Айны: долгий путь через века
27.02.2020 4 005 0 +90 Starweaver

Айны: долгий путь через века

---
+90
В закладки
Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более

Омуша. Эта диорама из Музея айнов Нибутани в городе Биратори воссоздает омушу, которая происходит в клане Айзу на Сахалине в 1808 году. Сначала это был праздник встречи старых друзей или знакомых, но постепенно он трансформировался в политическую церемонию, во время которой айнам доставляли рис, саке и табак, а посланник сёгуна зачитывал новые эдикты. Старейшины айнов сидели перед домом, а посланник обращался к ним через переводчика. За церемонией обычно следовал банкет

Среди восточных дикарей самые сильные — эмиси.
Нихон сёки. Японская хроника 720 года

На перекрестках цивилизаций. Этот материал появился бы на «ВО» обязательно, так как я обещал написать его еще в 2015 году. Обещанного три года ждут, а здесь ожидание растянулось аж на целых пять лет. Но благодаря настойчивости одного из участников «ВО» дело сдвинулось с мертвой точки и появилась вот эта статья. Вполне возможно, что она станет началом нового цикла — потому что на перекрестках цивилизаций в прошлом и в настоящем было и есть немало такого, о чем вполне можно и нужно рассказывать.

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Догу: «одежда, закрывающаяся с головой». Принадлежала неолитической культуре Дзёмон. Одна из женских статуэток догу из парижского музея Гиме. Именно такие статуэтки стали источником инсинуаций о встрече предков японцев с инопланетными пришельцами

Итак, айны. О них написано во всех книгах, посвященных истории самураев, и во всех этих книгах сообщения о них очень отрывисты.

Вот, например, «Самураи» Мицуо Курэ. Во «Введении» говорится, что правительство Киото в VI —VII веках только тем и занималось, что пыталось сломить сопротивление эмиси (эбису), «варваров» с севера Хонсю, которые были опытными конными воинами и стрелками из лука. И что пленные и союзные эмиси нередко выступали в качестве наемников, защищавших Кюсю от вторжений китайцев и корейцев, и даже приобретали все права самураев. А многие знатные кланы как раз вели свое происхождение от пленных эмиси, о чем говорят окончания «бэ» в их фамилиях, указывавшие на их статус пленных или рабов – Абэ, Мононобэ и т.д. Само же слово эмиси (эбису) переводится как «креветковые варвары», то есть «поедатели креветок», но в то же время что это слово является производным от айнского эмчиу или энчу, что означает «люди», а также японского э-мухе – «храбрые воины». Их также называли «волосатыми варварами», что роднит их в описании с интересующими нас айнами, которые тоже были «волосатыми людьми». Но айны и эмису это одно и то же или нет? Точного ответа на этот вопрос нет до сих пор. Известно лишь, что, когда предки японцев, принадлежавшие к алтайской языковой группе, прибыли в Японию, она уже была заселена. И им пришлось отбивать у аборигенов буквально каждый клочок пригодной для разведения риса земли, то есть воевать приходилось непрерывно. И «японцы» нападали на аборигенов-эмису, а эмису в ответ нападали на «японцев».

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Миграция гаплогруппы D

Преимущество было на стороне последних за счет того, что их социальная организация была значительно выше по своему уровню. У них уже была письменность и государство, а эмису жили родоплеменным строем и письменности не знали. В итоге к IX веку «японцы» захватили всю территорию проживания эмису, кроме острова Хоккайдо.

В целом же считается, что археологические данные говорят о близости культуры эмиси и неолитической культуре Дзёмон – это, во-первых. А, во-вторых, что она близка к средневековой культуры интересующих нас айнов. Это позволяет считать эмиси неким промежуточным звеном в эволюции аборигенного населения Японских островов с эпохи неолита к современным айнам. То есть «волосатые варвары» эмиси – это как бы предки более поздних айнов, и тоже «волосатых». Вот только последние были уже не конниками, а рыболовами и охотниками, хотя и они, безусловно, метко стреляли из луков.

