно было сделать сложные па, которыми славятся современные балерины.

В XVII столетии костюмы стали еще более роскошными и впечатляющими: шелковые и атласные юбки, расшитые золотом и драгоценными камнями, добавляли представлению нужный эффект. Стандартным костюмом для женщин было придворное платье, в то время как костюмы для мужчин-танцоров превратились в некую униформу. А чтобы легче было различать героев, мужчины использовали символический реквизит для обозначения характера героя или его рода занятий: например, ножницы говорили о том, что на сцене – портной.

Эволюция балетной пачки: как менялись костюмы танцовщиц пачки, сцене, также, балета, пачка, Тальони, могут, слоев, чтобы, которая, всего, костюмы, стали, костюм, более, короткая, может, время, конечно, пачку

Мария Тальони и ее модная революция

Настоящая революция в танцевальных костюмах произошла в 1832 году на парижской премьере «Сильфиды». Главную роль в постановке сыграла шведская танцовщица Мария Тальони. Зрители спектакля с благоговением наблюдали, как Тальони поднималась на кончики пальцев ног, словно бросая вызов гравитации. Всеобщий шок от техники исполнения усиливал ее костюм с летящей юбкой. В тот вечер Тальони представила сразу два «изобретения» – пуанты и пачку, задав тем самым новые тенденции в балете. Она предстала в свободной юбке, сделанной из слоев прозрачного материала, напоминающего сетку, который буквально парил в воздухе, когда она двигалась. Парижская публика была потрясена, загипнотизирована и шокирована. Юбка, которая едва касалась ее лодыжек, была тактическим маневром Тальони, призванным показать ее великолепную работу на сцене, но такое решение танцовщицы моментально вызвало споры и осуждение – многие посчитали костюм непристойным.

Эволюция балетной пачки: как менялись костюмы танцовщиц пачки, сцене, также, балета, пачка, Тальони, могут, слоев, чтобы, которая, всего, костюмы, стали, костюм, более, короткая, может, время, конечно, пачку

Мария Тальони и Чарльз Мюллер, 1856 год

Со временем пачка становилась все короче и короче, обнажая ноги и показывая профессионализм балерин. В течение следующих пятидесяти лет подол поднимался все выше и выше, пока не стал больше походить на сегодняшнюю пачку в виде колокольчика длиной чуть выше колена – такую впервые примерила итальянская балерина Вирджиния Цукки в 1880-х годах.

С годами рукава также исчезали, и декольте стало более выраженным. До 1870-х годов пачки укорачивались простоты передвижения и маневренности на сцене, превращаясь в «классическую пачку», напоминающую блинчик. Самые распространенные модели также имеют жесткую юбку с обручем, выполненным из проволочной сетки – это помогает юбке держать форму и иметь необходимую жесткость.

Эволюция балетной пачки: как менялись костюмы танцовщиц пачки, сцене, также, балета, пачка, Тальони, могут, слоев, чтобы, которая, всего, костюмы, стали, костюм, более, короткая, может, время, конечно, пачку

Свой вклад в историю балетных костюмов внесли и мастера Сергея Дягилева, организатора «Русских сезонов» в Париже. Они экспериментировали с разными линиями и внешним видом костюмов. В 1927 году русские конструктивисты Наум Габо и Антуан Певзнер разработали ультрасовременную пачку для балета La Chatte – модель имела прозрачную верхнюю юбку из материала, схожего с пластиком.

Современные пачки

Технически пачка – это просто юбка, но это название также привязалось к полному балетному костюму, который включает юбку, прикрепленную к лифу. Чаще всего выделяют два главных типа пачек: романтическая и классическая. Романтическая пачка (которая часто именуется как шопенка) сделана из нескольких слоев тюля и иногда имеет дополнительный верхний слой ткани, имитирующей простое платье. Длина юбки оканчивается между коленом и лодыжкой. Этот тип пачки чаще всего носят на сцене крестьянки и простые люди.

Эволюция балетной пачки: как менялись костюмы танцовщиц пачки, сцене, также, балета, пачка, Тальони, могут, слоев, чтобы, которая, всего, костюмы, стали, костюм, более, короткая, может, время, конечно, пачку

Париж, Ежегодный конкурс танца. Балерины наблюдают за другими танцорами

Эволюция балетной пачки: как менялись костюмы танцовщиц пачки, сцене, также, балета, пачка, Тальони, могут, слоев, чтобы, которая, всего, костюмы, стали, костюм, более, короткая, может, время, конечно, пачку

Балерина Александра Данилова

Более короткая классическая пачка появилась в 1880-х годах с рождением культовых «классических» балетов, включая «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» и «Щелкунчика». Более высокие технические требования к танцовщицам привели к тому, что юбки стали короче, чтобы показать более сложную работу балерины. На сцене классические пачки чаще всего носят благородные персонажи – например, принцессы или волшебные существа, а также гости свадеб или балов. Классические пачки простираются от двенадцати до восемнадцати дюймов, выступая горизонтально от бедра. Они сделаны из дюжины слоев очень жесткого, градуированного тюля, поддерживаемого обручем, вшитым в юбку. Говорят, что в Париже стандартная классическая пачка состоит из 13 слоев тюля. Современные версии классической пачки бывают проще и могут иметь всего 8-10 слоев.

По словам Жанны Нольден, создательницы пачек, которая разрабатывает и изготавливает костюмы для балетной студии Inland Pacific в Южной Калифорнии, для одежды требуется от 25 до 30 ярдов ткани. Нольден рассказывала, что на изготовление базовой пачки уходит около 60 часов. «Процесс может быть утомительным, трудоемким, разочаровывающим и сложным. Вы клянетесь себе: “Больше никогда!” – ровно до следующего раза, – говорит Нолден. – Это действительно труд, но если о пачках заботятся должным образом, они могут жить до 20 лет».

Эволюция балетной пачки: как менялись костюмы танцовщиц пачки, сцене, также, балета, пачка, Тальони, могут, слоев, чтобы, которая, всего, костюмы, стали, костюм, более, короткая, может, время, конечно, пачку

Пачки могут стоить тысячи долларов, а декоративный слой может быть украшен блестками, бисером и искусственными драгоценными камнями. Такие юбки нужно чистить вручную, поэтому танцоры должны быть крайне осторожными. Им не разрешается носить украшения или часы, которые могут зацепить тюль или порвать юбку. Приемы пищи в костюме, конечно, также запрещены. Нередко танцорам даже запрещают класть руки на свои пачки, чтобы ненароком не испачкать хрупкий наряд. Хранят пачки либо в подвешенном «вверх ногами», либо укладывая на пол, чтобы сила тяжести не заставила их обвиснуть. Танцоры также должны носить специальные пачки во время репетиций, чтобы партнеры смогли к ним приспособиться и понять, каким движениям такая юбка может помешать. А хореограф при этом видит рисунок спектакля.

Эволюция балетной пачки: как менялись костюмы танцовщиц пачки, сцене, также, балета, пачка, Тальони, могут, слоев, чтобы, которая, всего, костюмы, стали, костюм, более, короткая, может, время, конечно, пачку

Ношение пачки, как правило, знаменует собой зрелую стадию в карьере танцора балета – согласитесь, никакой другой костюм не раскрывает мастерство и технику, как это делает короткая юбка с облегающим лифом. Спустя почти две сотни лет богато украшенные юбки все еще помогают перенести зрителей в фантастический мир балета, где возможно все. И, несмотря на переменчивость моды, пачка – одна из тех вещей, которая точно будет существовать на сцене и через сотню лет.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]