Заводское восстановление автоматических коробок: как это делается и сколько стоит
---
Не умея ремонтировать автоматические коробки, мастера автосервисов часто советуют при любой поломке не перебирать АКП, а искать «контрактную» или, в идеале, восстановленную на заводе. Под видом «контракта» часто продают просто бэушные коробки, снятые с битых или ворованных машин, с непонятным пробегом и остаточным ресурсом – такая покупка всегда лотерея. Заводское восстановление – совсем другое дело – после правильного капремонта АКП имеет такой же срок службы, как новая. Увы, но заводов в России нет ни у Aisin Warner, ни у Jatco, ни у GM, ни у Daimler. Единственный производитель коробок, имеющий такую площадку в нашей стране – это ZF. К ним-то мы и напросились на экскурсию, чтобы увидеть процесс заводского восстановления своими глазами.
Ничем не примечательное строение на площадке с автомобилями, дверь, лестница, темный коридор, подвал, снова дверь… Первым делом вы попадаете в «чистилище» – небольшое помещение типа шлюзовой камеры, разделяющей этот мир, со стеллажами чумазых и «умерших» АКПП, и тот – загадочный и стерильный.
СРАЗУ ОГОВОРЮСЬ, ЧТО ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ ВЫЙТИ НА ZF НАПРЯМУЮ УСПЕХОМ НЕ УВЕНЧАЮТСЯ. КОНЦЕРН РАБОТАЕТ ТОЛЬКО С ОФИЦИАЛЬНЫМИ ДИЛЕРСКИМИ ЦЕНТРАМИ И АВТОСЕРВИСАМИ, СДАЮЩИМИ АКПП НА ПРОМЫШЛЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ.
Чем оно отличается от ремонта? Тем, что меняется не только изношенная или поломанная деталь, но и все остальные, параметры которых отличаются от новых. Иногда старым остаётся лишь корпус и некоторые детали с большим ресурсом работы.
ГАРАНТИЙНЫХ СЛУЧАЕВ ПО АКПП ZF У НАС НЕ БЫЛО. ВСЕ ПОПАВШИЕ К НАМ ЛИБО ВЫРАБОТАЛИ СВОЙ РЕСУРС, ЧТО БЫВАЕТ НЕЧАСТО (НА СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ ОН СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО МИЛЛИОНА КИЛОМЕТРОВ, ПОД СТАТЬ ДВИГАТЕЛЯМ, В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ПОРЯДКА 250-500 ТЫСЯЧ), ЛИБО ВЫШЛИ ИЗ СТРОЯ ПО ВИНЕ ВЛАДЕЛЬЦА АВТОМОБИЛЯ
Олег Молотковгенеральный директор ООО «ЦФ Руссия»
Время пошло
Чтобы попасть в мир микронных допусков, неисправная коробка передач, или «кор», как ее здесь называют, проходит несколько этапов. На первом ее моют щелочным раствором в специальном, напоминающим аэрогриль устройстве.
Затем с помощью особой тали перемещают в пескоструйную камеру. Она с внутренними перчатками – похожая конструкция используется для работы с радиоактивными элементами. Только песок в камере не кварцевый, а пластиковый. Руки механика, получившего заказ-наряд на восстановление агрегата и 7 часов времени на весь процесс, перемещают над кожухом АКП сопло подающего шланга с песко-воздушной смесью. Пара минут, и корпус выглядит как новый. Еще одна мойка, и «пациента» на специальной тележке отправляют на «разбор полетов» и реанимационные мероприятия.
В мире насчитывается пять центров промышленного восстановления ZF, один из которых в России. Причем работает он на все страны Таможенного Союза, а иногда и на дальнее зарубежье. В центре нет ни одного механика, который когда-либо занимался ремонтом коробок передач в России. Всех их набирали без опыта, с обычным техническим образованием и обучали в Германии. Считается, что переучивать наших «спецов» – очень затратно.
