История виниловых пластинок
---
В век глобальной цифровизации покупка виниловой пластинки или винилового проигрывателя может говорить лишь о том, что вы являетесь настоящим меломаном или ценителем старинных вещей.
Ведь пик популярности этого типа музыкального носителя давно прошел, уступив место сначала CD-дискам, а потом и онлайн-медиаплеерам. Несмотря на это, производство винила не сошло на нет. Сейчас все так же можно встретить коллекционеров, предпочитающих наслаждаться объемным звучанием любимых композиций. Многие из них являются постоянными клиентами магазина виниловых пластинок Винилотека. Здесь можно найти редкие и уникальные альбомы, которые подарят удовольствие от теплого звука в динамиках. Для более глубокого погружения в эту атмосферу, нужно изучить историю виниловых пластинок.
Первый этап. Изобретение устройства
Ученым, который в 1857 г. открыл данный принцип звукозаписи, является парижский библиотекарь и издатель Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль. Он создал фоноавтограф – устройство, в котором звуковая волна записывалась на стеклянный валик, предварительно покрытый бумагой или копотью. Для улавливания самого звука использовался огромный рупор с иглой на конце. Позднее де Мартенвиль запатентовал свое изобретение на территории Франции.
Примерно в 1877 г. ученый и изобретатель Томас Эдисон усовершенствовал данную систему записи звука. В то время он работал на телеграфе, что позволило ему детально изучить работу перфокарт. Эдисон заметил, что при касании отверстий на карточке контакты издают разные по высоте звуки. Через несколько месяцев он запатентовал в США устройство, которое впоследствии стало прототипом всех виниловых проигрывателей.
При проигрывании звука фонограф Томаса Эдисона использовал небольшие деревянные или оловянные валики, на которые предварительно наносилась фольга или бумага, смоченная в воске. Этим объяснялась дороговизна устройства. Чтобы изготовить такие валики, требовалось много времени и усилий. Причем готовые изделия получались хрупкими и деформировались при малейшем воздействии.
Большой вклад в создание виниловых проигрывателей внес Эмиль Берлинер, который отказался от способа, разработанного де Мартенвилем и усовершенствованного Томасом Эдисоном. Он решил создать простое устройство, которое можно было использовать в звукозаписи, сохранив возможность использовать и транспортировать его даже в суровых условиях. В 1897 г. Берлинер запатентовал сразу два прибора – граммофон и рекордер.
Первым аудионосителем стал плоский цинковый диск, с помощью которого удалось снизить себестоимость пластинок. Сначала рекордер наносил на его поверхность звуковую картинку. Далее с нее снимался отпечаток, который становился пресс-формой для тиражирования пластинок.
После того как было изобретено недорогое и неприхотливое в эксплуатации устройство, перед инженерами и учеными встала другая задача – подобрать материал, который бы позволил тиражировать аудиозаписи. При этом он должен был быть износостойким и недорогим.
Второй этап. Подбор материалов
Изначально грампластинки изготавливались из темно-бурого вулканизированного каучука, известного как эбонит. По своим свойствам этот материал схож с пластмассой. Он удобен в обработке, что значительно упрощает процесс тиражирования. Однако причиной, по которой эбонит не получил широкого распространения, стала неустойчивость по отношению к солнечным лучам. При длительном воздействии дневного света они окислялся. Из-за этого ученые все чаще стали использовать органический шеллак.
Следующие тридцать лет в истории виниловых пластинок прошли без изменений. За это время грампластинки из шеллака, несмотря на свою увесистость и массивность, вытеснили изделия из эбонита. В 1907 г. был изобретен механический патефон, ставший преемником граммофона. Эту пару все чаще можно было встретить в ресторанах, клубах, образовательных учреждениях и даже в домах рядовых слушателей.
В начале XX в. почти в каждом крупном городе работал магазин с большим выбором музыкальных альбомов. В то время грампластинки продавались в картонных коробках, которые напоминали собой фотоальбомы. Из-за того, что технология записи звука на тот момент оставалась несовершенной, а материал носителя – недоработанным, на одной стороне такой пластинки можно было записать только одну песню. Причем на обеих сторонах записывали одну и ту же композицию. Это было связано с тем, что из-за высокого уровня амортизации в процессе проигрывания срок эксплуатации такой грампластинки был сильно ограничен.