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Книга А. Б. Спеваковского

По мнению советского историка А. Б. Спеваковского, пришлые японцы многое заимствовали у тех же айнов, включая и обряд «раскрывания души», то есть харакири. В его монографии «Самураи – военное сословие Японии» написано, что эдзо (еще одно название эмиси) – это айны, жившие на северо-востоке страны и вытесненные на остров Хоккайдо. То есть можно считать, что эмиси (эдзо) это либо собственно айны, причем весьма воинственные, либо некая этническая общность, трансформировавшаяся затем уже непосредственно в айнов. Ну а современная историография считает эмиси прото-айнским сообществом. Вот такая сложная на сегодня у нас «наука», связанная с этим народом.

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Здание Музея айнов Нибутани в городе Биратори

Что касается японских музеев, (имеются ввиду музеи острова Хоккайдо, посвященные именно айнам), то о них там сообщается примерно везде одно и то же: айны – это коренное население Японии. На языке айнов «айну» означает «человеческое существо», то есть, как это часто бывало к культуре самых разных народов, их самоназвание было тождественно понятию «люди». Айны жили не только на Хоккайдо, но и на Сахалине (японское название Карафуто), и на Курильских островах.

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Оформление Музея айнов Нибутани в городе Биратори очень современно. Экспозиция подчеркивает, что остров Хаккайдо на протяжении тысячелетий являлся самым настоящим перекрестком культур. С севера сюда пришли мамонты, а с юга «слоны Наумана». Среди окаменелостей именно их зубы встречаются чаще всего

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Вот они – эти зубы!

Японские ученые относят культуру айнов к так называемой охотской культуре, которая между V и IX веками распространилась от Сахалина через Охотское море до Курильских островов и побережья Хоккайдо, где начали производить уникальную керамику. Однако, возникает законный вопрос, а что было до этого времени и откуда вообще айны появились на островах Японского архипелага и на материке. Ведь если их культура соотносится с культурой Дзёмон-периода, то это такая седая древность, что про нее вообще мало что можно сказать.

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Японские мечи VI-VII вв. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
А вот это меч айнов. Кто у кого что заимствовал, сейчас и не выяснить…

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Макири – нож, который используется не только для резки, но и для выскабливания шкур и приготовления пищи. Красивые узоры - непременный атрибут рукояти и ножен. Макири был настолько удобен, что его использовали и японцы, и это сделало его популярным предметом торговли

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Менокомакири – женский нож айнов

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Такунепикоро – короткий меч

Мы знаем об этом времени лишь по археологическим артефактам, но и не более. Немногое могут сказать нам и сами айны. Ведь у них не было письменности и все, что они знают о своем прошлом, всего лишь легенды и предания. И потом, японцы их в прошлом практически не изучали, так как видели в них своих лютых врагов. Ведь мало того, что им принадлежали вожделенные земли, они еще и типологически сильно от них отличались, а в древности люди иного физического типа практически всегда рассматривались как «дикари» и «враги».

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
А вот это уже материальная культура айнов. Понятно, что лодка – новодел, но она сделана по фотографиям, дошедшим до нашего времени

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Одежда экспонируется таким образом, что ее можно рассмотреть и спереди, и сзади

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Нужно подчеркнуть, что национальную одежду айнов не спутать ни с чем!

Что касается европейцев, то они столкнулись с айнами только лишь в XVII веке и также были очень поражены их внешним видом, столь не похожим на внешний вид уже знакомых им «коренных» японцев. И они тоже изучать их совсем не спешили, ограничившись констатацией факта, что на северном японском острове Хоккайдо живет племя непохожих на японцев людей, а вот откуда они там взялись неизвестно.

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более

Только современная наука позволила определить, как исходный регион происхождения предков сегодняшних айнов, так и маршрут их продвижения к месту современного проживания. Так, анализ их гаплогрупп показал, что 81,3% айнского населения относится к гаплогруппе D1a2, которой предшествовала группа D. Ну, а она очень древняя и появилась в Африке примерно 73 000 лет назад. Затем в Азии около 60 000 лет назад возникла мутация D1. Субклад ее D1a2b1 был выявлен у представителя культуры Дзёмон, жившего примерно 3 500—3 800 тому лет назад в Японии. Ну, а в настоящее время субклады гаплогруппы D отмечены в Тибете, на Японских и Андаманских островах. Изучение генетического разнообразия, наблюдаемого в подгруппе D1 на территории Японии, показывает, что эта группа была здесь изолирована между 12 000 — 20 000 лет назад. То есть айны все это время ни с кем особо не смешивались, а их контакты с пришлыми «японцами» по сравнению с этими тысячелетиями носят сравнительно недавний характер.

