Корабельное дерево - что знали о нём без кораблестроительных институтов
---
Кто не видел эту картину И.И.Шишкина "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии"? Как-то вроде не вяжется с обычным представлением о мачтовом лесе, вот таком:
Но не будем торопиться. Время мачт-однодеревок кануло в Лету с началом строительства крупных кораблей. Никакое природное дерево не могло иметь требуемое соотношение толщины ствола и его высоты при том, что наличие сучьев не допускалось. Да и вообще, цельное дерево, особенно в условиях, в которых находятся корабельные мачты - непрерывные смены температур и влажности, постоянные изгибающие нагрузки, - склонно растрескиваться.
Пришло время составных мачт. Вот так она могла выглядеть в поперечном разрезе:
Подобным образом собиралась нижняя часть мачты, называвшаяся колонной. Выше могла крепиться стеньга, а при необходимости ещё выше располагалась брам-стеньга и даже бом-брам-стеньга, четвёртый этаж мачты. Колонна скреплялась обвязками из троса под названием вулинги и деревянными бугелями. Позже вулинги заменили металлическими бугелями.
1 - Нижняя мачта (колонна); 2 - цапфа; 3 - железные бугели; 4 - чиксы; 5 - лонг-салинги; 6 - краспицы; 7 - эзельгофт; 8 - стеньга; 9 - брам-стеньга; 10 - бом-брам-стеньга; 11 - флагшток; 12 - клотик; 13 - вулинг; 14 - деревянный бугель; 15 - шкало; 16 - крепление шкало; 17 - вязка вулинга.
Но мачты мачтами, а ведь корпус судна и палуба требуют массу досок и тоже "без сучка, без задоринки". Как думаете, эти стройные деревья годятся для такой цели?
А приглядитесь-ка, сколько сучьев видно на стволах. Нет, это не корабельный лес. Поэтому так ценились настоящие рощи вот таких деревьев и безжалостно вырубались, вот и всё, что осталось:
Да и рубить-то следовало не в любой день, считалось, что заготавливать строевой лес следует в период новолуния, иначе он будет подвергнут гниению, ну и само собой, рубка проводится зимой, когда прекращается сокодвижение. Настоящая мачтовая сосна должна была иметь в диаметре не менее полуметра, кроме того учитывалось положение дерева относительно сторон света, ибо с северной стороны дерево получает меньше света и тепла, поэтому структура формируется более плотной и мелкослоистой, идет на строительство наиболее важных деталей.
Корабельные сосны были трёх сортов - жёлтые, красные и белые. Это конечно терминология корабелов, названия происходят из-за оттенка древесины. Это могут быть даже деревья одной породы, но произрастающие в разных условиях и на различных почвах.
Жёлтая имеет лёгкую и упругую древесину, идёт в основном для изготовления рангоута - это мачты, реи и их составляющие. Красная отличается повышенной плотностью древесины, идёт на обшивку корпуса, настил палубы. Белая шла на леса при постройке судна и изготовление различных изделий корабельного снабжения.
Но что мы всё о соснах - а как же дуб? Это благородное дерево едва ли не больше всех пострадало от развития судостроения. Англичане начали массовое строительство флота с бука, но буки закончились уже к 1600 году, Британия - это вам не бескрайная тайга. И тогда взялись за дубы, но и английские дубы были вырублены почти подчистую уже к 1660 году.
Пришлось эту древесину импортировать. Но почему именно дуб? Помимо своих прочностных характеристик, благодаря которым дуб служил для изготовления основных частей корпуса судна: киля, штевней, шпангоутов, привальных брусьев, ватервейсов, бимсов и т. д., - дубовая древесина пропитана такими веществами как танины или дубильная кислота, что препятствовало гниению дерева. Правда, из-за этого нельзя было в качестве крепежа использовать железо, которое быстро ржавело, а только медь или если и железо, то оцинкованное.
Оказалось, что британский дуб был самым лучшим, полноценной замены ему найти не удалось, в том числе и потому, что содержание танинов в нём было самое высокое. Сравните-ка сроки службы судов построенных из дуба различных стран:
- Американский дуб — 10 лет.
- Русский казанский дуб — 10 лет.
- Французский дуб — 15 лет.
- Польский дуб — 15 лет.
- Немецкий дуб — 15 лет.
- Датский дуб — 20 лет.
- Шведский дуб — 20 лет.
- Английский дуб — 25 лет.
- Самый лучший английский дуб — 40–50 лет.
Запрещено было даже покойников хоронить в колодах, выдолбленных не только из дуба, но и сосны, а гробы делать только из досок. Стоит заметить, что конкретных документов о вынесении смертных приговоров за нарушение указа 1703 года обнаружить в архивах не удалось.
Частично дуб старались заменить, (те, у кого была возможность) тропическим тиковым деревом. Прочность его была аналогичной дубу, но танинов оно не содержало, поэтому подвергалось гниению и червоточине, так что его использовали там, где постоянно с водой оно не соприкасалось.
Так же для замены дуба применялась лиственница. Хотя она и уступала дубу по прочности, но превосходила в этом плане сосну, так же не гнила и трудно возгоралась. Обычно из неё делали прямолинейные детали, а также шла на подкладку под броневые листы.
Другие деревья - ель, красное дерево, ясень, акация - использовались в тех случаях, когда могли заменить дуб или сосну: трапы, люки, рамы, шлюпки, мебель и тому подобное.
Я сгоряча хотел было и устройство мачты описать, но понял, что это на пару отдельных статей потянет, так что воздержимся пока :)
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]