Ситуация изменилась только в 1931 г. Именно тогда первооткрывателями звуковой инженерии была изобретена технология записи звука в одной канавке. Благодаря этому открытию на одной стереопластинке уже могли уместиться шесть композиций средней продолжительности. Однако из-за того, что при изготовлении так и использовался шеллак, ее срок эксплуатации составлял не более шести месяцев.
В середине 1930-х гг. была создана магнитная лента – первый серьезный конкурент пластинки. В 1948 г. заводом «Колумбия» был выпущен первый тираж виниловых пластинок.
В 1950-х гг. винил начали производить и в Советском Союзе. Тогда с этой целью использовали полихлорвинил. Благодаря усовершенствованной технологии производства толщина пластинок уменьшилась до 1,5 мм, что никак не повлияло на износостойкость материала. Принцип записи звука был быстро освоен «народными умельцами». В результате, в 1950-1960 гг. в стране стали появляться кустарные заводы, специализировавшиеся на подпольном изготовлении пластинок.
Примерно тогда же «народные умельцы» стали использовать для записи звука старые рентгеновские снимки, на которые наносились запрещенные в государстве композиции. У частных коллекционеров можно было встретить альбомы джазовых исполнителей и зарубежных групп, вроде The Beatles, записанные «на костях».
Третий этап. Выбор формата
История винила постоянно сопровождалась разногласиями, связанными с выбором стандартов, которые касались размера грампластинок, выбором материала изготовления, принципа и скорости записи. Каждый производитель или изобретатель отстаивал свой формат, считая его наиболее удобным, долговечным и недорогим.
Несмотря на то, что с момента изобретения фонографа Эдисона прошло почти 150 лет, принцип, согласно которому осуществляется запись пластинок, остался фактически без изменений. При этом винил уже массово не производится. Его постепенно вытесняют более долговечные носители и цифровые плееры. Неизменно популярными остаются LP пластинки, которые входят в состав диджейских установок или коллекционируются меломанами и ценителями старины.
Однако говорить о том, что виниловая индустрия перестала развиваться, еще рано. Согласно исследованиям организации RIAA, начиная с 2005 г. она постепенно набирает обороты. При этом виниловые пластинки поступают на первичный и вторичный рынок. Первичный рынок представлен диджеями и меломанами, которые являются целевой аудиторией звукозаписывающих компаний. На вторичном рынке осуществляется торговля виниловыми пластинками, бывшими в употреблении. Здесь основными покупателями являются коллекционеры. На этом рынке стоимость некоторых экземпляров доходит до нескольких тысяч долларов. Они продаются через онлайн-аукционы и локальные интернет-магазины.
В современных условиях основными конкурентами виниловой индустрии являются онлайн-ресурсы и «пиратские» организации. Виниловым пластинкам, а также другим физическим носителям информации, становится тяжелее противостоять в этой борьбе. Онлайн-треки не подвержены физическим факторам, отличаются удобством в использовании и мобильностью. Однако по качеству и полноте звучания они не могут соперничать с винилом. При всех своих преимуществах онлайн-треки не получили такой поддержки со стороны коллекционеров. Последние готовы выкладывать тысячи и тысячи долларов за первые альбомы легендарных групп и экземпляры, выпущенные ограниченным тиражом. То же самое можно сказать и о виниловых проигрывателях. Несмотря на то, что производство обычных кассетных и CD-магнитофонов практически прекращено, они продолжают изготавливаться.
Кроме того, виниловые пластинки предоставляют диджеям простор для фантазии и музыкальных экспериментов. Профессионалы могут играть с его теплым мягким звучанием, создавать сеты с высокой детализацией без каких-либо гармонических искажений. Звук, издаваемый виниловой пластинкой, хоть раз в жизни должен услышать не только истинный меломан, но и любой человек.
Ведь пик популярности этого типа музыкального носителя давно прошел, уступив место сначала CD-дискам, а потом и онлайн-медиаплеерам. Несмотря на это, производство винила не сошло на нет. Сейчас все так же можно встретить коллекционеров, предпочитающих наслаждаться объемным звучанием любимых композиций. Многие из них являются постоянными клиентами магазина виниловых пластинок Винилотека. Здесь можно найти редкие и уникальные альбомы, которые подарят удовольствие от теплого звука в динамиках. Для более глубокого погружения в эту атмосферу, нужно изучить историю виниловых пластинок.
Первый этап. Изобретение устройства
Ученым, который в 1857 г. открыл данный принцип звукозаписи, является парижский библиотекарь и издатель Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль. Он создал фоноавтограф – устройство, в котором звуковая волна записывалась на стеклянный валик, предварительно покрытый бумагой или копотью. Для улавливания самого звука использовался огромный рупор с иглой на конце. Позднее де Мартенвиль запатентовал свое изобретение на территории Франции.
