Закупки новых Су-34: повторение старых ошибок
09.03.2020 4 501 0 +197 Starweaver

Закупки новых Су-34: повторение старых ошибок

---
+197
В закладки
Эпохи и самолеты

Закупки новых Су-34: повторение старых ошибок самолет, только, машин, машины, время, будет, поколения, действовать, самолеты, новый, боевой, Су35С, Eagle, бомбардировщиков, современных, истребитель, Су30СМ, Strike, самолетов, такой

На постсоветском пространстве любят узкую специализацию крылатых боевых машин, хотя мировая практика показывает, что она постепенно уходит в прошлое. Для начала посмотрим в глубь истории. Вторая мировая утвердила основные на тот момент типы бомбардировщиков, разделив их на легкие, средние и тяжелые. Хотя, к примеру, уже в начале Великой Отечественной войны концепция легкого Су-2 показала, что такой самолет недолго проживет в реальном бою (если, конечно, не будет обладать скоростью, как у британского De Havilland Mosquito). Окончание войны закрепило основные подтипы истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, однако много десятилетий спустя после ее окончания в воздушных силах западных стран и СССР будет оставаться «винегрет» из самых разных машин, значительную часть которых будут составлять, разумеется, сверхзвуковые истребители и бомбардировщики.

Почему так вышло? Во-первых, во время «холодной войны» военные технологии развивались невероятно быстро, пусть и не так быстро, как во времена Второй мировой. Так что в военно-воздушных силах могли находиться сразу несколько поколений самолетов, и так было на протяжении долгого времени. Во-вторых, менялась тактика, и это требовало наличия узкоспециализированных машин. В свое время был крайне популярен низковысотный прорыв ПВО посредством полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности. Так, в 60-е и 70-е американские F-111, оснащенные системой огибания рельефа местности, способные действовать на низких высотах казались «ультимативным» оружием. В свою очередь, истребители должны были действовать на большой высоте, обеспечивая прикрытие и завоевывая господство в небе.

Закупки новых Су-34: повторение старых ошибок самолет, только, машин, машины, время, будет, поколения, действовать, самолеты, новый, боевой, Су35С, Eagle, бомбардировщиков, современных, истребитель, Су30СМ, Strike, самолетов, такой

Однако современные реалии внесли некоторые коррективы. Как показало применение Panavia Tornado во время «Бури в пустыне», низковысотный прорыв чреват серьезными рисками и потерями, даже если противник не оснащен по последнему слову техники. Что еще более важно — современные авиационные средства поражения позволяют авиации эффективно действовать против ПВО, не летая у самой земли. Поэтому такие самолеты, как F-111, стали мало востребованными, хотя никто не говорит, что эта машина или ее прямой аналог в лице Су-24 были изначально плохи. Вовсе нет.

Первенцы новой поры

Появление в конце 80-х McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle ознаменовало собой качественно новый этап развития ударных самолетов, несмотря на то, что боевой дебют в 1991 году оказался «смазанным» и создателям долго пришлось устранять характерные для новой техники детские болезни.

И хотя изначально F-15 создавался как воздушный боец, большой радиус действий и хорошие показатели боевой нагрузки сделали из Strike Eagle настоящий многофункциональный комплекс. На одном из новых фото можно видеть данный самолет, несущий 20 (!) новый бомб GBU-39 SDB (Small Diameter Bomb). А в мае 2015 года для Strike Eagle поставили ее новую версию в лице SDB II, способную поражать не только стационарные (как GBU-39), но также и движущиеся цели.

Закупки новых Су-34: повторение старых ошибок самолет, только, машин, машины, время, будет, поколения, действовать, самолеты, новый, боевой, Су35С, Eagle, бомбардировщиков, современных, истребитель, Су30СМ, Strike, самолетов, такой

Вообще, если мы посмотрим на современные истребители, такие, как Dassault Rafale или Eurofighter Typhoon, то увидим, насколько эти машины отличаются в плане функциональных возможностей от истребителей третьего поколения. Один из вариантов загрузки «Еврофайтера», например, предполагает подвеску восемнадцати новейших ракет класса «воздух-поверхность» Brimstone. Мы уже не говорим об истребителях пятого поколения, обладающих не только широкими функциональными возможностями, но и малозаметностью.

«Утенок» по кличке Fullback

В этой ситуации Россия продолжает закупать фронтовой бомбардировщик Су-34 — детище «холодной войны». Напомним, в феврале этого года стало известно, что новый контракт на поставку ВКС РФ Су-34 будет подписан летом 2020-го. Точное число неизвестно, но, вероятно, общее количество данных машин сильно перевалит за сотню: именно столько уже построили для ВВС.