Все ошибки, включая перегрев и буксование, время и условия их возникновения, записаны в мехатронном блоке управления АКП. Но «прочитать» эти данные невозможно ни китайскими мультимарочными сканерами, ни всякими ВАГ-комами – только дилерским или заводским сканером. Последний отличается расширенной функциональностью.
Если при помощи дилерского сканера ошибку просто удалили, то это сразу выясняется через просмотр бэкапа. Также сразу видно, «родной» ли стоит мехатроник. По нему определяется пробег коробки, и в зависимости от этого меняются те или иные детали.
Через несколько минут на мониторе появляются графики и таблицы. Диагноз вручную заносится в дефектовочный лист, и коробка отправляется на разборку. Кстати, один из важнейших считанных параметров – номер исполнения АКПП. Только по нему можно определить все исходные параметры.
Исследуемый агрегат прошел всего 53 тысячи км, но ему не повезло. В пакете фрикционов D упало давление жидкости, электроника пыталась выправить ситуацию, но безуспешно. Процесс адаптации прошел некорректно, о чем говорят и цифры, и выстроенные графики. Они – руководство к действию для механика. При разборке пакет D будет обследован с особым пристрастием.
Итак, электронно-отдефектованная коробка разобрана, часть деталей на столе, часть на специальной стойке, напоминающей корзинку посудомоечной машины. Все фрикционы выстроены по порядку, как тарелки большого столового сервиза.
Первая задача механика – проверить износ валов и втулок на входном валу и зазоры в пакетах, на основании которых, при необходимости, выписываются регулировочные кольца. Таблицы допусков на стене – тайна за семью печатями, которая своя для каждого исполнения АКПП. На лимбе микрометра в руках мастера 1,92. Увы, не пойдет.
А вот и «бублик», то есть гидродинамический трансформатор, или сокращенно ГДТ. Современный «бублик» – это гибрид гидравлического и обычного, фрикционного сцепления. Не будем сейчас вдаваться в подробности конструкции – подробно мы уже касались ее. Фрикционная накладка имеет свойство изнашиваться и загрязнять масло своими остатками.
А ремонту, согласно технологиям ZF, «бублик» вообще не подлежит. Распиливание его, замена накладки блокировки и сварка обратно с последующей балансировкой – это пусть и работающий, но кустарный вид ремонта. По правилам его положено менять в сборе.
Впрочем, если накладка еще «жива», ГДТ можно промыть на станке. Но если, скажем, фрикционы коробки передач имеют пятую, последнюю степень износа с разрушением металла, это уже не поможет. Стружку из гидротрансформатора не вымыть. А пока «бублик» герметично закрепляется между зажимами, через которые под давлением подается чистое масло, и вскоре оказывается идеально чистым.
Пока «моется» ГДТ, механик штудирует каталог деталей, выбирая нужные для замены, согласно листу дефектовки, и отправляется на склад, где его ожидает собранный пакет запчастей. Исключительно оригинальных, разумеется.
Установить их правильно и с необходимыми зазорами не получится без схемы-инструкции ZF и особого инструмента: разнообразных оправок, ключей и прочих железок, названия которым с первого раза и не подберешь.
Кажется, все, АКПП собрана и может считаться восстановленной, но это лишь на непрофессиональный взгляд. Очередная таль переносит ее на столик рядом с заполненным водой аквариумом, только без рыбок. Заплыв на герметичность – еще одно испытание. Через вставленный в технологическое отверстие корпуса штуцер подают сжатый воздух, и «автомат» медленно заныривает под воду. Если пузырьков на поверхности нет – впереди сушка и следующий тест, если появились – снова на разборку.
Но такого практически не случается, за исключением истории, когда в дилерском центре не могли найти место утечки жидкости из корпуса. Дефектный сальник обнаружили как раз в этом аквариуме.