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Узоры на одежде, узоры на рукоятках ножей… По-видимому, айны очень ценили красоту окружающих их вещей

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Очень странный артефакт – деревянная палочка с соструганной стружкой. Множество таких палочек жертвовались капищам духов

Считается, что в своих странствиях по Азии предки айнов добрались до Японии где-то 13000 лет назад и создали там культуру Дзёмон. Топонимы айнского происхождения говорят о том, что когда-то им принадлежал остров Кюсю, а также, что они жили еще и на Камчатке, но почему-то в Америку через Берингию перебираться не стали.

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Дом айнов имел вход на востоке и не имел внутри перегородок. Выставленное здесь жилище представляет собой дом, восстановленный по указанию г-на Яичиро Хамы (1916—1991 гг.), родившегося и выросшего в Шираои, Ибури, на Хоккайдо. Он был лишь немного уменьшен, чтобы соответствовать высоте потолков музея. Очаг в доме занимает центральное место, и есть места, предназначенные для сидения, сна и хранения ценностей или ритуальных инструментов. Говорят, что угли в очаге никогда не остывали. Со временем огонь согревал землю, а стены и крыша из камыша служили отличным утеплителем, укрывая жителей от холодных зим Хоккайдо

Земледелием они не занимались. А так как охота и собирательство требуют больших свободных пространств, поселения айнов всегда находились далеко одно от другого. Религия айнов – примитивный анимизм и тотемизм, причем главным тотемным животным считался медведь. Японцы даже считали, что айны произошли от медведя и не являются поэтому настоящими людьми, что являлось в их глазах еще одной причиной, почему их можно было убивать. Волосатость айнов, их окладистые широкие бороды, которые во время еды приходилось поддерживать специальными палочками, густые курчавые волосы на голове и на теле – все это приводило их в ужас. А тут вдобавок еще и культ медведя, о котором сами айны говорили, что это их предок!

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Капарими – кимоно айнов с традиционной вышивкой

А про женщин айнов рассказывалась, например, вот такая история. Обычно они ходили в распашных халатах, с передником из красной ткани спереди на поясе. И вот когда они ходили собирать малину и встречали в зарослях медведя, они махали на него этими передниками и кричали: «Медведь, медведь, уходи, а вот это ты видел?» Медведь видел, пугался и уходил!

При этом айны очень боялись змей (хотя их и не убивали). Просто они считали, что, если человек спит с открытым ртом, туда может заползти змея, и свести его с ума.

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Вышитый капюшон

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Сумка для принадлежностей для добывания огня

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Еще одно расшитое кимоно

В целом и внешностью, и своими обычаями аборигенная культура Дзёмон и культура пришельцев с материка Яёй чрезвычайно сильно отличались друг от друга, что неизбежно породило их конфронтацию. Но при этом аборигены переняли у пришельцев металл, а пришельцы у аборигенов навыки верховой езды в горах и, по сути дела, культ воинов-одиночек, ставших впоследствии духовной опорой японских воинов-самураев. И это неудивительно, ведь противостояние и тех, и других продолжалось практически полторы тысячи лет – срок более чем достаточный для взаимопроникновения даже самых разных культур. Тем не менее, ассимиляции между ними так и не произошло, и причиной здесь опять-таки, скорее всего, был чисто этнический фактор.

