Замышляется ли переделка проекта 20386?
---
Первый показ публике — дальнейшая эволюция того, что мы знаем как корвет проекта 20386
9 января 2020 достоянием общественности стал новый виток эпопеи с корветофрегатом проекта 20386 разработки «ЦМКБ» Алмаз. На этот раз ЦМКБ «Алмаз» опять прыгнуло выше своей головы и окончательно превратило проект во фрегат, причём не просто фрегат, а ни больше ни меньше как фрегат «океанской зоны».
Смотрим на фото.
Отчётливо видны увеличение размеров (а значит, и водоизмещения) и новые пусковые установки
Итак, что мы видим? Исправлен один из недостатков старого проекта – слабое ударное оружие. Теперь вместо РК «Уран» на модельке имеется две ПУ 3С-14, способных как минимум применять КР «Калибр», а, возможно, и «Ониксы» и когда-то в будущем «Цирконы». ПУ перед пушкой – это пусковое ЗРК «Редут». То, что адмирал Евменов заявил про 32 «Калибра» — какая-то ошибка, явным образом там 16 ракет в ударном вооружении и столько же в ПУ ЗРК.
Для этого, однако, корабль пришлось удлинить. Причём, что логично, не только носовую часть, где приютились «Калибры», но и кормовую. Причины, видимо, в необходимости избежать постоянного дифферента на нос и стремления обеспечить обводами большую скорость и лучшую мореходность, корабль-то теперь не «ближней морской зоны, способный «эпизодически» выполнять задачи в дальней», а «океанский». Напомним, даже фрегат проекта 22350 – мощнейший в своём классе боевой корабль, относится к дальней морской зоне.
К фрегату 22350 мы ещё вернёмся.
Предыстория.
Те, кто внимательно следит за отечественным кораблестроением, знают в деталях историю с «корветом» проекта 20386. Стоит её однако пересказать в общих чертах для тех, кто упустил эту информацию.
Ещё недавно мы знали его таким
Итак, с советских времён, основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки разных типов. Однако они очень уязвимы от иностранных подлодок на выходе из баз и в ряд других случаев. Аналогично иностранные подлодки представляют большую угрозу для отечественных надводных кораблей и судов.
Для того чтобы максимально затруднить для любого противника действия в ближней морской зоне, в СССР в больших количествах строились малые противолодочные корабли – МПК. Несмотря на свои малые размеры и водоизмещение, эти кораблики оказались весьма эффективными противолодочниками в наших специфических условиях.
После краха СССР обновление флота остановилось, модернизация ранее построенных кораблей не проводилась. В этих условиях количество МПК непрерывно сокращалось, уязвимость России перед иностранными подлодками росла.
С начала 2000-х годов началось строительство корветов проекта 20380. Эти корабли были первыми кораблями, способными бороться с подводными лодками, построенными в постсоветскую эпоху. Надо сказать, что им был свойственен ряд как концептуальных, так и конструктивных недостатков, а качество изготовления первых кораблей было просто ужасающим. Имели место смены подрядчиков, уголовные дела, посадки… в итоге на корвете «Громкий», сданном Тихоокеанскому флоту Амурским судостроительным заводом, уже более-менее всё работало.
Конечно, даже в полностью работоспособном состоянии эти корабли были далеки от идеальных. Так, у них нет радиокоррекции ЗУР, что многократно снижает потенциал зенитно-ракетного комплекса «Редут» и делает проблемным отражение удара с воздуха. У них нет бомбомёта, что делает невозможной борьбу с залёгшими на грунт НАПЛ и лишает корабль кое-каких других преимуществ. У них неудачно расположены зенитно-артиллерийские установки АК-630М. Есть вопросы по реальной радиолокационной малозаметности и оправданности надстройки из композитных материалов. Крупнейший минус этих кораблей как противолодочных – нет противолодочных ракет (ПЛУР), что резко снижает потенциал этого корабля как охотника на ПЛ. И они дорогие. Цена такого корвета ставит под вопрос его массовую постройку в количествах, достаточных для прикрытия БМЗ.
Справедливости ради сделаем оговорку, что модернизация проекта могла бы решить большую часть этих проблем, а пересмотр состава РЭВ "в правильную сторону" на вновь строящихся кораблях — удешевить их.
Планировавшийся на замену этому кораблю корвет 20385 имел усиленный состав оружия и более мощное радиоэлектронное вооружение, основой которого являлся многофункциональных радиолокационных комплекс от АО «Заслон». Он также имел 16 пусковых ячеек в ПУ ЗРК «Редут» вместо 12, и одну восьмизарядную пусковую установку 3С-14, с помощью которой можно было запускать широкий перечень управляемых ракет, включая ПЛУР и КР семейства «Калибр».
Однако с 2013 года в системе отечественного кораблестроения стали происходить странные вещи. ВМФ отказался от продолжения серии 20385. Сегодня в обществе существует убеждённость, что причиной стала невозможность получения импортных дизельных двигателей MTU и редукторов к ним из-за санкций. На практике информация о прекращении строительства 20385 была озвучена в СМИ до украинского кризиса. Источники информации при этом сетовали на высокую стоимость получившегося корвета.
