Два десятилетия проекта ПАК ФА. Долгий путь к серии
06.02.2020 5 297 0 +143 Starweaver

Два десятилетия проекта ПАК ФА. Долгий путь к серии

---
+143
В закладки
Два десятилетия проекта ПАК ФА. Долгий путь к серии испытаний, время, испытания, летных, десятилетие, первый, самолета, первого, самолетов, производства, «Сухой», конце, серийного, наземных, годов, более, декабре, также, общественности, впервые

Один из опытных Т-50 в полете. Фото ОАК / uacrussia.ru

Очевидно, что разработка перспективных образцов военной техники в настоящее время представляет собой сложный, длительный и дорогой процесс. К примеру, с момента начала разработки перспективного авиационного комплекса ПАК ФА (ныне Су-57) прошло почти 20 лет. Половина этого срока ушла на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а последующие годы использовали для проведения летных испытаний и подготовки серийного производства.

Первое десятилетие. Проект

Программу ПАК ФА запустили в интересах ВВС России в мае 2001 г. Ее целью было создание фронтового авиационного комплекса нового пятого поколения. Первые месяцы ушли на составление планов и выбор исполнителей. Так, в конце 2002 г. головным разработчиком выбрали фирму «Сухой»; также к проекту привлекли ряд других научных и проектных организаций.

К сожалению, большая часть сведений о НИОКР по ПАК ФА до сих пор остается секретной. Однако известно, что в течение двухтысячных годов «Сухой» и другие организации провели массу исследований на разные темы, в т.ч. с применением летающих лабораторий. Кроме того, в проекте ПАК ФА применялись наработки по более старым проектам, таким как С-37 / Су-47 девяностых годов. За счет этого в новом проекте удалось реализовать целый ряд современных и перспективных технологий.

В 2004 г. «Сухой» впервые показал военному и политическому руководству страны макет будущего истребителя. Широкой общественности это изделие не демонстрировалось, и она узнала облик будущего самолета много позже. После первого закрытого показа проект перешел на новую стадию, предшествовавшую строительству опытного образца.

Два десятилетия проекта ПАК ФА. Долгий путь к серии испытаний, время, испытания, летных, десятилетие, первый, самолета, первого, самолетов, производства, «Сухой», конце, серийного, наземных, годов, более, декабре, также, общественности, впервые

Совместный полет прототипов. Фото Wikimedia Commons

В 2006 г. в Комсомольске-на-Амуре началось строительство планера для наземных и прочностных испытаний. Его передали испытателям в 2009 г. В конце того же года на аэродром вывели т.н. комплексный натурный стенд для наземных испытаний. Наконец, в декабре 2007 г. состоялась закладка первого летного образца, известного как Т-50-1. Его выкатили в 2009 г. и передали на наземные испытания.

На фоне подготовки к испытаниям появились новости об экспортном будущем ПАК ФА. В 2008 г. Россия и Индия договорились о разработке проекта FGFA – версии истребителя для продажи зарубежным странам. Технику совместного производства предлагалось поставлять ВВС Индии, а также продавать третьим странам.

Второе десятилетие. Испытания

Путь от первых указаний руководства до начала летных испытаний программа ПАК ФА прошла менее чем за девять лет. В январе 2010 г. первый опытный истребитель начал пробежки. 29 января состоялся первый испытательный полет, давший старт новому этапу.

К своему первому «юбилею» проект уже показывал новые успехи. Так, в начале марта 2011 г. – незадолго до десятилетия запуска программы – состоялся первый полет второго прототипа Т-50-2. Вскоре состоялось весьма громкое событие – Т-50 впервые преодолел звуковой барьер. Через несколько месяцев самолет впервые показали общественности на салоне МАКС-2011. В том же году на испытания вывели третью машину, а еще через год – четвертую. В октябре 2013 г. в воздух подняли самолет Т-50-5, ставший последней машиной т.н. первого этапа.

Два десятилетия проекта ПАК ФА. Долгий путь к серии испытаний, время, испытания, летных, десятилетие, первый, самолета, первого, самолетов, производства, «Сухой», конце, серийного, наземных, годов, более, декабре, также, общественности, впервые

Четвертый прототип на взлете. Фото ОАК / uacrussia.ru

Шестой летный образец стал «прототипом второго этапа»; он полетел в ноябре 2016 г. Одновременно с ним изготовили образец для статических испытаний. Затем в 2016-2017 гг. начались летные испытания еще четырех машин.

Таким образом, с 2006 по 2017 г. КнААПО / КнААЗ построило более десятка самолетов Т-50, включая образцы разного рода для наземных испытаний. Самолеты строились по двум версиям проекта и существенно отличались друг от друга как по конструкции, так и по оснащению.

Вторая половина десятых годов ушла на проведение завершающего этапа летных испытаний, параллельно с которым осуществлялась подготовка к серийному производству. Кроме того, в этот период Т-50 / Су-57 задействовали в других проектах. Так, в 2019 г. стало известно об использовании одного из опытных Т-50 в проекте тяжелого БПЛА «Охотник». Истребитель выполнял функции летающей лаборатории, а также совершал совместные полеты с беспилотной машиной.