Примерно в 1877 г. ученый и изобретатель Томас Эдисон усовершенствовал данную систему записи звука. В то время он работал на телеграфе, что позволило ему детально изучить работу перфокарт. Эдисон заметил, что при касании отверстий на карточке контакты издают разные по высоте звуки. Через несколько месяцев он запатентовал в США устройство, которое впоследствии стало прототипом всех виниловых проигрывателей.
При проигрывании звука фонограф Томаса Эдисона использовал небольшие деревянные или оловянные валики, на которые предварительно наносилась фольга или бумага, смоченная в воске. Этим объяснялась дороговизна устройства. Чтобы изготовить такие валики, требовалось много времени и усилий. Причем готовые изделия получались хрупкими и деформировались при малейшем воздействии.
Большой вклад в создание виниловых проигрывателей внес Эмиль Берлинер, который отказался от способа, разработанного де Мартенвилем и усовершенствованного Томасом Эдисоном. Он решил создать простое устройство, которое можно было использовать в звукозаписи, сохранив возможность использовать и транспортировать его даже в суровых условиях. В 1897 г. Берлинер запатентовал сразу два прибора – граммофон и рекордер.
Первым аудионосителем стал плоский цинковый диск, с помощью которого удалось снизить себестоимость пластинок. Сначала рекордер наносил на его поверхность звуковую картинку. Далее с нее снимался отпечаток, который становился пресс-формой для тиражирования пластинок.
После того как было изобретено недорогое и неприхотливое в эксплуатации устройство, перед инженерами и учеными встала другая задача – подобрать материал, который бы позволил тиражировать аудиозаписи. При этом он должен был быть износостойким и недорогим.
Второй этап. Подбор материалов
Изначально грампластинки изготавливались из темно-бурого вулканизированного каучука, известного как эбонит. По своим свойствам этот материал схож с пластмассой. Он удобен в обработке, что значительно упрощает процесс тиражирования. Однако причиной, по которой эбонит не получил широкого распространения, стала неустойчивость по отношению к солнечным лучам. При длительном воздействии дневного света они окислялся. Из-за этого ученые все чаще стали использовать органический шеллак.
Следующие тридцать лет в истории виниловых пластинок прошли без изменений. За это время грампластинки из шеллака, несмотря на свою увесистость и массивность, вытеснили изделия из эбонита. В 1907 г. был изобретен механический патефон, ставший преемником граммофона. Эту пару все чаще можно было встретить в ресторанах, клубах, образовательных учреждениях и даже в домах рядовых слушателей.
В начале XX в. почти в каждом крупном городе работал магазин с большим выбором музыкальных альбомов. В то время грампластинки продавались в картонных коробках, которые напоминали собой фотоальбомы. Из-за того, что технология записи звука на тот момент оставалась несовершенной, а материал носителя – недоработанным, на одной стороне такой пластинки можно было записать только одну песню. Причем на обеих сторонах записывали одну и ту же композицию. Это было связано с тем, что из-за высокого уровня амортизации в процессе проигрывания срок эксплуатации такой грампластинки был сильно ограничен.
Ситуация изменилась только в 1931 г. Именно тогда первооткрывателями звуковой инженерии была изобретена технология записи звука в одной канавке. Благодаря этому открытию на одной стереопластинке уже могли уместиться шесть композиций средней продолжительности. Однако из-за того, что при изготовлении так и использовался шеллак, ее срок эксплуатации составлял не более шести месяцев.
В середине 1930-х гг. была создана магнитная лента – первый серьезный конкурент пластинки. В 1948 г. заводом «Колумбия» был выпущен первый тираж виниловых пластинок.
В 1950-х гг. винил начали производить и в Советском Союзе. Тогда с этой целью использовали полихлорвинил. Благодаря усовершенствованной технологии производства толщина пластинок уменьшилась до 1,5 мм, что никак не повлияло на износостойкость материала. Принцип записи звука был быстро освоен «народными умельцами». В результате, в 1950-1960 гг. в стране стали появляться кустарные заводы, специализировавшиеся на подпольном изготовлении пластинок.
Примерно тогда же «народные умельцы» стали использовать для записи звука старые рентгеновские снимки, на которые наносились запрещенные в государстве композиции. У частных коллекционеров можно было встретить альбомы джазовых исполнителей и зарубежных групп, вроде The Beatles, записанные «на костях».