ТАКОЙ ЖЕ ПРОЦЕСС ПРОХОДЯТ ПРИ ЗАВОДСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ И НОВЫЕ АКП. ТРАНСМИССИЯ ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДОЛЖНА ОБЛАДАТЬ ВСЕМИ ТЕМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ И РЕСУРСОМ, КАК И ТОЛЬКО ЧТО ВЫШЕДШАЯ С ЗАВОДА. ТРЕБОВАНИЯ JAGUAR, LAND ROVER ИЛИ BMW, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТРАНСМИССИИ ZF, ОЧЕНЬ ВЫСОКИ, ПОТОМУ НАША ЗАДАЧА ПОЛНОСТЬЮ ИМ СООТВЕТСТВОВАТЬ.
Олег Молотковгенеральный директор ООО «ЦФ Руссия»
Дальше АКП отправляется на новые испытания на стенде, имитирующем работу двигателя. Блок управления коробки через Интернет подключается к удаленному серверу ZF, и в него, на основании считанного номера, заливается наиболее актуальный софт для теста. Затем стенд моделирует все возможные режимы двигателя, с которыми «автомат» должен безупречно справиться.
Вмешаться в процесс механик не может, равно как и задать его параметры. Но если вдруг услышит посторонний шум, несвойственный агрегату, обязан остановить тест и отправить узел на переделку. Результат беспристрастной экспертизы распечатывается и прикладывается к восстановленному агрегату.
Самый последний этап – прошивка мехатроника с «привязкой» АКП к конкретному двигателю. Впрочем, «прописку» можно сделать и на дилерском оборудовании.
Как не попасть?
А есть ли шанс вообще не попасть на восстановление АКПП, и проездить долго и счастливо? Во-первых, стоит следить за автомобилем в целом. Прежде всего, за системой охлаждения, ведь АКПП не терпит перегрева.
Во-вторых, в коробке нужно менять масло. Минимум – раз в 60 000 километров. Подробно мы уже писали об этом, а теперь мы лишний раз получили подтверждение уже от производителя. Замена масла – нужна.
В-третьих, нужно аккуратно ездить. Износ ускоряют резкие разгоны (особенно на холодном масле), буксировку и буксовку в грязи. Это все прописные истины.
***
Кстати, а сколько стоит такое восстановление АКПП? Конкретную цифру в ZF вам никто не назовет. Все зависит от того, насколько «автомат» был загублен и маржи, полученной фирмой-посредником или дилерским центром. Однако считается, что за 30 тысяч рублей квалифицированный мастер согласится лишь разобрать коробку, промыть ее и собрать заново. А дальше как карта ляжет… Диагностическая, само собой.
Ничем не примечательное строение на площадке с автомобилями, дверь, лестница, темный коридор, подвал, снова дверь… Первым делом вы попадаете в «чистилище» – небольшое помещение типа шлюзовой камеры, разделяющей этот мир, со стеллажами чумазых и «умерших» АКПП, и тот – загадочный и стерильный.
СРАЗУ ОГОВОРЮСЬ, ЧТО ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ ВЫЙТИ НА ZF НАПРЯМУЮ УСПЕХОМ НЕ УВЕНЧАЮТСЯ. КОНЦЕРН РАБОТАЕТ ТОЛЬКО С ОФИЦИАЛЬНЫМИ ДИЛЕРСКИМИ ЦЕНТРАМИ И АВТОСЕРВИСАМИ, СДАЮЩИМИ АКПП НА ПРОМЫШЛЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ.
Чем оно отличается от ремонта? Тем, что меняется не только изношенная или поломанная деталь, но и все остальные, параметры которых отличаются от новых. Иногда старым остаётся лишь корпус и некоторые детали с большим ресурсом работы.
