Как и зачем работать медленнее? Метод великого конструктора ракет Сергея Королёва
01.02.2020 7 234 0 +247 Vik

Как и зачем работать медленнее? Метод великого конструктора ракет Сергея Королёва

---
+247
В закладки
Как и зачем работать медленнее? Метод великого конструктора ракет Сергея Королёва можно, Королёва, работы, Сергей, Королёв, когда, чтобы, жизни, человека, потому, может, людей, космос, которые, плохо, который, почти, этого, человек, несколько

Будущий «отец» советской космонавтики Сергей Королёв — по центру. Страсть к авиации у него зародилась в юности, когда он записался в планерный кружок. На его долю ещё выпадут тяжёлые испытания, но юношеский запал у него останется на всю жизнь.

«Можно сделать быстро, но плохо, а можно — медленно, но хорошо. Через некоторое время все забудут, что было быстро, но будут помнить, что было плохо. И наоборот.»
Сергей Королёв, конструктор

К этим словам можно было бы больше ничего не добавлять. Но после прочтения этой цитаты могут остаться вопросы, и у нас тут, в конце концов, не сборник «цитат успешных людей», поэтому я всё же осмелюсь продолжить. Ведь кто из нас не стоял когда-то перед дилеммой между принесением немедленных результатов и обеспечением высокого качества работы? Что ж, Сергей Королёв, одна из ключевых фигур в истории освоения человеком космоса, мог бы многое вам поведать.

Судьба Королёва невероятна. Ещё в юности он увлёкся авиационной техникой, и это один из тех случаев, когда стандартный приём биографов «его судьба была предначертана с младых лет» кажется оправданным. Как и в любом эпосе про бесстрашного героя, на его долю выпали невероятные испытания — он попал в лагеря ГУЛАГа, на золотые прииски, где едва не лишился жизни, но благодаря заступничеству другой легенды отечественной авиации, Туполева, лишился «лишь» 13 зубов и вообще здоровья на весь свой сравнительно недолгий век; но его, как и всякого настоящего героя любого большого эпоса, испытания не сломали и даже не сделали злее, и возможно даже, что именно они помогли ему убедиться в том, что жизнь слишком коротка, чтобы бояться мечтать. Именно Королёв стал человеком, под руководством которого была разработана техника, доставившая первого человека в космос. Королёва можно смело назвать «отцом» практической космонавтики. Всего за 4 года он со своей командой совершил скачок от разработки межконтинентальных баллистических ракет до создания пилотируемого космического аппарата «Восток-1»! Как мы сможем убедиться позже, этот человек знал толк в управлении временем и дисциплине.

Как и зачем работать медленнее? Метод великого конструктора ракет Сергея Королёва можно, Королёва, работы, Сергей, Королёв, когда, чтобы, жизни, человека, потому, может, людей, космос, которые, плохо, который, почти, этого, человек, несколько
Запуск первой баллистической ракеты Р-1. 1948 год. Фотография ТАСС.

Как и зачем работать медленнее? Метод великого конструктора ракет Сергея Королёва можно, Королёва, работы, Сергей, Королёв, когда, чтобы, жизни, человека, потому, может, людей, космос, которые, плохо, который, почти, этого, человек, несколько
Всего 13 лет спустя Королёв в своём неизменном головном уборе уже встречает человека, побывавшего в космосе.

Почему же я при написании этой колонки выбрал в качестве ориентира именно Королёва? А потому, что его метод работы очень схож по духу и отчасти по воплощению с принципами software engineering и лучшими практиками процесса разработки ПО. Про японского автостроителя Toyota в своё время была написана книга «Toyota DNA» («ДНК Toyota»), которая открыла западному читателю философию работы этой компании; из этой книги, помимо прочего, можно узнать о так называемом «научном методе» работы: перед тем, как внести изменение, построй гипотезу, определи метрики и способ их получения, измерь всё и по внесению изменений проверь своё предположение, и если метрики улучшились, то изменение можно скалировать. Удивительно, но тот же метод задолго до выхода учебников про принципы управления на Toyota был внедрён за многие тысячи километров от Японии, в степях Казахстана и конструкторских бюро Москвы, в коллективе, которым руководил Сергей Королёв. Мог ли он тогда думать, что то, что он делает чисто интуитивно, через 20-30 лет будет прописано в японских учебниках: например, практика, когда руководитель не управляет из «высокого замка», а собирает все данные по конкретному участку и выезжает на место, называется в Японии «гэмба» (現場) — для Королёва это была неписанная норма.

