Ядовитый тис
---
Тис ягодный (Taxus baccata)
Тис ягодный (лат. Taxus baccata), который можно встретить на улицах многих европейских городов, в парках и лесах. Это дерево с густой темно-зеленой хвоей, обсыпанное ярко-красными «ягодами». Чаще оно встречается на юге Европы, на Кавказе. Тис примечателен своей красотой, долговечностью и … ядовитостью. Ярко-алая оболочка семени — ариллус, или присемянник, — считается съедобной, питательной и приятной на вкус, но только я так и не решился ее попробовать. Дело в том, что и листва, и кора, и древесина тиса ядовиты, и отравление может привести к смерти уже через несколько часов. Известно, что кельты пропитывали наконечники стрел смолой тиса, они же применяли яд тиса для ритуального ухода из жизни. Яд смертелен также для скота, особенно для лошадей.
А вот дрозды и другие птицы с удовольствием глотают привлекательные на вид мясистые присемянники. Вместе с ними глотают и семена, но те достаточно быстро проходят через пищеварительный тракт, не успев подвергнуться разрушительному действию пищеварительных соков, и выходят с экскрементами. Казалось бы, распространение тиса должно идти быстро: черные дрозды, дерябы и прочие пернатые, наглотавшись семян, разносят их по лесам и паркам, те падают на землю, тис прорастает и растет многие сотни лет (предполагают, что отдельные старые тисы достигают возраста в пять тысячелетий!). Но не все так просто.
В октябре этого года я посещал Загреб (столицу Хорватии) — город, очень привлекательный для биолога. Достаточно свернуть с улочки в историческом центре на еле заметную лесенку, как оказываешься среди буков, грабов, дубов и изредка встречающихся тисов в самом настоящем лесу, растущем на склонах живописного ущелья. Это парк Тушканац (Tuškanac). Обследуя склоны, покрытые толстым ковром опавшей листвы, я заметил молоденькие растения тиса. Они росли не под старыми плодоносящими тисами, и не под кронами тех деревьев, где могли испражняться, отдыхая, дрозды и прочие фруктоядные пернатые. Напротив, молоденькие тисы прятались у оснований стволов, «выглядывая» из-под самого комля граба или бука. Росли они небольшими тесными группами. Так растут только деревца, появившиеся на свет там, где семена были спрятаны кем-то из зверей или птиц. Например, в подмосковных лесах чаще всего удается увидеть такие группы молодых дубков. Как правило, в дальнейшем одно из растений берет верх, угнетая своих собратьев, но порою встречаются и группы взрослых деревьев, сохраняющие память о запасливой птице, жившей в том же лесу несколько десятков лет назад.
Слева — молодые растения тиса у основания ствола граба. Справа — склон, покрытый лесом, в парке Тушканац. Фото © Павел Квартальнов, Загреб, октябрь 2018 года
В ранних публикациях, посвященных ядовитым алкалоидам, содержащимся в тисе, утверждалось, что семена тиса почти столь же ядовиты, как и его листва. Это позволяло предположить, что ими никто не питается. Однако наблюдения в природе показали, что это не так, и семена пригодны в пищу. Например, поползни и синицы не прочь полакомиться семенами этого дерева. По наблюдениям в Англии, зеленушки и большие синицы срывают с дерева не меньше семян, чем дрозды, только не разносят, а уничтожают их (то есть дробят и поедают). Обитающая преимущественно в Японии и Корее синица Sittyparus varius даже получила русское название тисовой, настолько она любит посещать кроны тиса в период урожая. В чем же причина, почему яд, способный убить лошадь, не действует на птиц?
Как показали наблюдения Барбары и Дэвида Сноу, птицы (зеленушки, синицы, дрозды) перед поеданием семян тиса удаляют не только сочный ариллус, но и внешнюю оболочку самого семечка. Судя по всему, именно в ней и содержится яд. Наличие такой оболочки, легко разрушающейся при длительном пребывании семечка в пищеварительном тракте, не позволяет питаться этими семенами с их аппетитными присемянниками таким крупным птицам как вяхири, вороны и сойки. Если семечко пробудет в зобе или в желудке птицы достаточно долго, чтобы оболочка начала разрушаться, птица неизбежно погибнет от отравления. Так что, от каких-то непрошенных потребителей семян тис защищается вполне успешно. Но дроздам и более мелким птицам все это не страшно, у них скорость пищеварения выше, и семена быстро проходят через пищеварительный тракт.
В парке Загреба, где я обратил внимание на молодые тисы, вовсю кипела работа: поползни и болотные гаички создавали запасы на зиму. Правда, прятали они в основном буковые орешки — под опавшей листвой, в щели коры или за отстающую штукатурку старых зданий. Кто прятал семена тиса, мне не удалось проследить. Тем не менее, кто-то запасал семена тиса в таких же местах, где в Японии прячут семена близкого вида — остроконечного тиса — тисовые синицы. Возможно, это были болотные гаички, именно они больше суетились, пряча добычу в листве у земли, поползни прятали ее выше.
Нельзя исключить, что семена тиса прятали не птицы, а грызуны: желтогорлые мыши или сони-полчки. И те, и другие в Загребе живут, если верить информационным щитам, установленным вдоль дорожек парка. Подобно птицам, легко удаляя ядовитую оболочку, сони поедают семена тиса, как и желтогорлые мыши, которые могут быть ответственны за уничтожение 87% урожая, не исключая и семена, уже унесенные птицами от материнского дерева. И мыши, и сони могут прятать различные семена у комлей деревьев. Хотя сони зимой впадают в спячку, кладовые им необходимы: регулярно просыпаясь, они посещают их. В Белгородской области я как-то был свидетелем падения 300-летнего дуба, виновницей которого стала желтогорлая мышь: кабаны подкопали корни дуба, пытаясь добраться до ее запасов. Не понимая, что произошло, мышь металась под останками рухнувшего исполина. Трудно доказать участие грызунов в распространении тиса в Хорватии: данных о запасании ими семян тиса пока нет. Но все это, конечно, требует проведения дополнительных наблюдений. И это лишний повод вернуться в Загреб.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]