Airbus против Boeing: схватка «крылатых гигантов» ужесточается
11.01.2020 9 172 0 +256 Starweaver

Airbus против Boeing: схватка «крылатых гигантов» ужесточается

---
+256
В закладки
Airbus против Boeing: схватка «крылатых гигантов» ужесточается Boeing, корпорации, компании, Airbus, только, Однако, можно, более, модель, производства, которых, лайнера, катастроф, Qantas, Впрочем, временем, корпорацию, называется, вполне, новые

Наступление нового года позволяет подвести итог противостояния двух ведущих мировых авиастроительных корпораций, развернувшегося в прошлом году с новой силой. Новый импульс ему, вне всяких сомнений, придали проблемы, обрушившиеся на американских производителей самолетов. Однако надо отдать должное их европейским конкурентам – они не полагаются исключительно на благоприятное для них стечение обстоятельств и не сидят сложа руки.

Именно наступательная политика в конечном итоге и обеспечила Airbus воистину исторический прорыв, который снова вывел ее на лидирующие позиции в деле самолетостроения. Насколько прочным является нынешнее положение и есть ли у Boeing шансы вернуть себе «пальму первенства» в ближайшем будущем?

Освободите пьедестал!

Надо отметить, что «капиталистическое соревнование» между производителями небесных лайнеров и Старого и Нового света длится примерно столько, сколько существуют обе гигантские корпорации. Впрочем, обратимся к временам более близким. Европейский концерн прочно лидировал с 2003 по 2010 годы, однако, в 2011 году главенство в деле производства и поставок захватили американцы, которых, казалось бы, уже нереально будет вытеснить с вершины авиастроительного «пьедестала почета». И, тем не менее, уже в декабре прошлого года стало ясно: Airbus это удалось! На протяжении него компания передала заказчикам 863 своих машины, нарастив таким образом производство почти на 8%. Boeing, со своими проданными 345 самолетами (данные за 11 месяцев), не может похвастаться даже половиной такого успеха. Еще бы – ведь угодившие под всемирный запрет из-за ужасающих катастроф его 737 MAX были воистину флагманской моделью корпорации, наиболее востребованной и продаваемой. Осуществлявшиеся по плану поставки дальнемагистральных и широкофюзеляжных машин моделей 777 и 787 спасти положение не смогли. Впрочем, возлагать особые надежды на свое преимущество в данной области Boeing тоже вряд ли стоит – европейцы не просто твердо намерены «подвинуть» ее и на этом направлении, а уже предпринимают для этого вполне конкретные практические шаги.

Да, состоявшийся в середине ноября прошлого года рекордный авиарейс QF7879 по маршруту Лондон-Сидней был осуществлен австралийской компанией Qantas с использованием Boeing 787-9 Dreamliner, без проблем проведшим в воздухе целых 19 часов. Однако в Airbus уже заявили о начале разработки лайнера именно для перелетов подобной протяженности. Что характерно, в роли заказчика выступила все та же Qantas, намеренная в дальнейшем осуществлять доставку пассажиров в Австралию из Нью-Йорка и Лондона на постоянной основе. И обратилась она не к Boeing с которым, вроде бы, уже имеет позитивный опыт сотрудничества, а к его европейским конкурентам. Каким будет «сверхдальнобойный» пока неизвестно. По имеющейся информации прототипом для него станет модель A350-1000, которую планируют оснастить проверенными двигателями Rolls-Royce Trent XWB и значительно увеличенными топливными баками. Пока что не оглашаются даже примерные сроки осуществления этого проекта, однако, сам по себе он уже не сулит американцам ничего хорошего. Удивляться нечему – напомню, что по итогам 2019 года именно Qantas Airways была признана самой безопасной авиакомпанией в мире. Увы, марка Boeing с некоторых пор с понятием «безопасность» уже не ассоциируется...

От перемены мест...

Тем временем американскую корпорацию продолжают сотрясать все новые скандалы, терзают финансовая и кадровая «турбулентность». На какие только ухищрения не идут в Boeing, чтобы спасти собственную подмоченную репутацию... Если это и помогает, то очень ненадолго. Казалось бы, меры предпринимаются беспрецедентные: на алтарь «отбеливания» своего имиджа корпорация на сей раз принесла не назначенных «стрелочников», не мелкую сошку, а своего президента и исполнительного директора Дэнниса Мюленбурга, чью отставку в концерне назвали «необходимым шагом для восстановления доверия к компании». Место поплатившегося креслом за череду катастроф и прочих досадных «проколов» топ-менеджера по имеющейся информации 13 января займет нынешний председатель совета директоров компании Дэвид Калхун, уже заявивший, что он твердо верит в «светлое будущее» не только Boeing Co, но и продолжающей гробить породившую ее корпорацию модель 737 МАХ. Оптимизм, это, конечно, хорошо, но... Новость о кардинальных кадровых изменениях в высшем звене менеджмента компании подняла акции Boeing на бирже на 3.7%. И это можно было бы считать победой, если бы буквально накануне, после официального объявления о приостановке с начала нынешнего года выпуска злополучных 737 МАХ ценные бумаги корпорации не обвалились бы на 4%. Похоже, от перемены мест топ менеджеров сумма убытков компании не меняется.