ГАРАНТИЙНЫХ СЛУЧАЕВ ПО АКПП ZF У НАС НЕ БЫЛО. ВСЕ ПОПАВШИЕ К НАМ ЛИБО ВЫРАБОТАЛИ СВОЙ РЕСУРС, ЧТО БЫВАЕТ НЕЧАСТО (НА СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ ОН СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО МИЛЛИОНА КИЛОМЕТРОВ, ПОД СТАТЬ ДВИГАТЕЛЯМ, В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ПОРЯДКА 250-500 ТЫСЯЧ), ЛИБО ВЫШЛИ ИЗ СТРОЯ ПО ВИНЕ ВЛАДЕЛЬЦА АВТОМОБИЛЯ
Олег Молотковгенеральный директор ООО «ЦФ Руссия»
Время пошло
Чтобы попасть в мир микронных допусков, неисправная коробка передач, или «кор», как ее здесь называют, проходит несколько этапов. На первом ее моют щелочным раствором в специальном, напоминающим аэрогриль устройстве.
Затем с помощью особой тали перемещают в пескоструйную камеру. Она с внутренними перчатками – похожая конструкция используется для работы с радиоактивными элементами. Только песок в камере не кварцевый, а пластиковый. Руки механика, получившего заказ-наряд на восстановление агрегата и 7 часов времени на весь процесс, перемещают над кожухом АКП сопло подающего шланга с песко-воздушной смесью. Пара минут, и корпус выглядит как новый. Еще одна мойка, и «пациента» на специальной тележке отправляют на «разбор полетов» и реанимационные мероприятия.
В мире насчитывается пять центров промышленного восстановления ZF, один из которых в России. Причем работает он на все страны Таможенного Союза, а иногда и на дальнее зарубежье. В центре нет ни одного механика, который когда-либо занимался ремонтом коробок передач в России. Всех их набирали без опыта, с обычным техническим образованием и обучали в Германии. Считается, что переучивать наших «спецов» – очень затратно.
Все ошибки, включая перегрев и буксование, время и условия их возникновения, записаны в мехатронном блоке управления АКП. Но «прочитать» эти данные невозможно ни китайскими мультимарочными сканерами, ни всякими ВАГ-комами – только дилерским или заводским сканером. Последний отличается расширенной функциональностью.
Если при помощи дилерского сканера ошибку просто удалили, то это сразу выясняется через просмотр бэкапа. Также сразу видно, «родной» ли стоит мехатроник. По нему определяется пробег коробки, и в зависимости от этого меняются те или иные детали.
Через несколько минут на мониторе появляются графики и таблицы. Диагноз вручную заносится в дефектовочный лист, и коробка отправляется на разборку. Кстати, один из важнейших считанных параметров – номер исполнения АКПП. Только по нему можно определить все исходные параметры.
Исследуемый агрегат прошел всего 53 тысячи км, но ему не повезло. В пакете фрикционов D упало давление жидкости, электроника пыталась выправить ситуацию, но безуспешно. Процесс адаптации прошел некорректно, о чем говорят и цифры, и выстроенные графики. Они – руководство к действию для механика. При разборке пакет D будет обследован с особым пристрастием.
Итак, электронно-отдефектованная коробка разобрана, часть деталей на столе, часть на специальной стойке, напоминающей корзинку посудомоечной машины. Все фрикционы выстроены по порядку, как тарелки большого столового сервиза.
Первая задача механика – проверить износ валов и втулок на входном валу и зазоры в пакетах, на основании которых, при необходимости, выписываются регулировочные кольца. Таблицы допусков на стене – тайна за семью печатями, которая своя для каждого исполнения АКПП. На лимбе микрометра в руках мастера 1,92. Увы, не пойдет.
А вот и «бублик», то есть гидродинамический трансформатор, или сокращенно ГДТ. Современный «бублик» – это гибрид гидравлического и обычного, фрикционного сцепления. Не будем сейчас вдаваться в подробности конструкции – подробно мы уже касались ее. Фрикционная накладка имеет свойство изнашиваться и загрязнять масло своими остатками.
А ремонту, согласно технологиям ZF, «бублик» вообще не подлежит. Распиливание его, замена накладки блокировки и сварка обратно с последующей балансировкой – это пусть и работающий, но кустарный вид ремонта. По правилам его положено менять в сборе.