Задел для отменённых корветов 20385 в виде интегрированной башенно-мачтовой конструкции и МФ РЛК был установлен на четыре последних строящихся корвета проекта 20380, что ещё сильнее увеличило их стоимость.
Казалось, что, раз корветы дорогие, то надо или попробовать сделать их дешевле или же разработать новый, более массовый проект, для обновления кораблей БМЗ, прежде всего противолодочных. Продолжение серии в несколько изменённом виде было вполне логичным с точки зрения межкорабельной унификации. Вместо этого произошло совершенно иное.
В 2016 году публике была представлена модель нового корвета — проекта 20386. Корабль отличался высочайшей технической ложностью, огромным для корвета водоизмещением, ослабленным по сравнению с 20385 составом оружия, отсутствием унификации с ранее построенными кораблями по многим системам. В его конструкцию была заложена масса технических рисков, и, что самое главное, он был почти в два раза дороже, чем корвет проекта 20380, имея такое же наступательное оружие, ту же пушку, на 4 ЗУР больший боекомплект ЗРК, и ухудшенные по сравнению с 20380 возможности по поиску подлодок. С 20385 его и сравнивать было невозможно при существенно большей цене.
Дальнейшая история этого проекта и её разбор был сделан в статье автора «Больше, чем преступление. Строительство корветов проекта 20386 – ошибка» и в совместной с М. Климовым статье «Корвет 20386. Продолжение аферы». В последней перечислены и технические риски проекта.
С тех пор, однако, многое изменилось, а кроме того, начали получать материальные подтверждения уже давно ходившие в «околофлоте» слухи о занятной эволюции этого проекта, детали которой были до некоторого момента скрыты от общественности.
Стоит их, наверное, озвучить.
Скандалы, интриги, расследования
Начиная с того же самого 2016 года, вокруг проекта циркулировала информация, которая до поры, до времени, оставалась неподтверждённой.
Первым было то, что с проекта уберут РК «Уран». Это, во-первых, было логично, ведь даже маленькие МРК имели «Калибры», да и как-то странно выглядел факт, что на смену кораблю с «Калибрами» и «Ониксами» придёт корабль с «Уранами».
Те же источники высказывали догадки, что в ценах 2016 года цена «корвета» достигнет 40 миллиардов рублей, что «отправит» его в почти ту же ценовую нишу, в которой находится несравнимо более мощный и по-настоящему достойный боевой корабль – фрегат проекта 22350.
Чуть позже, уже ближе к 2018 году, другой источник, вполне информированный, сообщал автору, что «на замену 20386 уже прорабатывается корабль большего размера и водоизмещения, и более дорогой, фактически фрегат». Подробностей источник не сообщил, но как мы видим, он был прав: как минимум какие-то работы ведутся. В свете того, что серия 22350 оказалась под вопросом и закладок кораблей этого проекта долго не было, информация об их замене на нечто корветообразное, да ещё и за те же деньги, звучало пугающе.
И опять же со слов того же источника, в ЦМКБ «Алмаз» у некоторых деятелей есть смелая идея «пролезть» в нишу создания кораблей больших классов, нежели «Алмаз» делал всегда в прошлом.
Наконец, после выхода в свет второй статьи, автор получил короткое сообщение о том, что «6» будет другим».
Всё вышеперечисленное давало повод думать, что реально проект подвергается какой-то переработке. Возможно, что облик головного корабля останется более-менее близким к известному, а серийные планируются с изменениями. При этом номер проекта может остаться прежним, в современной России примеров того, как проект переделывали полностью под тем же номером искать не надо, всё уже найдено.
Варианты на будущее и риски
Для того чтобы строить какие-то прогнозы, надо точно знать, чем является показанная модель. На табличке написано «Корвет на базе проекта 20386», то есть гарантировать, что это именно измененный 20386 и что он строится именно таким точно нельзя, хотя и отрицать это, невозможно, особенно с учётом внезапно начавших массово подтверждаться слухов из прошлого.
Поэтому оценим проект так, как будто это отдельный проект, а не тот, 20386, который с конца 2018 года (через два года после закладки) начали строить на «Северной верфи».
Во-первых, это уже однозначно фрегат. Он большой, как фрегат, тяжёлый, как фрегат и вооружён как фрегат. Таким образом, этот корабль уже подрубает не только обновление сил БМЗ, как «старый» 20386, а метит на замену 22350. Конечно, вряд ли серией 22350 пожертвуют ради этого проекта, но это сейчас, а вот когда хотя бы в чертежах возникнет 22350М, то вполне возможно, что плюсом к нему кто-нибудь и попытается протолкнуть идею «лёгкого фрегата» — которая сама по себе, отдельно от 20386, вполне хорошая, но надо чётко представлять себе, что этот «лёгкий фрегат» будет делать в наших специфических условиях.
И почему он должен быть именно таким.