Казалось бы, можно только обрадоваться за российские военно-воздушные силы, но, по правде говоря, самолет вызывает слишком много вопросов. Вот лишь некоторые из них.

Закупки новых Су-34: повторение старых ошибок самолет, только, машин, машины, время, будет, поколения, действовать, самолеты, новый, боевой, Су35С, Eagle, бомбардировщиков, современных, истребитель, Су30СМ, Strike, самолетов, такой

Концепция самолета. Су-34 создавался с явной оглядкой на американский самолет F-111 и Су-24 — самолеты, которые, как мы убедились выше, стали лебединой песней узкоспециализированных тактических бомбардировщиков. Сейчас, в силу развития современных высокоточных авиационных боеприпасов, необходимости в такой машине нет. Ее роль вполне может взять на себя многофункциональный истребитель. Проще говоря, у Су-34 нет реальных преимуществ перед Су-30СМ или Су-35С, которые имеют практически такой же, как у Су-34 боевой радиус и идентичную массу полезной нагрузки (сравнение с Су-24 некорректно — это машины разных эпох). В то же время использовать Су-34 в качестве истребителя затруднительно. Этому не способствует ни огромная как для истребителя масса машины (нормальная взлетная масса 39 тонн!), ни связанная с этим невысокая маневренность, ни сковывающее обзор размещение членов экипажа бок-о-бок и плохой обзор задней полусферы у обоих членов экипажа. Об этом почему-то не принято говорить в русскоязычных СМИ, но старый F-15E полностью лишен таких ограничений. Как, впрочем, и новые российские многофункциональные истребители.

Закупки новых Су-34: повторение старых ошибок самолет, только, машин, машины, время, будет, поколения, действовать, самолеты, новый, боевой, Су35С, Eagle, бомбардировщиков, современных, истребитель, Су30СМ, Strike, самолетов, такой

Устаревание БРЭО. Разработанный еще в советские годы Су-34 устарел не только концептуально, но и с точки зрения «начинки», хотя ее и обновляли по мере доведения комплекса до серийного выпуска. Резко негативную реакцию специалистов вызывает оптическая система «Платан», имеющая весьма ограниченные углы обзора и далеко не самое лучшее на сегодняшний день качество «картинки», если не сказать хуже. Имеются претензии к БРЛС. Известно, что радиолокационная станция Ш-141 поддерживает одновременное сопровождение до десяти целей при обстреле до четырех из них, однако этим уже сложно кого-то удивить. А вот активной фазированной антенной решетки (которой, кстати, тоже уже никого не удивишь) самолет не имеет. Скорее всего, он будет попросту неэффективен против малозаметных машин: хотя, как мы уже писали выше, он и не создавался для воздушных схваток и едва ли сможет их полноценно вести, получив даже самую передовую радиолокационную станцию в мире.

Закупки новых Су-34: повторение старых ошибок самолет, только, машин, машины, время, будет, поколения, действовать, самолеты, новый, боевой, Су35С, Eagle, бомбардировщиков, современных, истребитель, Су30СМ, Strike, самолетов, такой

Унификация авиапарка. Это очень больная тема для современных российских ВВС, и она не касается напрямую недостатков Су-34. Однако без рассмотрения ситуации невозможно понять, почему закупки Су-34 не только бессмысленны, но и вредны. Напомним, сейчас ВКС РФ уже эксплуатируют сотни самолетов новой постройки Су-35С, Су-30СМ, Су-30МК2, Су-27СМ3 и МиГ-29СМТ, а также полсотни модернизированных Су-27СМ. И это не считая перехватчиков МиГ-31! Стоит ли говорить, что все эти машины имеют совершенно разные наборы бортовой электроники и, что удивительнее всего, разные двигатели, хотя все двигатели «Сухих» базируются на основе советского АЛ-31Ф. Подобная разунификация явно не красит ВВС, однако это все мелочи на фоне новых поставок Су-34 — самолета, которые де-факто опоздал на целую эпоху, а с учетом малозаметных истребителей — сразу на две.

При этом преимущества Су-34, что называется, высосаны из пальца. В качестве одного из таких указывают на «возможность действовать днем и ночью, в любых метеоусловиях» (имеется в виду поражение наземных целей). Проблема в том, что сейчас это умеет делать любой западный современный истребитель поколения 4+ и любой российский истребитель аналогичного поколения при условии применения подвесного прицельного контейнера типа LANTIRN. К счастью для довольно удачных Су-30СМ и Су-35С, они не несут лишнюю нагрузку в лице старого встроенного «Платана», как Су-34, зато имеют множество потенциальных точек подвески для современных прицельных контейнеров. А вот что это будут за контейнеры — совсем другая тема для дискуссий.

Автор:Илья Легат
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]