Впрочем, если накладка еще «жива», ГДТ можно промыть на станке. Но если, скажем, фрикционы коробки передач имеют пятую, последнюю степень износа с разрушением металла, это уже не поможет. Стружку из гидротрансформатора не вымыть. А пока «бублик» герметично закрепляется между зажимами, через которые под давлением подается чистое масло, и вскоре оказывается идеально чистым.
Пока «моется» ГДТ, механик штудирует каталог деталей, выбирая нужные для замены, согласно листу дефектовки, и отправляется на склад, где его ожидает собранный пакет запчастей. Исключительно оригинальных, разумеется.
Установить их правильно и с необходимыми зазорами не получится без схемы-инструкции ZF и особого инструмента: разнообразных оправок, ключей и прочих железок, названия которым с первого раза и не подберешь.
Кажется, все, АКПП собрана и может считаться восстановленной, но это лишь на непрофессиональный взгляд. Очередная таль переносит ее на столик рядом с заполненным водой аквариумом, только без рыбок. Заплыв на герметичность – еще одно испытание. Через вставленный в технологическое отверстие корпуса штуцер подают сжатый воздух, и «автомат» медленно заныривает под воду. Если пузырьков на поверхности нет – впереди сушка и следующий тест, если появились – снова на разборку.
Но такого практически не случается, за исключением истории, когда в дилерском центре не могли найти место утечки жидкости из корпуса. Дефектный сальник обнаружили как раз в этом аквариуме.
ТАКОЙ ЖЕ ПРОЦЕСС ПРОХОДЯТ ПРИ ЗАВОДСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ И НОВЫЕ АКП. ТРАНСМИССИЯ ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДОЛЖНА ОБЛАДАТЬ ВСЕМИ ТЕМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ И РЕСУРСОМ, КАК И ТОЛЬКО ЧТО ВЫШЕДШАЯ С ЗАВОДА. ТРЕБОВАНИЯ JAGUAR, LAND ROVER ИЛИ BMW, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТРАНСМИССИИ ZF, ОЧЕНЬ ВЫСОКИ, ПОТОМУ НАША ЗАДАЧА ПОЛНОСТЬЮ ИМ СООТВЕТСТВОВАТЬ.
Олег Молотковгенеральный директор ООО «ЦФ Руссия»
Дальше АКП отправляется на новые испытания на стенде, имитирующем работу двигателя. Блок управления коробки через Интернет подключается к удаленному серверу ZF, и в него, на основании считанного номера, заливается наиболее актуальный софт для теста. Затем стенд моделирует все возможные режимы двигателя, с которыми «автомат» должен безупречно справиться.
Вмешаться в процесс механик не может, равно как и задать его параметры. Но если вдруг услышит посторонний шум, несвойственный агрегату, обязан остановить тест и отправить узел на переделку. Результат беспристрастной экспертизы распечатывается и прикладывается к восстановленному агрегату.
Самый последний этап – прошивка мехатроника с «привязкой» АКП к конкретному двигателю. Впрочем, «прописку» можно сделать и на дилерском оборудовании.
Как не попасть?
А есть ли шанс вообще не попасть на восстановление АКПП, и проездить долго и счастливо? Во-первых, стоит следить за автомобилем в целом. Прежде всего, за системой охлаждения, ведь АКПП не терпит перегрева.
Во-вторых, в коробке нужно менять масло. Минимум – раз в 60 000 километров. Подробно мы уже писали об этом, а теперь мы лишний раз получили подтверждение уже от производителя. Замена масла – нужна.
В-третьих, нужно аккуратно ездить. Износ ускоряют резкие разгоны (особенно на холодном масле), буксировку и буксовку в грязи. Это все прописные истины.
***
Кстати, а сколько стоит такое восстановление АКПП? Конкретную цифру в ZF вам никто не назовет. Все зависит от того, насколько «автомат» был загублен и маржи, полученной фирмой-посредником или дилерским центром. Однако считается, что за 30 тысяч рублей квалифицированный мастер согласится лишь разобрать коробку, промыть ее и собрать заново. А дальше как карта ляжет… Диагностическая, само собой.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]