Как и зачем работать медленнее? Метод великого конструктора ракет Сергея Королёва можно, Королёва, работы, Сергей, Королёв, когда, чтобы, жизни, человека, потому, может, людей, космос, которые, плохо, который, почти, этого, человек, несколько

Предстартовая подготовка ракеты «Восток»

Весь процесс разработки он поделил на три части: «проектирование — изготовление — отладка», причём наиболее серьёзно относился к последнему шагу. Команда под предводительством Королёва состояла из сотен рабочих групп, каждая из которых работала над своим небольшим участком работы. Каждая операция в конструкторском бюро контролировалась двумя людьми — отчасти, прообраз нынешнего «парного программирования». Что интересно, Королёв скептично реалистично относился к человеческой натуре, и ратовал за создание системы, которая бы помогала вовремя обнаруживать неисправности. Вот какой разговор с ним вспоминает один из его подчинённых: "«Испытатель не имеет права на ошибку»,- не уставал повторять он мне. «Но ведь человек не машина»,- не соглашался я с ним. «Совершенно верно, но чтобы не пропустить ошибки отдельного человека, должна быть создана организационная система, исключающая эту ошибку, система, которая позволяла бы ее своевременно обнаружить и устранить. И эта система должна быть вами как испытателями создана, и она должна гарантировать нас от ошибок»." Не напоминает цепочку CI / CD?

«Костыль» как выбор и философия работы

Но давайте ненадолго спустимся с небес на землю, от небожителей, осваивавших космос, до нас, офисного планктона, стоящего на плечах атлантов. Есть несколько вещей, которые почти наверняка объединяют всех современных работников офисного фронта. И готов поспорить, что не далее, чем несколько дней назад вам приходилось заниматься на работе тем, что нарекают «тушением пожаров» или «латанием дыр» (представителям профессии пожарных и портных просьба воспринимать выражения в метафорическом ключе). Очень часто в этом процессе разрабатываются решения, которые направлены на срочный результат: немедленную починку, маленькую корректировку, быстрое внедрение дополнительной функции. Причиной возникновения «пожара» может стать как поломка, найденный баг, так, например, и вечное «клиент попросил». По-заморски такие решения называют «monkey patch», по-русски — «костыль». Думаю, у многих из вас время от времени возникает необходимость в создании «костылей»; в заброшенном случае такая необходимость становится хроническим свойством работы.

Добавьте к этому ритм взрослой жизни, когда у тебя работа, вечерняя учёба, подработка, готовка, курсы переподготовки; семья, сходить в магазин, навестить родственников; чтобы выглядеть в 85, как Познер, заниматься спортом, пока не поздно; встретиться с друзьями, почитать новости, быть всегда в курсе, саморазвитие, пробовать бизнес, пойти на танцевальные курсы; пока число ненаписанных песен уже кричит кукушка, квадратными метрами жмёт старая двушка — а значит, искать новую, заказывать мебель, переезжать. Конечно, при всём этом сумасшествии нельзя не забывать и про сон и отпуск. Этот список можно продолжать почти бесконечно. У прошлых поколений этот список был не менее велик, но то была доинтернетовская эра. Сейчас же мы из просто занятых превратились в собачек Павлова, которым и весь рабочий день, и до и после работы приходят десятки push-уведомлений как минимум на двух устройствах. Как отмечает Steve Glaveski в своей статье, "уведомления из приложения Facebook очень похожи на звонки, которыми известный физиолог в свое время вызывал условные рефлексы у собак." Тот же автор приводит выдержку из исследования, проведённого сотрудниками Калифорнийского университета в Ирвайне: "после того как уведомление заставило нас переключиться на другую задачу, для возвращения к предыдущей задаче нам может потребоваться до 23 минут". Это происходит, скорее всего, из-за того, что сиюминутные отвлечения выводят нас из состояния, которое психолог Михай Чиксентмихайи назвал «состоянием потока». Потоком оно называется, потому что дело в этом состоянии увлекает тебя настолько, что ты ментально полностью погружён в него, никакие сторонние мысли не мешают творить — в таком состоянии море начинает казаться «по колено», а работа приносит радость — Чиксентмихайи называет это психологическое переживание «оптимальным опытом». Если же не противостоять соблазну немедленно среагировать на электронное письмо, то человек вырывается из состояния потока, и на возвращение в него ему придётся потратить почти полчаса! Ну что, не кривя душой — узнали себя?