Третий этап. Выбор формата
История винила постоянно сопровождалась разногласиями, связанными с выбором стандартов, которые касались размера грампластинок, выбором материала изготовления, принципа и скорости записи. Каждый производитель или изобретатель отстаивал свой формат, считая его наиболее удобным, долговечным и недорогим.
- Размер грампластинок. В конце XIX в. был утвержден более-менее единый стандарт. В то время производились пластинки размером 7 дюймов с высокой скоростью вращения. В начале XX в. в моду вошли гигантские 12-дюймовые грампластинки. Через несколько лет их сменил новый стандарт – пластинки размером 10 дюймов. В настоящее время в странах СНГ и мира испольуются виниловые носители размером 175, 250 и 300 мм.
- Технология звукозаписи. Примерно до 1920-х гг. все грампластинки записывались механическим способом. Правда, этот метод не позволял преодолеть порог частотного диапазона в 4000 Гц. В это же десятилетие была изобретена электроакустическая технология, при которой для снятия звука можно было использовать микрофон. Инновационная технология позволила увеличить частотный диапазон звучания грампластинок до 10000 Гц.
- Скорость вращения. Скорость вращения – параметр грампластинок, который также постоянно подвергался изменениям. В Советском союзе изготавливались грампластинки, которые за 1 минуту совершали 78 оборотов. Это позволяло записывать на одну сторону диска 12 мин музыки. Если нужно было записать продолжительный разговор, прибегали к помощи «медленных пластинок», которые за 1 минуту совершали 8,3 оборота. Тогда же был распространен стандарт в 45 об/мин. Битва скоростей закончилась, когда был принят единый стандарт – 33 1/3 об/мин.
- Формат записи. Принцип работы виниловых пластинок основывается на способности специальной иглы считывать звуковой рисунок, нанесенный на бороздки. Примерно 1958 г. были распространены монофонические пластинки, с которых игла могла улавливать только вертикальные толчки. Позже их сменили стереофонические пластинки, на которых рисунок наносился на левые и правые стенки бороздок. Игла проигрывателя считывала вертикальные вибрации с левого канала и горизонтальные шероховатости с правого канала. Также была изобретена технология квадрофонического звучания, но она не получила широкого распространения.
Несмотря на то, что с момента изобретения фонографа Эдисона прошло почти 150 лет, принцип, согласно которому осуществляется запись пластинок, остался фактически без изменений. При этом винил уже массово не производится. Его постепенно вытесняют более долговечные носители и цифровые плееры. Неизменно популярными остаются LP пластинки, которые входят в состав диджейских установок или коллекционируются меломанами и ценителями старины.
Однако говорить о том, что виниловая индустрия перестала развиваться, еще рано. Согласно исследованиям организации RIAA, начиная с 2005 г. она постепенно набирает обороты. При этом виниловые пластинки поступают на первичный и вторичный рынок. Первичный рынок представлен диджеями и меломанами, которые являются целевой аудиторией звукозаписывающих компаний. На вторичном рынке осуществляется торговля виниловыми пластинками, бывшими в употреблении. Здесь основными покупателями являются коллекционеры. На этом рынке стоимость некоторых экземпляров доходит до нескольких тысяч долларов. Они продаются через онлайн-аукционы и локальные интернет-магазины.
В современных условиях основными конкурентами виниловой индустрии являются онлайн-ресурсы и «пиратские» организации. Виниловым пластинкам, а также другим физическим носителям информации, становится тяжелее противостоять в этой борьбе. Онлайн-треки не подвержены физическим факторам, отличаются удобством в использовании и мобильностью. Однако по качеству и полноте звучания они не могут соперничать с винилом. При всех своих преимуществах онлайн-треки не получили такой поддержки со стороны коллекционеров. Последние готовы выкладывать тысячи и тысячи долларов за первые альбомы легендарных групп и экземпляры, выпущенные ограниченным тиражом. То же самое можно сказать и о виниловых проигрывателях. Несмотря на то, что производство обычных кассетных и CD-магнитофонов практически прекращено, они продолжают изготавливаться.
Кроме того, виниловые пластинки предоставляют диджеям простор для фантазии и музыкальных экспериментов. Профессионалы могут играть с его теплым мягким звучанием, создавать сеты с высокой детализацией без каких-либо гармонических искажений. Звук, издаваемый виниловой пластинкой, хоть раз в жизни должен услышать не только истинный меломан, но и любой человек.
Источник: nig.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]