Другого выхода, кроме остановки некоторых конвейеров, что, кстати, случилось впервые за последние 20 лет, у Boeing просто не осталось. Федеральное авиационное управление США (FAA) вцепилось в проблемную модель лайнера, что называется, мертвой хваткой, находя в ней все новые и новые недочеты и потенциальные источники опасности. К примеру, буквально на днях специалисты FAA заявили, что обнаружили в 737 МАХ «проблемы с проводкой», которые вполне могут стать причиной короткого замыкания с полностью предсказуемыми трагическими последствиями. Пучки кабелей, по мнению инспекторов, проложены слишком близко друг к другу и это «потенциально опасно». Насколько этот недостаток серьезен можно понять по тому, что представители Boeing уже поторопились заверить, что готовы рассмотреть любые варианты ее решения, вплоть до внесения изменений в конструкцию лайнера. Остается только догадываться, в какую «копеечку» это влетит корпорации и насколько отодвинет возвращение 737 МАХ в небо. Сегодня в качестве лучшего из вариантов уже называется второй квартал нынешнего года. Впрочем, тот же Мюленбург после личной встречи с главой FAA Стивеном Диксоном четко дал понять: раньше февраля-марта не может идти речи даже о сертификации программного обеспечения для получивших «позорное клеймо» машин. А уж их взлет – и вовсе дело совершенно неопределенного будущего.

Виноваты все

Тем временем дополнительного драматизма ситуации добавляет то, что к разбирательству относительно Boeing весьма рьяно подключились члены комитета транспорта и инфраструктуры Палаты представителей Конгресса США. В процессе изучения ими все новых и новых документов одна за одной всплывают подробности, отнюдь не красящие как саму корпорацию, так и проявляющих сегодня к ней уже постфактум свою суровость контролеров из FAA. Так, конгрессмены выразили крайнюю обеспокоенность тем фактом, что согласно попавшей в их руки внутренней переписке корпорации, некоторые ее сотрудники прекрасно осознавали потенциальную опасность изменений, вносимых в программное обеспечение 737 МАХ. Другие же их коллеги в то же самое время всеми силами стремились не допустить «утечки информации», которая могла бы привести к срыву планов по производству этой модели лайнеров. Эти подозрения подтверждаются и свидетельствами конкретных лиц, напрямую причастных к предмету расследования. Так, Эд Пирсон, сотрудник Boeing (уже бывший, естественно), имевший непосредственное отношение к программе «лайнеров-убийц» на соответствующих слушаниях заявил, что предупреждал руководство корпорации о грядущей беде еще до первой авиакатастрофы, но его попросту проигнорировали.

Более того, другие экс-работники компании сделали еще более шокирующие признания, бросающие тень не только на их бывших работодателей, но и на Федеральное авиационное управление США. Речь о «чересчур тесных контактах» его руководства с воротилами корпорации Boeing, позволявших авиастроителям «решать вопросы» по сертификации их продукции в тех случаях, когда по букве закона и правил она была невозможно. Все это позволяет американским законодателям допустить, что в FAA прекрасно знали о настоящих причинах первой трагической аварии 737 МАХ, случившейся еще в октябре 2018 года и осознавали более, чем серьезную вероятность ее повторения. Однако вместо того, чтобы немедленно наложить полный запрет на эксплуатацию этой модели, контролеры молчали и не предпринимали ровно ничего вплоть до второй авиакатастрофы. Стремление всех прямых и косвенных виновников двух жутких трагедий перевалить еще на кого-либо хоть часть ответственности вполне понятно. Однако вскрывающаяся сейчас крайне неприглядная правда действительно заставляет всерьез задуматься над тем, насколько вообще можно доверять воздушным судам, производства и принятие в эксплуатацию которых происходит с подобным количеством совершенно вопиющих нарушений.

Тем временем Airbus, что называется, кует железо, пока горячо. Ну, или алюминий – в данном случае... В прошлом году в компании даже пошли на беспрецедентную отмену приостановки производства на собственных предприятиях на Рождество. Вот как стремятся развить достигнутый успех! Что ж, кто бы не победил в этой гонке, для нас, рядовых пассажиров, доверяющих свои жизни несущим нас в небеса крылатым машинам, главное одно – легкий взлет и мягкая посадка. Подсчитано: в 2019 году в мире произошло 86 авиапроисшествий, 8 из которых имели трагические последствия. Этот показатель, равно, как и количество жертв катастроф, к счастью, снизился в сравнении с 2018 годом практически вдвое! В минувшем году смертельным оказывался один авиарейс из 5 с половиной миллионов. Так пусть же эта цифра станет еще меньше, а лучше всего – превратится в ноль!

Автор: Александр Неукропный

Использованы фотографии: hans-johnson/flickr.com/
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]