Попытки делать множество вещей параллельно и увеличение количества ролей, которые современный человек применяет на себя, ведёт к тому, что наша голова оказывается чрезмерно забита информацией. Дэниел Канеман в своей известной книге "Думай медленно, решай быстро" ("Thinking… Fast and slow") довольно просто объяснил, что всё, что занимает место в «оперативной памяти», уменьшает способность думать. Это могло бы быть одной из причин, почему мы принимаем столь дрянные решения и, как следствие, плохо работаем и некачественно живём.

Другой эффект, который следует из вышесказанного: ритм нашей жизни слишком быстрый. Точнее, мы его воспринимаем как слишком быстрый, и потому, соответственно, хотим и быстрых результатов. Коллега по цеху приводит в качестве примера состояние современного рынка книг и текстов в целом, где люди всё меньше заморачиваются по поводу того, чтобы написать интересный, свежий, качественный текст. Он, кстати, тоже оперирует термином «потока», но в противоположном контексте: в онлайн-медиа, включая социальные сети, информация давно превратилась в бесконечный поток, жизненный цикл статьи из-за этого многократно сократился: сегодня текст попадает в топ, а завтра, ну максимум через 3 дня, о нём никто уже не вспомнит. И наличие этого бесконечного потока, с одной стороны, рассеивает внимание читателей, а с другой — лишает авторов мотивации писать вдумчиво (я держусь и по-прежнему трачу недели на написание подобного рода текстов!).

Получается ситуация, в которой мы не оставляем себе достаточно времени для того, чтобы работать качественно, с одной стороны, потому что разучились концентрироваться, а с другой — потому что хотим немедленного результата. Отсюда и может брать свои корни психология «латания дыр».

Обо всём этом — а именно, о качестве всего, что мы делаем не только в работе, но и жизни — я задумался всерьёз, когда днём случайно удалил некоторые данные из базы, а вечером того дня поспешил и жену насмешил два раза не там просверлил дырки в стене. Я задумался, и стал оглядываться. Оказалось, что и я, и окружающие постоянно делают плохую работу, и в основном из-за того, что нарушают золотой принцип: «семь раз отмерь — один раз отрежь!». Поскольку я — свежеиспечённый водитель, то один из первых примеров, который приходит в связи с этим на ум — то, как ведут себя многие водители на дорогах. У вас не было такого, что как только вы получили водительские права, то вдруг стали намного больше ненавидеть людей как вид? И вдруг резко поняли, насколько опасно ведут себя так много водителей? И дело вроде не в том, что я там еле плетусь, или что-то такое. Просто такое ощущение, что водители всех этих машин, которые подрезают на тёмной улице, несутся по узкой улочке с ограничением в 5 км/ч или «дышат в затылок» на трассе, просто играются с теорией вероятности — ведь рано или поздно что-то пойдёт не так, и «авось» не сработает. Этот самый «авось» — иными словами, лень подумать и перестраховаться — есть третья причина, по которой страдает качество того, что мы делаем на работе и в жизни.

