Русский интерьер 19 века: каким он был на самом деле?
---
Искусство оформления жилого помещения недолговечно. Время неумолимо унесло многие великие образцы, которые сохранялись в усадьбах. В музейных собраниях бережно хранят предметы комнатного убранства. В XIX века мода начинает теснить интерьер эпохи классицизма. В убранстве появляются новые предметы обстановки. В провинциальных усадьбах старую мебель сжигают как хлам, взамен из столицы выписывают новую мебель или же изготовлялась крепостными мастерами.
В.П. Трофимов. Белая гостиная в доме московского генерал-губернатора. Начало 1900-х. Фрагмент
Богато были обставлены городские дома, где было много жилых комнат. Зала обставлялась плетеными стульями, складными столами для игры. Гостиная украшалась огромной хрустальной люстрой и зеркалами.
А.П. Барышников. Красная гостиная в доме московского генерал-губернатора. 1902. Фрагмент
Неизвестный художник. Анфилада комнат в неизвестном особняке. 1830-е
Е.А. Уварова. Кабинет-гостиная в усадьбе графов Уваровых (Поречье, Московская губерния). 1890
Городской дом начало XIX века имел парадный и "черный" вход. Парадный вел в сени, расписанные под мрамор. От сеней отделялась парадная лестница. Со 2 этажа открывалась анфилада парадных комнат, начиналось с приемной. Далее следовал зал с колоннами, хорами для музыкантов и печами из белых изразцов. Плафоны красочно расписывались букетами цветов. Цвет окраски стен давал название комнатам - голубой, малиновой гостиной. Стены украшались портретами в золоченых рамах. Мебель расставлялась группами, что располагало гостей к отдыху и беседе. Самая роскошная комната анфилады - это спальня с альковом. Альков занимала нарядная кровать, у окон комната обставлялась как гостиная. За парадной спальней был будуар хозяйки. Паркеты делали из наборного дерева сложного рисунка. Отделка кабинета была проще, он размещался в той части дома, где окна выходили во двор. Комнаты антресольного типа были небольшие, с полами на разных уровнях. Комнаты соединялись ступеньками. Мебель этих комнат была низкой.
Е.А. Уварова. Кабинет-гостиная в усадьбе графов Уваровых (Поречье, Московская губерния). 1890. Фрагмент
Неизвестный художник. Жилая комната в усадьбе князей Шаховских (Белая Колпь, Московская губерния). 1850-е
Блестящие ансамбли внутреннего убранства были созданы А.Н. Воронихиным в аристократических домах Петербурга. Они пронизаны духом античности. Воронихин был выдающийся мастер интерьера в украшении домов. Он создавал новые формы мебели для парадных помещений и скромной для жилых комнат. Ее отличали стройность и строгость композиции. Декоративные вазы, обивка мебели оформлялись по эскизам зодчего.
Неизвестный художник. Кабинет-гостиная в усадьбе князей Шаховских (Белая Колпь, Московская губерния). 1850-е
Неизвестный художник. Кабинет в доме Т.Н. Грановского в Москве. 1855
А.Н. Ракович. Кабинет графа С.С. Уварова в здании Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге. 1847
Повсеместное распространение получила мебель из карельской березы и тополя. Карельская береза стала основным материалом при изготовлении мебели. Такая мебель становится классической.
Неизвестный художник. Салон в доме В.Ф. Марини в Одессе. 1840-е
Неизвестный художник. Кабинет-гостиная в доме М.Т. Пашковой в Санкт-Петербурге. 1830-е
И.И. Нивинский. Туалетная комната великого князя Сергея Александровича в доме московского генерал-губернатора. 1905
В интерьере XIX века расстановка мебели была строго продумана. Она была согласована с архитектурным обликом помещения. Удобство и практичность стало приоритетом.
