Удивительный город посреди Каспийского моря - на острове из затонувших кораблей
---
ZEN
В Каспийском море, в 42 километрах от Апшеронского полуострова, есть место под названием Нефтяные Камни. Это место является легендарным, хотя и не так известно сегодня.
Почти дворцы - среди моря
Нефтяные Камни – посёлок городского типа, крайняя восточная сухопутная точка Азербайджана. Посёлок необычный - он стоит среди воды на металлических эстакадах. И это - старейшая морская нефтяная платформа в мире, в этом качестве она даже внесена в Книгу рекордов Гиннеса.
Рядом с эстакадами находится каменная гряда под названием Черные Камни. В конце 40-х годов прошлого века, вскоре после окончания Второй мировой войны, здесь началась по-настоящему "большая работа", поскольку было принято решение начать добычу нефти на морском месторождении с тем же названием - Нефтяные Камни. Нефтеносный слой на дне моря в этом районе же был и вовсе открыт в 1946 году.
Между эстакадами видны те самые "черные камни"
Считается, что именно этот проект стал стартовым для освоения морских залежей нефти. В первую очередь с точки зрения разработки и использования новых технологий - как строительства, так собственно и нефтедобычи, Скажем, позже именно здесь впервые стали применять "кустовой" способ бурения - несколько скважин под углом с одной буровой платформы.
Долгое время Нефтяные Камни являлись крупнейшим в мире известным морским нефтяным месторождением - как в плане объёма залежей, так и в плане добычи, пик которой пришелся на 1967 год. К этому моменту в море вырос настоящий город - в многоэтажных домах поселились люди, они также, как жители обычных населенных пунктов, ходили в поликлинику, баню, столовую и магазины, здесь были построены пекарня и лимонадный цех.
Стройка в море
В 80-х годах - а строительство началось в 1956 году - тут уже была своя "высотка" в 9 этажей, разбит свой реальный парк с деревьями и создана футбольная площадка. И даже был открыт Бакинский нефтяной техникум. Это не считая необходимых для работы и жизни электростанций, очистных сооружений, очистительной установки для воды и т.п. Всё это, повторимся, посреди моря, вдали от берега.
Протяженность улиц и переулков этого города в открытом море составляет около 350 километров! Понятно, что это не единая плоскость - передвижение осуществляется по эстакадам, которые соединяют буровые вышки. Но первая эстакада связала не просто вышки, а два острова - но это особая история!
Первые дома "Нефтяных Камней"
Так вот, в 40-х начинали с обычных деревянных свай, которые вбивали в дно моря. Ведь месторождение начали разрабатывать именно с Черных Камней, которые местами входили на поверхность, местами - были под водой, но всё же глубина здесь была не безмерно большой. Но это не давало возможности вести работу быстро. И было придумано необычное решение - сделать остров из потопленных кораблей.
Первые нефтянники здесь в итоге жили в каютах полузатопленного корабля - топить его надо было и для устойчивости, и для того, чтоб не унесло в море. Использовались, конечно, старые корабли, но тем не менее - затопив таким образом несколько кораблей, получилось сделать искусственный остров, потом второй - а потом соединить их с помощью эстакады.
Лабиринты Каспийского моря
В дальнейшем эстакады буквально разрослись - на фото видно, что сейчас это такой "морской лабиринт". Отдельным вопросом было пассажирское сообщение с Нефтяными Камнями. Добраться долгое время можно было только по воде, но путь сделали максимально коротким - от Апширонского полуострова проложили дамбу к острову Артем (теперь он называется Пираллахи, по ней на поезде можно было доехать до порта, из которого уже можно было доплыть до места назначения.
Затем появилась возможность долететь до Нефтяных Камней на вертолете. В 1960 году здесь побывал Хрущёв, который на тот момент был главой страны. После "жалоб трудящихся" на проблемы с тем, чтоб добраться сюда, он и приказал создать здесь вертолётное сообщение - тоже, кстати, достаточно прорывное решение для своего времени.
Разворот журнала "Огонек", апрель 1960 года
Нефть, которой здесь оказалось много, сначала возили танкерами. Но затем, с выходом на большие объёмы добычи, здесь построили 78-километровый трубопровод, который вёл к Абшеронскому полуострову. Но это уже более поздняя история - запустили его только в 1981 году. Примерно тогда же здесь появились и последние капитальные строения, которые относятся к советской эпохе.
Позже, после распада СССР, этот город столкнулся с большим количеством проблем. Не только из-за того, что месторождение стало азербайджанским, хозяйственные связи были нарушены и начала сказываться нехватка необходимых для поддержания всей этой махины в рабочем состоянии вещей. Сказалось и то, что уровень воды в Каспийском море повысился - и часть строений оказались затопленными.
Нефтяные Камни
Но в настоящее время город, как можно понять из азербайджанских новостей, живёт. В прошлом году, 7 ноября, Нефтяные камни праздновали юбилей - 70 лет с момента, как первый нефтяной фонтан ударил здесь с глубины 942 метра.