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Стрела лука айнов

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Плетеная праща

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
Саранип представлял собой корзину, сплетенную из древесной коры и стеблей различных вьющихся растений. Благодаря сочетанию различных материалов корзины были различного размера и формы. Их использовали для перевозки зерна, например, японского проса, дикорастущих растений и рыбы

История айнов, пожалуй, также трагична, как и история американских индейцев. Они также были загнаны в своеобразные резервации, их перевозили на острова Курильской гряды, заставляли заниматься сельским хозяйством, то есть ломали их привычный жизненный уклад. Восстания против японской администрации на Хоккайдо и других островах подавлялись силой оружия. Правда, после революции Мейдзи для айнов начали строить больницы, отменили наиболее жестокие указы, но… одновременно запретили мужчинам носить их роскошные бороды, а женщинам делать традиционную татуировку вокруг губ. То есть это было ничем иным, как покушением на традиционную культуру и ее постепенное уничтожение. Правда, согласно принятому 1899 году «Закону о покровительстве аборигенному населению» каждой айнской семье выделялся земельный участок с освобождением на 30 лет от уплаты поземельного и местного налогов, и регистрационных платежей. Проехать через земли айнов можно было только по разрешению губернатора. Бедным айнским семьям выдавались семена, а в айнских деревнях строились школы. Однако в целом все это служило одной цели: заставить аборигенов жить по-японски. В 1933 году их обратили в японских подданных с присвоением японских фамилий, а молодым айнам при этом давались и японские имена. Впрочем, надо сказать, что айны очень долго не хотели признавать себя японцами, японскую культуру отвергали, и выступали с требованиями создания своего собственного суверенного государства.

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
В музее можно попробовать поиграть на тонкори – пятиструнном инструменте, традиционным музыкальном инструменте сахалинских айнов. Мягко пощипывайте струны, и вы услышите звук, который они производят. На дисплее показывается, как токори нужно держать и играть на нем

В настоящее время в Японии проживает около 25 000 айнов, но на родном языке говорит не более 200 человек, и он постепенно забывается. И лишь 6 июня 2008 года решением японского парламента айны были признаны самостоятельным национальным меньшинством, что, впрочем, особо никак на их жизни не отразилось. Зато теперь их культура целиком и полностью поставлена на службу туристической индустрии Японии. Фигурки медведя, вырезанные из дерева, на Хоккайдо продаются чуть ли не в каждой лавочке, а уж при музеях в обязательном порядке, хотя этнографы знают, что в религии айнов был запрет на изображение их животного-тотема. Производятся халаты, сумки с характерным рисунком, деревянные резные тарелки, и многое другое. Музеи айнов на Хоккайдо, причем в самом современном исполнении, открываются один за другим, строятся типичные айнские дома и целые деревни, устраиваются праздники с музыкой и танцами. Так что внешне культура айнов вроде бы сохраняется. Но она, так же как и культура североамериканских индейцев, давно уже попала под каток современной цивилизации, и в своей основе отвечает именно ее требованиям, а отнюдь не айнской культуры.

Айны: долгий путь через века айнов, эмиси, Хоккайдо, также, культура, можно, очень, время, Японии, только, назад, японцев, айнам, Дзёмон, островах, здесь, культуры, эмису, через, более
А вот это флаг курильских айнов, отличающийся от флага «просто айнов» цветом (тот голубой!) и изображением цепи островов по краю. Курильские острова испокон веков принадлежали айнам, говорят они, то есть и русским, и японцам, когда они спорят об этих островах, следует иметь в виду, что мы тут жили задолго до их прихода. Вот так-то!

* * *

Администрация сайта и автор выражают сердечную признательность дирекции Музея айнов Нибутани в городе Биратори и лично господину Эми Хироука за предоставленную возможность использовать фотографии их экспонатов и информацию.

Должен заметить, что в моей практике впервые администрация музея, с которым я связался на предмет получения разрешения на использование его фотографий, отнеслась к этому столь основательным образом. Был запрошен электронный адрес сайта, чтобы ознакомиться с содержанием его материалов, затем название статьи, мои профессиональные данные, а также копии заимствованных фотографий. Только после этого был составлен договор, который я подписал, отправил в музей по электронной почте, где на него была поставлена печать.

Именно таким образом, вообще-то, должны были бы работать все музеи мира. Но часто бывает так: спрашиваешь разрешение и тебе отвечают: о’кей, берите! Или не отвечают вообще. В первом случае это, конечно, экономит время, во-втором — это крайне невежливо. В итоге я лишний раз убедился в ответственном и исключительно добросовестном отношение японцев к своей работе. Что ж, итог такого отношения сегодня перед вами.

Автор:Вячеслав Шпаковский
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]