И.И. Нивинский. Опочивальня великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Фёдоровны в доме московского генерал-губернатора. Уголок с дубовым резным киотом и иконами. 1904
И.И. Нивинский. Будуар великой княгини Елизаветы Фёдоровны в доме московского генерал-губернатора. 1905
А. Тейх. Кабинет-библиотека в особняке К.О. Жиро в Москве. 1898
С точностью воссоздал интерьер на своих картинах П. А. Федотов. Его интерьера примеры убранства позднего ампира. С середины XIX века красота и блеск ампирных обстановок заменяется плюшевыми скатертями, восточными коврами. Окна и двери обрамляют тяжелые портьеры. В комнатах появляются ширмы, цветы, зимние садики. Архитектурность интерьера убивалась. Лишние двери завешивают коврами, заставляют мебелью, чтобы избавиться от коридорности. Сокращается число парадных комнат. К 60- м годам XIX века исчезает разделение комнат на парадные и жилые. Стремление к домашнему комфорту приводит к созданию системы жилого интерьера для обыденной жизни. Характер убранства соответствует замкнутой жизни семьи. Готовую обстановку для целого особняка можно было приобрести в фирменных магазинах. Вошли в моду тюлевые драпировки, машинная вышивка. Господствующей становится ореховая мебель. Формы разнообразны, но более громоздкие. В конструкции диванов включались этажерки для мелочей. Комнаты разделялись ширмами-трельяжами. Стало модной мебель "буль". Она выполнена из черного дерева , плоскости украшались инкрустацией из черепахи, перламутра, латуни. Мебель "буль" бытовала в провинциальных усадьбах. В убранстве значительное место отводилось бронзе, фарфору. Вазы размещались на тумбах. Интерьеры середины века отличаются красочностью. Используются декоративные ткани с крупным рисунком. Яркие картины густо заполняли стены, предпочтение отдавалось пейзажам. Как своеобразная новинка стала фотография в рамке. Признание получила керосиновая лампа. В моде появилась мягкая мебель, где деревянный каркас исчезает под обивкой. Такая мебель называлась "кутаной". Ее обивали кретоном, ситцем с пестрым рисунком.
В.С. Садовников. Гостиная в китайском стиле. Вилла (дача) княгини З.И. Юсуповой в Царском Селе. 1872
В.С. Садовников. Гостиная в стиле Людовика XVI. Вилла (дача) княгини З.И. Юсуповой в Царском Селе. 1872
Художественный упадок интерьер переживает в конце XIX века. Теряется однородность стиля. Декор строится на смешении элементов и деталей разных стилей. Все определяет художественный вкус и финансовые возможности. Главным убранством интерьера стали картины, коллекционирование живописи стало модно. Интерьер "роскоши" с ее загроможденностью и чрезмерным украшательством характеризует жилое убранство последних лет XIX века.
Г.Г. Гагарин. Анфилада комнат в неизвестном особняке. 1830-1840-е
В.П. Трофимов. Белая гостиная в доме московского генерал-губернатора. Начало 1900-х. Фрагмент
Богато были обставлены городские дома, где было много жилых комнат. Зала обставлялась плетеными стульями, складными столами для игры. Гостиная украшалась огромной хрустальной люстрой и зеркалами.
А.П. Барышников. Красная гостиная в доме московского генерал-губернатора. 1902. Фрагмент
Неизвестный художник. Анфилада комнат в неизвестном особняке. 1830-е
Е.А. Уварова. Кабинет-гостиная в усадьбе графов Уваровых (Поречье, Московская губерния). 1890
Городской дом начало XIX века имел парадный и "черный" вход. Парадный вел в сени, расписанные под мрамор. От сеней отделялась парадная лестница. Со 2 этажа открывалась анфилада парадных комнат, начиналось с приемной. Далее следовал зал с колоннами, хорами для музыкантов и печами из белых изразцов. Плафоны красочно расписывались букетами цветов. Цвет окраски стен давал название комнатам - голубой, малиновой гостиной. Стены украшались портретами в золоченых рамах. Мебель расставлялась группами, что располагало гостей к отдыху и беседе. Самая роскошная комната анфилады - это спальня с альковом. Альков занимала нарядная кровать, у окон комната обставлялась как гостиная. За парадной спальней был будуар хозяйки. Паркеты делали из наборного дерева сложного рисунка. Отделка кабинета была проще, он размещался в той части дома, где окна выходили во двор. Комнаты антресольного типа были небольшие, с полами на разных уровнях. Комнаты соединялись ступеньками. Мебель этих комнат была низкой.