С начала 2018 г. опытные Т-50 испытывались в условиях зоны реальных боевых действий. Пара самолетов для войсковых испытаний была переброшена на базу Хмеймим в Сирии. Истребители выполнили около десятка вылетов и показали свои боевые возможности. В конце 2019 г. состоялись новые мероприятия такого рода.

Два десятилетия проекта ПАК ФА. Долгий путь к серии испытаний, время, испытания, летных, десятилетие, первый, самолета, первого, самолетов, производства, «Сухой», конце, серийного, наземных, годов, более, декабре, также, общественности, впервые

Помпаж двигателя во время публичной демонстрации. Фото Wikimedia Commons

Проблемы второго десятилетия

Процесс наземных и летных испытаний истребителей Т-50 был достаточно сложным и длительным. Кроме того, не обошлось без различных проблем и аварий. Некоторые инциденты стали достоянием общественности и довольно долго оставались темой обсуждений и споров.

21 августа 2011 г. на салоне МАКС-2011 прототип Т-50-2 участвовал в демонстрационных полетах, но очередной взлет не состоялся из-за повреждения двигателя и последующего помпажа. В июне 2014 г. во время испытаний в ЛИИ им. Громова произошло возгорание самолета Т-50-5. Выгорела заметная часть планера, но самолет восстановили и в конце 2015 г. вернули на испытания.

На фоне летных испытаний имели место споры с ожидаемым зарубежным заказчиком. Индийские ВВС регулярно выступали с критикой проектов ПАК ФА и FGFA и грозилось разорвать сотрудничество. В апреле 2018 г. угрозы были реализованы, и Индия вышла из проекта. Причиной такого решения назвали недостаточные характеристики самолета и несоответствие бортового оборудования имеющимся пожеланиям.

Третье десятилетие. Серия

Со дня первого испытательного полета самолета Т-50-1 прошло 10 лет. За это время «Сухой» и смежные организации успели провести полный цикл летных испытаний и организовать серийное производство. По ряду причин, ожидаемые сроки сдачи первых серийных машин неоднократно сдвигались, но к настоящему времени все подобные проблемы были решены.

Два десятилетия проекта ПАК ФА. Долгий путь к серии испытаний, время, испытания, летных, десятилетие, первый, самолета, первого, самолетов, производства, «Сухой», конце, серийного, наземных, годов, более, декабре, также, общественности, впервые

Опытный Су-57 сопровождает БПЛА С-70 "Охотник". Фото Минобороны РФ

В августе 2018 г. появился первый контракт на серийные Су-57. Он предусматривал поставку всего двух машин в ближайшие годы. В июне 2019-го появилось более крупное соглашение. Минобороны заказало 76 самолетов с поставкой в течение 2020-27 гг. Вскоре стало известно, что программа ПАК ФА официально перешла в стадию серийного производства техники.

Как сообщается, первый серийный Су-57 был построен к началу зимы 2019 г. В декабре он проходил летные испытания перед передачей заказчику. К сожалению, машина так и не дошла до войск. 24 декабря во время очередного испытательного полета истребитель потерпел крушение; летчик катапультировался. Причины происшествия пока не публиковались.

Тем временем, КнААЗ продолжает сборку серийных истребителей нового поколения. В ближайшее время ожидается выкатка нового самолета. Ему предстоит стать первым, переданным войскам. По данным СМИ, потеря первого серийного Су-57 не должна оказать существенного влияния на процесс серийного производства.

Что будет в ближайшем будущем – уже понятно. Промышленность выпустит несколько десятков новых самолетов и передаст их вооруженным силам. Сначала техника пойдет в Центр боевого применения и переучивания летного состава, а затем истребители разойдутся по строевым частям. Таким образом, во второй половине двадцатых годов ВКС получат в достаточных количествах и освоят принципиально новую технику с особыми возможностями.

Два десятилетия проекта ПАК ФА. Долгий путь к серии испытаний, время, испытания, летных, десятилетие, первый, самолета, первого, самолетов, производства, «Сухой», конце, серийного, наземных, годов, более, декабре, также, общественности, впервые

Первый серийный Су-57 на стадии строительства. Машина потеряна в декабре 2019 г. Фото Paralay.iboards.ru

Долгий путь

Второе десятилетие в истории проекта ПАК ФА / Т-50 / Су-57 подходит к концу со всеми желаемыми результатами. Опытная техника прошла необходимые испытания и привлекается к принципиально новым проектам, начато серийное производство, а войска ждут первые поставки. Третье десятилетие пройдет под флагом массового строительства и ежегодной сдачи крупных партий самолетов.

Необходимо отметить, что процесс разработки, испытаний и запуска производства оказался достаточно долгим. Более того, он занял больше времени, чем планировалось изначально. Однако даже при всех подобных проблемах и затруднениях, желаемые результаты все же были получены. Производство развернуто, а ВКС готовятся принимать новинку.

Автор:Рябов Кирилл
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]