Пока очевидно, что этот корабль не противолодочник – размеры обтекателя ГАС не дают думать про то, что его основной задачей будет борьба с ПЛ, да и вертолётов именно противолодочному фрегату лучше иметь два. Хотя используя буксируемую ГАС, вертолёт и ПЛУР из 3С-14 бороться с ПЛ можно, но явно выраженных черт противолодочного корабля в этом проекте нет.
Очевидно, что это не корабль ПВО – у него мало ракет, нет возможности одновременно вести огонь из пушки и ЗРК, а две АК-306, установленных на надстройке за газоходами ГТУ это просто какой-то анекдот.
Что у него есть? У него есть 16 крылатых или противокорабельных ракет. Это столько же, сколько имеют первые четыре фрегата 22350. То есть перед нами некая редакция ударного корабля, но лёгкого, и полученного путём переработки совсем другого проекта.
То есть это «просто корабль» — лёгкий фрегат, придуманный без явной концепции боевого применения. Результат слепой эволюции, которая шла не от задач, а просто так – быстрее, больше, дороже.
Его плюсами, видимо, будут скорость и дальность. Минусами – сложность, цена и то, что это опять дублирующий проект по отношению к фрегату 22350.
Таким образом, подобный корабль при наличии сейчас 22350 не имеет смысла вообще, а потом, когда 22350 сменит 22350М, то лёгкий фрегат будет, видимо, нужен, но другой.
Возвращаясь к фрегату 22350, стоит сказать, что сравнения с ним абстракция от «Алмаза» не выдерживает от слова «совсем». Можно предположить, что теоретически у алмазовского суперкорвета/лёгкого фрегата могут быть выше скорость и дальность. Но даже если так, это мало что меняет. Фрегат 22350 имеет тотальное превосходство в ПВО за счёт вдвое большего боекомплекта ЗУР и более совершенного РЛК «Полимент», к него куда более совершенные комплексы ПВО ближней зоны, он имеет более мощную ГАС и лучше способен бороться с ПЛ, у него более мощная пушка (130 мм), его крайние два корабля имеют 24 ракетных ячейки в установках 3С-14 против 16, и он уже в серии.
Ложное направление
На сегодня у России уже есть проект фрегата, находящийся в серийном производстве, – 22350. Этот корабль кратно мощнее, а значит, и полезнее, чем любая вариация 20386. К тому же он производится серийно. Нет никаких оснований для того, чтобы ЦМКБ «Алмаз» тратило бюджетные средства на ненужные стране корабли в том же классе.
У нас гигантская, чудовищная по масштабам дыра в обороне ближней морской зоны – нет сил, способных обеспечить развёртывание МСЯС, нет сил, способных обеспечить развёртывание подплава. Умирают старенькие МПК, серия 20380 вместо модернизации в сторону удешевления была подвергнута усложнению (МФ РЛК) и потом «зарезана», серия 20385 закончена на двух кораблях, хотя её упрощённый вариант тоже мог бы стать базовым кораблём БМЗ, когда на постройку таких больших корветов ещё было время.
У нас огромные проблемы с противоминными силами. И если трудности в постройке новых тральщиков объяснимы (но не их конструкция – она необъяснима), то полное отсутствие попыток модернизировать уже имеющиеся корабли отдаёт уже даже не глупостью, а предательством. В нашей стране не производятся ни противолодочные самолёты, ни противолодочные вертолёты.
У нас реально есть куда потратить деньги и без «старого» 20386, не говоря уже о «новом». Всё это было верно, когда этот безумный проект только стартовал, и верно сейчас, когда нам с какой-то целью показали сделанный на его базе макет фрегата, ещё более дорогого.
А уж если на самом деле под маркой макетов «старого» 20386 уже строят новый с «Калибрами» и соответствующим ростом цены, то это вообще не будет иметь никаких оправданий, потому что один такой ненужный корвет-переросток «съест» как минимум три корабля попроще.
В ЦМКБ «Алмаз» есть немало талантливых конструкторов, способных, используя заведомо низкотехнологичные комплектующие, разрабатывать корабли мирового класса. Есть интересные наработки по кораблям ближней морской зоны. Есть опыт. Есть способность наконец-то дать стране то, что ей давно нужно, – проект массового простого и недорогого корабля БМЗ, способного заменить собой МРК и МПК. Есть и такие проекты.
Вместо этого мы видим многолетнюю эпопею по освоению бюджетов любым доступным способом, по увеличению количества ОКР ценой серийности, чему само ЦМКБ немало способствовало через своих руководителей, и прочие позорные способы получения государственных денег. Увы, но вчерашняя моделька – оттуда же, и имеет то же самое предназначение. Ответственность за всё вышеперечисленное несёт руководство этого предприятия.
Хочется верить, что блуд с гигантскими и сверхдорогими корветами и вырастающими из них фрегатами, дорогими, но слабыми на фоне уже строящихся конкурентов (22350) когда-нибудь закончится, и это конструкторское бюро опять, как и раньше, послужит обороноспособности страны.
Кто бы только этого наконец добился!
Автор:Александр ТимохинИспользованы фотографии:РИА Крым/Андрей Киреев, пресс-служба МВМС-2019, 1-й канал (ТВ)
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]