Зовите его «Главный»

Не отпускаю тему вождения — извините, наболело. Когда я учился водить, мне было необходимо за три недели с нуля научиться водить настолько хорошо, чтобы сдать длящийся минут 40 экзамен с первого раза. В течение этих 3 недель я практически каждое утро начинал в водительском сиденье учебного автомобиля. На день третий мой инструктор, увидев, в какой стресс меня вгоняет вождение, в сердцах сказал: "Люди раньше действительно были более психологически стабильные". Я не знаю, можно ли так обобщить, но допускаю, что это может быть правдой. По крайней мере, когда читаешь про людей старших (вплоть до послевоенного времени) поколений, то иногда создаётся впечатление, что они действительно были более цельными людьми, чем мы с вами. Богатыри — не мы, в общем. Такое же впечатление возникло и при изучении личности Сергея Королёва.

Готовя этот материал, я «перелопатил» отрывки из множества воспоминаний людей, работавших с Королёвым, и мне показалось удивительным то, насколько единодушны в уважительно-восторженном описании своих встреч с Главным, или «С.П.» (от «Сергей Павлович» — называть имя Королёва в документации было, если я верно понял, запрещено) их авторы. И ведь жёстким, и требовательным, и нервным был, и вскипал столь же мгновенно, сколь и остывал, а остыв, покровительственно хлопал по плечу с «утешающими» словами вроде: "Ну и досталось же тебе вчера от меня!" Но достоинства этого невысокого, полноватого человека с волевым лицом, глуховатым и резковатым голосом, цепким взглядом и энергичностью в движениях и походке явно перекрывали его слабости в глазах современников. И изучение его жизни может предоставить несколько полезных уроков для нас.

Как и зачем работать медленнее? Метод великого конструктора ракет Сергея Королёва можно, Королёва, работы, Сергей, Королёв, когда, чтобы, жизни, человека, потому, может, людей, космос, которые, плохо, который, почти, этого, человек, несколько

Разве на этого человека в принципе можно обижаться? А собачке явно не хочется в космос, судя по взгляду.

Сергей Королёв был поистине аутентичным лидером — то есть, таким, который видел большую цель, был уверен в себе, отвечал за свои слова и поступки, осознавал, какие принципы руководили им и чего он ожидает от своих сотрудников. В разных историях, описанных его подчинёнными, можно видеть Королёва в роли человека, который не боится решать сложные вопросы, даёт своим подчинённым достаточно творческой свободы ("Я заметил, что он стал все больше доверять своим ближайшим помощникам и давал им свободу действий. Очевидно, он понимал, что мелочная опека сковывает инициативу сотрудника, мешает ему стать настоящим знатоком и руководителем своего направления."), ценит твёрдых людей ("Он любил людей стойких, умеющих высказать и отстоять свое мнение, свою правоту."), не боится признавать собственные ошибки (космонавт Алексей Леонов рассказывает о том, как, будучи на орбите, принял решение вопреки указанию Королёва, и, рассказав об этом Главному и объяснив причины поступка, услышал в присутствии нескольких людей: "А Алёша-то ведь прав…"), не стремится продемонстрировать собственное превосходство ("Даже тогда, когда его собеседник оказывался неправ, Сергей Павлович никогда не подчеркивал это, не ставил в укор. Он никогда не считал предосудительным ошибаться."), намеренно «разжигает» дискуссии и сталкивает людей с противоположными мнениями, чтобы в споре родить истину; не забывает благодарить ("Между нами была собранная на технологических тележках межконтинентальная ракета. Убедившись, что все закончено, Сергей Павлович, несмотря на свою солидность, согнувшись, почти касаясь пола руками, пробрался под ракетой к нам, пожал нам руки и поблагодарил за работу."), не боится критиковать собственную работу ("Но в последующие полчаса мне пришлось услышать еще ряд других критических высказываний. «Этот полет нам не удался, мы к нему плохо подготовились»,- про полет, который все считали успешным. «Неважная конструкция»,- про конструкцию, несколько раз успешно слетавшую в космос. Произносилось все это естественно и повседневно.") и делиться сокровенными мыслями с близкими ("Сергей Павлович не был человеком замкнутым, он всегда делился своими идеями, мечтами, чувствами. Он любил размышлять и мечтать вслух о космосе.").

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]