«Финляндия до Урала»: Забытая подоплека Зимней войны
---
Независимость Суоми началась с геноцида русских
В продолжающихся спекуляциях вокруг так называемого «Пакта Молотова — Риббентропа» обязательно фигурирует финско-советская война 1939-40 годов, которая по мнению лжеисториков стала прямым следствием подписанием советско-германского договора о ненападении.
Печально, что не только западные пропагандисты, ведущие информационную войну против нашей страны, но и некоторые отечественные исследователи пытаются представить Финляндию, как маленькую, но свободолюбивую страну, ставшую жертвой «маниакального стремления Сталина» раздвинуть СССР до границ Российской Империи.
Однако, данная трактовка, как мы знаем, опровергается самой историей, поскольку Сталин ни в 1940, ни в 1944 году не стал «добивать» и оккупировать северную соседку, довольствовавшись лишь гарантиями ее миролюбия в отношении СССР (во втором случае), и изменением границы (в первом), что имело важнейшее значение для обеспечения безопасности Ленинграда.
Кроме того, совершенно упускаются из виду аспекты советско-финских отношений, предшествовавшие Зимней войне, в то время, как они многое объясняют.
Напомним, что до революции в России Финляндия никогда не имела государственной независимости. Финский парламент провозгласил ее 6 декабря 1917 года, и первой её признала Советская Россия. И лишь потом финский суверенитет признали Франция, Швеция, Греция, Германия, Норвегия, Дания и Швейцария, и другие страны.
Как и во многих частях рухнувшей Российской Империи, в Финляндии вспыхнула междоусобная гражданская война между «красными» (Красная гвардия как боевое крыло Социал-демократической партии Финляндии, созданная во время Февральской революции) и «белыми» («Охранным корпусом» — «шюцкором» и «финскими егерями») финнами. Война эта длилась недолго — с 27 января по 15 мая 1918 года, и потери, собственно, финнов были в ней невелики. Зато под предлогом «борьбы с коммунизмом» белофинны, возглавляемые бывшим генерал-лейтенантом русской императорской армии бароном Карлом Густавом Маннергеймом, осуществили этнические чистки или, вернее, геноцид русского населения Финляндии. По печальной иронии судьбы, первыми жертвами «белого террора» шюцкоров стали русские же офицеры, которые помогали Маннергейму разоружать своих солдат (оружие пошло на вооружение белофиннов), считая барона, отдавшего 30 лет русской армии, «своим».
Жертвами этнических чисток стали русские дачники (на Карельском перешейке было более 700 поместий и 10 тысяч дач петербуржцев), сплошь состоятельных людей, которых даже нельзя было заподозрить в симпатии к коммунистам, и беженцы, спасавшиеся от Красного террора в «белой» Финляндии.
Жертвы мирного русского населения в одном только Выборге оцениваются в 3-5 тыс. человек, что значительно превосходило потери в боях как «красных», так и «белых» финнов.
«Белофинны» расстреливали русских: офицеров, учителей, инженеров, чиновников, предпринимателей, гимназистов, женщин и детей, не интересуясь их отношением к «красным», вся вина которых состояла в том, что они — русские.
Войска Маннергейма, которому недавно пытались поставить в Северной столице памятную доску, заняли Выборг 29 апреля 1918 года, входивший тогда в состав Финляндии, под лозунгом «Стреляй русских!».
Не удовлетворившись тотальным истреблением своих бывших сограждан, Маннергейм, решив, что ослабленная революцией и гражданской войной Россия вполне по зубам новорожденному хищнику, провозгласил идею «Великой Финляндии» и даже дал, подобно средневековым рыцарям, обет: «Не вложу меч в ножны…пока последний вояка Ленина не будет изгнан как из Финляндии, так и из Восточной Карелии».
Без объявления войны России Маннергейм отправляет отряд шюцкора в Карелию, где финские боевики захватили город Кемь и поселок Ухта.
А 15 марта 1918 года утверждается «план Валлениуса», закрепивший основные этапы вторжения финских отрядов в Карелию и захват российской территории по линии Печенга — Кольский полуостров — Белое море — Выгозеро — Онежское озеро — река Свирь — Ладожское озеро.
Петрограду предполагалось стать "вольным" городом-республикой под протекторатом Финляндии.
15 мая 1918, мотивировав свое решением якобы возмещением убытков, которые понесла Финляндия в ходе гражданской войны, финское правительство объявляет войну Советской России и требует отдать в качестве компенсации Восточную Карелию и Мурманскую область (Кольский полуостров).
Получив логичный отказ, Маннергейм перешел в наступление. Впрочем, реализовать свои планы финны не сумели, и в июле 1920 года в эстонском Тарту начались мирные переговоры Советской России и Финляндии. Сторонам удается найти компромисс только спустя 4 месяца. В результате подписания 14 октября «Тартуского мира» Финляндия получила район Петсамо в Заполярье и отказалась от территориальных притязаний на Карелию.
Впрочем, подписание договора рассматривается представителями финской элиты не иначе как вынужденное и временное. От идеи силой решить карельский вопрос никто не отказывается.
И 6 ноября 1921 года финские отряды без объявления войны снова вторгаются на советскую территорию. И только 17 февраля 1922 года, после ожесточенных боев Красной армии удается выбить захватчиков за пределы РСФСР.
В июне этого же года стороны сели за стол переговоров и подписали соглашение о неприкосновенности советско-финляндской границы. Впрочем, несмотря на это, в Хельсинки не собирались отказываться от своих притязаний. Все 20-е и 30-е годы Финляндия проводила подрывную деятельность против СССР, засылая на советскую территорию диверсантов, террористов и провокаторов. В среде финских «ястребов» обсуждалась необходимость построения «Финляндии до Урала», в которую должны будут войти народы «финского корня».
Иными словами, страна Суоми оставалась крайне опасным соседом. И вопрос создания стратегического предполья, способного отодвинуть границы потенциального агрессора, только и ждавшего начала новой войны, чтобы поживиться за счет русских земель, был жизненно важен для обеспечения безопасности Северной столицы нашей Родины. Это вскоре и подтвердилось, после того финны, совместно с гитлеровцами попытались взять реванш.
Но сегодня это не просто научные, исторические изыскания. В Хельсинки вновь говорят о «русской угрозе» и, размышляя, стоит ли вступать в НАТО, активно участвуют в учениях и других милитаристских программах блока.
При этом в самой Финляндии, пока не официально, но все более настойчиво звучат слова об «исконных финских землях», «отторгнутых русскими».
Борис Джерелиевский
Источник
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]