
«Танцующая чума» Средневековья — смертельная эпидемия, о природе которой спорят до сих пор
---
Среди множества разных эпидемий, выкашивавших население Европы последнюю тысячу лет, «танцующую чуму» можно назвать самой загадочной и странной. Несколько веков этот мор преследовал людей, то отступая, то вновь появляясь ниоткуда и собирая свою жатву. Человек, ставший жертвой этого недуга, начинал танцевать как заведенный и не останавливался пока не падал без сил или не умирал от остановки сердца.

В XVI веке заболеваемость этой хореоманией пошла на спад и в XVII столетии «танцующая чума» исчезла также внезапно, как и появилась. За прошедшие четыре столетия не описано ни одного случая этой болезни и если бы не исторические документы из разных стран, то можно было подумать, что эпидемии были чьей-то выдумкой.
В наши дни ученым остается только предполагать, что могло явиться причиной этой болезни. Большинство специалистов склонно относить «танцующую чуму» к разряду массовых психозов. Было замечено, что эпидемия накрывала Европу в годы, когда были неурожаи, войны и стихийные бедствия. Можно предположить, что танцы стали защитной реакцией человеческой психики на происходящий вокруг негатив.
Сторонники этой версии приводят примеры других массовых психозов, распространенных в Средние века в Европе. Одним из характерных примеров может стать флагеллантство — самобичевание в религиозном экстазе. Порка такого плана настолько увлекала, что бывали случаи, когда верующие забивали сами себя плетями насмерть или закалывали кинжалами.

В пользу психологической версии говорит и то, что если больных изолировать после первых же проявлений недуга, заражение других людей не происходит. Чтобы попасть в объятия этой «чумы», здоровому человеку нужен был визуальный контакт с больными.
Еще одна теория гласит о том, что рейв-эпидемии могли быть вызваны неврологическими заболеваниями, наподобие хореи. Люди, страдающие этим недугом в тяжелой форме часто совершают конечностями конвульсивные движения, напоминающие дикий танец. Именно поэтому хорею раньше называли пляской святого Витта, в честь святого, прославившегося исцелением подобных больных.
Но хорея не создает эпидемий и вероятность, что в одном месте окажутся не только тысячи, но и десяток человек с такой болезнью, сильно близка к нулю.
Старинное изображение больного хореей
Третьей версией, более вероятной, считается религиозная. Возможно, что танцы были связаны с неким неизвестным в наши дни культом, опирающимся на дохристианские традиции. В пользу этого говорит и то, что часто пляски переходили в сексуальные оргии, похожие на древние вакханалии в честь богов. При этом странно, что вдоль и поперек изученная религиозная жизнь средневековой Европы до сих пор скрывает такую тайну.
Возможно, что ни одна их перечисленных версий не отображает реальной природы вещей и нам еще предстоит узнать тайну самой необычной эпидемии в истории человечества. Это может быть важным, ведь люди периодически сталкиваются со странными массовыми недугами, хоть и не связанными с танцами. Хорошим примером может служить эпидемия смеха, охватившая в 1962 году сотни школьников в африканской Танганьике и соседней Уганде.

В XVI веке заболеваемость этой хореоманией пошла на спад и в XVII столетии «танцующая чума» исчезла также внезапно, как и появилась. За прошедшие четыре столетия не описано ни одного случая этой болезни и если бы не исторические документы из разных стран, то можно было подумать, что эпидемии были чьей-то выдумкой.
В наши дни ученым остается только предполагать, что могло явиться причиной этой болезни. Большинство специалистов склонно относить «танцующую чуму» к разряду массовых психозов. Было замечено, что эпидемия накрывала Европу в годы, когда были неурожаи, войны и стихийные бедствия. Можно предположить, что танцы стали защитной реакцией человеческой психики на происходящий вокруг негатив.
Сторонники этой версии приводят примеры других массовых психозов, распространенных в Средние века в Европе. Одним из характерных примеров может стать флагеллантство — самобичевание в религиозном экстазе. Порка такого плана настолько увлекала, что бывали случаи, когда верующие забивали сами себя плетями насмерть или закалывали кинжалами.

В пользу психологической версии говорит и то, что если больных изолировать после первых же проявлений недуга, заражение других людей не происходит. Чтобы попасть в объятия этой «чумы», здоровому человеку нужен был визуальный контакт с больными.
Еще одна теория гласит о том, что рейв-эпидемии могли быть вызваны неврологическими заболеваниями, наподобие хореи. Люди, страдающие этим недугом в тяжелой форме часто совершают конечностями конвульсивные движения, напоминающие дикий танец. Именно поэтому хорею раньше называли пляской святого Витта, в честь святого, прославившегося исцелением подобных больных.
Но хорея не создает эпидемий и вероятность, что в одном месте окажутся не только тысячи, но и десяток человек с такой болезнью, сильно близка к нулю.
Старинное изображение больного хореей
Третьей версией, более вероятной, считается религиозная. Возможно, что танцы были связаны с неким неизвестным в наши дни культом, опирающимся на дохристианские традиции. В пользу этого говорит и то, что часто пляски переходили в сексуальные оргии, похожие на древние вакханалии в честь богов. При этом странно, что вдоль и поперек изученная религиозная жизнь средневековой Европы до сих пор скрывает такую тайну.
Возможно, что ни одна их перечисленных версий не отображает реальной природы вещей и нам еще предстоит узнать тайну самой необычной эпидемии в истории человечества. Это может быть важным, ведь люди периодически сталкиваются со странными массовыми недугами, хоть и не связанными с танцами. Хорошим примером может служить эпидемия смеха, охватившая в 1962 году сотни школьников в африканской Танганьике и соседней Уганде.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]