Е.А. Уварова. Кабинет-гостиная в усадьбе графов Уваровых (Поречье, Московская губерния). 1890. Фрагмент
Неизвестный художник. Жилая комната в усадьбе князей Шаховских (Белая Колпь, Московская губерния). 1850-е
Блестящие ансамбли внутреннего убранства были созданы А.Н. Воронихиным в аристократических домах Петербурга. Они пронизаны духом античности. Воронихин был выдающийся мастер интерьера в украшении домов. Он создавал новые формы мебели для парадных помещений и скромной для жилых комнат. Ее отличали стройность и строгость композиции. Декоративные вазы, обивка мебели оформлялись по эскизам зодчего.
Неизвестный художник. Кабинет-гостиная в усадьбе князей Шаховских (Белая Колпь, Московская губерния). 1850-е
Неизвестный художник. Кабинет в доме Т.Н. Грановского в Москве. 1855
А.Н. Ракович. Кабинет графа С.С. Уварова в здании Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге. 1847
Повсеместное распространение получила мебель из карельской березы и тополя. Карельская береза стала основным материалом при изготовлении мебели. Такая мебель становится классической.
Неизвестный художник. Салон в доме В.Ф. Марини в Одессе. 1840-е
Неизвестный художник. Кабинет-гостиная в доме М.Т. Пашковой в Санкт-Петербурге. 1830-е
И.И. Нивинский. Туалетная комната великого князя Сергея Александровича в доме московского генерал-губернатора. 1905
В интерьере XIX века расстановка мебели была строго продумана. Она была согласована с архитектурным обликом помещения. Удобство и практичность стало приоритетом.
И.И. Нивинский. Опочивальня великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Фёдоровны в доме московского генерал-губернатора. Уголок с дубовым резным киотом и иконами. 1904
И.И. Нивинский. Будуар великой княгини Елизаветы Фёдоровны в доме московского генерал-губернатора. 1905
А. Тейх. Кабинет-библиотека в особняке К.О. Жиро в Москве. 1898
С точностью воссоздал интерьер на своих картинах П. А. Федотов. Его интерьера примеры убранства позднего ампира. С середины XIX века красота и блеск ампирных обстановок заменяется плюшевыми скатертями, восточными коврами. Окна и двери обрамляют тяжелые портьеры. В комнатах появляются ширмы, цветы, зимние садики. Архитектурность интерьера убивалась. Лишние двери завешивают коврами, заставляют мебелью, чтобы избавиться от коридорности. Сокращается число парадных комнат. К 60- м годам XIX века исчезает разделение комнат на парадные и жилые. Стремление к домашнему комфорту приводит к созданию системы жилого интерьера для обыденной жизни. Характер убранства соответствует замкнутой жизни семьи. Готовую обстановку для целого особняка можно было приобрести в фирменных магазинах. Вошли в моду тюлевые драпировки, машинная вышивка. Господствующей становится ореховая мебель. Формы разнообразны, но более громоздкие. В конструкции диванов включались этажерки для мелочей. Комнаты разделялись ширмами-трельяжами. Стало модной мебель "буль". Она выполнена из черного дерева , плоскости украшались инкрустацией из черепахи, перламутра, латуни. Мебель "буль" бытовала в провинциальных усадьбах. В убранстве значительное место отводилось бронзе, фарфору. Вазы размещались на тумбах. Интерьеры середины века отличаются красочностью. Используются декоративные ткани с крупным рисунком. Яркие картины густо заполняли стены, предпочтение отдавалось пейзажам. Как своеобразная новинка стала фотография в рамке. Признание получила керосиновая лампа. В моде появилась мягкая мебель, где деревянный каркас исчезает под обивкой. Такая мебель называлась "кутаной". Ее обивали кретоном, ситцем с пестрым рисунком.
В.С. Садовников. Гостиная в китайском стиле. Вилла (дача) княгини З.И. Юсуповой в Царском Селе. 1872
В.С. Садовников. Гостиная в стиле Людовика XVI. Вилла (дача) княгини З.И. Юсуповой в Царском Селе. 1872
Художественный упадок интерьер переживает в конце XIX века. Теряется однородность стиля. Декор строится на смешении элементов и деталей разных стилей. Все определяет художественный вкус и финансовые возможности. Главным убранством интерьера стали картины, коллекционирование живописи стало модно. Интерьер "роскоши" с ее загроможденностью и чрезмерным украшательством характеризует жилое убранство последних лет XIX века.
Г.Г. Гагарин. Анфилада комнат в неизвестном особняке. 1830-1840-е
Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]