В Каспийском море, в 42 километрах от Апшеронского полуострова, есть место под названием Нефтяные Камни. Это место является легендарным, хотя и не так известно сегодня.
Почти дворцы - среди моря
Нефтяные Камни – посёлок городского типа, крайняя восточная сухопутная точка Азербайджана. Посёлок необычный - он стоит среди воды на металлических эстакадах. И это - старейшая морская нефтяная платформа в мире, в этом качестве она даже внесена в Книгу рекордов Гиннеса.
Рядом с эстакадами находится каменная гряда под названием Черные Камни. В конце 40-х годов прошлого века, вскоре после окончания Второй мировой войны, здесь началась по-настоящему "большая работа", поскольку было принято решение начать добычу нефти на морском месторождении с тем же названием - Нефтяные Камни. Нефтеносный слой на дне моря в этом районе же был и вовсе открыт в 1946 году.
Между эстакадами видны те самые "черные камни"
Считается, что именно этот проект стал стартовым для освоения морских залежей нефти. В первую очередь с точки зрения разработки и использования новых технологий - как строительства, так собственно и нефтедобычи, Скажем, позже именно здесь впервые стали применять "кустовой" способ бурения - несколько скважин под углом с одной буровой платформы.
Долгое время Нефтяные Камни являлись крупнейшим в мире известным морским нефтяным месторождением - как в плане объёма залежей, так и в плане добычи, пик которой пришелся на 1967 год. К этому моменту в море вырос настоящий город - в многоэтажных домах поселились люди, они также, как жители обычных населенных пунктов, ходили в поликлинику, баню, столовую и магазины, здесь были построены пекарня и лимонадный цех.
Стройка в море
В 80-х годах - а строительство началось в 1956 году - тут уже была своя "высотка" в 9 этажей, разбит свой реальный парк с деревьями и создана футбольная площадка. И даже был открыт Бакинский нефтяной техникум. Это не считая необходимых для работы и жизни электростанций, очистных сооружений, очистительной установки для воды и т.п. Всё это, повторимся, посреди моря, вдали от берега.
Протяженность улиц и переулков этого города в открытом море составляет около 350 километров! Понятно, что это не единая плоскость - передвижение осуществляется по эстакадам, которые соединяют буровые вышки. Но первая эстакада связала не просто вышки, а два острова - но это особая история!
Первые дома "Нефтяных Камней"
Так вот, в 40-х начинали с обычных деревянных свай, которые вбивали в дно моря. Ведь месторождение начали разрабатывать именно с Черных Камней, которые местами входили на поверхность, местами - были под водой, но всё же глубина здесь была не безмерно большой. Но это не давало возможности вести работу быстро. И было придумано необычное решение - сделать остров из потопленных кораблей.
Первые нефтянники здесь в итоге жили в каютах полузатопленного корабля - топить его надо было и для устойчивости, и для того, чтоб не унесло в море. Использовались, конечно, старые корабли, но тем не менее - затопив таким образом несколько кораблей, получилось сделать искусственный остров, потом второй - а потом соединить их с помощью эстакады.
Лабиринты Каспийского моря
В дальнейшем эстакады буквально разрослись - на фото видно, что сейчас это такой "морской лабиринт". Отдельным вопросом было пассажирское сообщение с Нефтяными Камнями. Добраться долгое время можно было только по воде, но путь сделали максимально коротким - от Апширонского полуострова проложили дамбу к острову Артем (теперь он называется Пираллахи, по ней на поезде можно было доехать до порта, из которого уже можно было доплыть до места назначения.
Затем появилась возможность долететь до Нефтяных Камней на вертолете. В 1960 году здесь побывал Хрущёв, который на тот момент был главой страны. После "жалоб трудящихся" на проблемы с тем, чтоб добраться сюда, он и приказал создать здесь вертолётное сообщение - тоже, кстати, достаточно прорывное решение для своего времени.
Разворот журнала "Огонек", апрель 1960 года
Нефть, которой здесь оказалось много, сначала возили танкерами. Но затем, с выходом на большие объёмы добычи, здесь построили 78-километровый трубопровод, который вёл к Абшеронскому полуострову. Но это уже более поздняя история - запустили его только в 1981 году. Примерно тогда же здесь появились и последние капитальные строения, которые относятся к советской эпохе.
Позже, после распада СССР, этот город столкнулся с большим количеством проблем. Не только из-за того, что месторождение стало азербайджанским, хозяйственные связи были нарушены и начала сказываться нехватка необходимых для поддержания всей этой махины в рабочем состоянии вещей. Сказалось и то, что уровень воды в Каспийском море повысился - и часть строений оказались затопленными.
Нефтяные Камни
Но в настоящее время город, как можно понять из азербайджанских новостей, живёт. В прошлом году, 7 ноября, Нефтяные камни праздновали юбилей - 70 лет с момента, как первый нефтяной фонтан ударил здесь с глубины 942 метра.
Источник: extremal.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]