![Как рисуется профиль самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/13647/13647_1000.jpg)
Как рисуется профиль самолёта
---
Обычно профили самолётов (так называемые “боковики”) на компьютере рисуют в растровых редакторах. Однако, и форма объекта, и тени (собственные и падающие), и отражения поддаются математическому описанию, следовательно, их можно точно начертить. В данном очерке описаны методы именно “черчения” таких изображений в векторном редакторе.
(2000x700)
![МиГ-29 музей Минск](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/13647/13647_1000.jpg)
Данный обзор основан на материале созданном в программе CorelDRAW, хотя применим и к другим векторным редакторам. Формат обобщающей статьи не предусматривает подробностей прочерчивания многих деталей, о каждой из которых можно написать отдельный рассказ. Кроме того, в каждой программе одного и того же результата можно добиться несколькими различными способами (наборами комманд).
Для примера взят самолёт МиГ-29 модификации “9-13” из Музея авиационной техники в Боровой (под Минском). Он достаточно сложен и по форме, и по окраске, чтобы показать основные принципы.
1. Самая кропотливая часть работы – это прорисовка непосредственно чертежа. Конечно, при желании, можно и сразу только “красить” (результат см. п.11) или найти готовый векторный файл чертежа. Например, в Википедии даются векторные файлы формата .svg, который можно конвертировать и в .cdr, и в любой другой формат. Однако практически во всех доступных чертежах вы найдёте их несоответствие фотографиям, тех. описаниям, другим чертежам и т.д. Кроме того, выполняя чертёж, вы гораздо лучше начинаете понимать конструкцию машины, что помогает избежать многих ошибок и упущенных особенностей. Иногда данную работу удобнее выполнить в специализированной чертёжной программе (например, AutoCAD), файл которой хорошо открывается в редакторе иллюстраций. Для удобства быстрого редактирования линии разной толщины и цвета (тона) лучше рисовать в разных слоях. В данном случае использовано четыре слоя: контурные линии, линии расшивки, линии заклёпок и отдельных крепёжных элементов. При прочерчивании их удобнее сделать разного цвета. А если сразу чертить замкнутые контуры, то их потом можно будет моментально закрашивать. На приведённом изображении, для примера, наложены чертежи А.Михеева и J.Martinek’а.
![черчение самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/13853/13853_1000.jpg)
2. Первым делом выделяются основные объемы и закрашиваются базовым цветом. Если бы объект был очень многоцветный, то за базовый удобнее всего было бы взять средне-серый. Но на данном образце присутствует основной цвет – светло-серый с небольшой синевой. Его удобно взять за базовый. Сопла двигателей имеют другой цвет и, главное, простую цилиндрическую форму, которую легко отобразить градиентной заливкой. Поэтому они изображаются отдельно.
![рисунок самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/14261/14261_1000.jpg)
3. Обводятся отдельно зоны, которые будут светлее и темнее базового цвета. Закрашиваются они также базовым цветом. Фонарь кабины выступает за основные обводы фюзеляжа и его следует рисовать отдельно.
![рисунок самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/14514/14514_1000.jpg)
4. Обводятся самые светлые и самые тёмные места выделенных выше зон, применяя к ним соответствующие цвета. На приведённом изображении они выглядят как почти белые и тёмно-серые тонкие полоски. Желательно чтобы эти элементы имели такое же количество узловых точек, как и сама зона. В противном случае может потребоваться много опыта, чтобы получить плавную форму. Так же необходимо чтобы начальные точки фигур были одна напротив другой (если есть общие точки, как в данном случае, то лучше сделать начальной одну из них).
![рисунок самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/14682/14682_1000.jpg)
5. С помощью инструмента интерактивного перетекания (в CorelDRAW – Interactive Blend Tool) делается плавное перетекание фигур от элементов созданных в п.4 к соответствующим элементам, созданным в п.3. На приведённом изображении, для наглядности, число промежуточных трансформаций (шагов) выставлено равным 5-ти. Для более плавного перехода, конечно, число шагов нужно больше. Этот показатель в любой момент можно изменить для получения приемлемого результата. В рассматриваемом чертеже практически на всех перетеканиях количество шагов выставлено равным 20-ти (как и по умолчанию в программе).
![рисование самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/14887/14887_1000.jpg)
6. При наложении полученных элементов на то, что было сделано в п.2 получаются уже основные формы фюзеляжа самолёта.
![рисунок самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/15162/15162_1000.jpg)
7. Далее прорисовываются мелкие детали. Тут используется широкий спектр методов. В данном случае использованы в основном одноцветные и градиентные заливки с различными прозрачностями и без них. Некоторые элементы изображены при помощи интерактивных перетеканий. Основные линии расшивки подчёркнуты светлыми и тёмными линиями. Отдельно детали выглядят так:
![детали самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/15466/15466_1000.jpg)
8. Мелкие падающие тени изображены при помощи одноцветных заливок. Крупные падающие тени – при помощи градиентных заливок и одноцветных заливок с градиентной прозрачностью. Отдельно тени выглядят так:
![тени самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/15651/15651_1000.jpg)
9. При наложении деталей и теней получается готовая форма самолёта, которую можно использовать для различных вариантов окраски.
![форма самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/15913/15913_1000.jpg)
10. Элементы, окрашенные в цвета отличные от базового, либо рисуются полностью с начала, либо получаются трансформацией и/или перекрашиванием готовых элементов с базовой окраской. Отдельно они выглядят так:
![окраска самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/16259/16259_1000.jpg)
11. При наложении окраски получается готовая векторная модель самолёта. В большинстве случаев авторы на такой стадии и останавливаются. Далее для получения технического рисунка можно наложить на это изображение чертёж (см п.1). Результат такого действия можно увидеть на заглавной картинке. Другой путь – художественные эффекты (блики и засветы, отражения, помятости и потёртости, загрязнения и т.д.), многие из которых всё-таки лучше делать в растровом редакторе.
![боковик самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/16544/16544_1000.jpg)
12. Из основных эффектных моментов, которые удобно делать “в векторе”, можно отметить заклёпки и другой крепёж. Правда, на окрашенном самолёте они не видны со стороны. Исключение составляют неокрашенные машины, каких среди МиГ-29 не встречается. Векторная модель позволяет быстро менять элементам цвета, отключать и менять свойства слоёв и групп (при этом “вес”, например, приведённой модели 480Кб), поэтому сложно устоять от соблазна пофантазировать.
(2000x600)
![рисунок МиГ-29 изделие 9-13](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/16793/16793_1000.jpg)
Оригинальный пост: http://dmitry-vs.livejournal.com/6196.html
(2000x700)
![МиГ-29 музей Минск](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/13647/13647_1000.jpg)
Данный обзор основан на материале созданном в программе CorelDRAW, хотя применим и к другим векторным редакторам. Формат обобщающей статьи не предусматривает подробностей прочерчивания многих деталей, о каждой из которых можно написать отдельный рассказ. Кроме того, в каждой программе одного и того же результата можно добиться несколькими различными способами (наборами комманд).
Для примера взят самолёт МиГ-29 модификации “9-13” из Музея авиационной техники в Боровой (под Минском). Он достаточно сложен и по форме, и по окраске, чтобы показать основные принципы.
1. Самая кропотливая часть работы – это прорисовка непосредственно чертежа. Конечно, при желании, можно и сразу только “красить” (результат см. п.11) или найти готовый векторный файл чертежа. Например, в Википедии даются векторные файлы формата .svg, который можно конвертировать и в .cdr, и в любой другой формат. Однако практически во всех доступных чертежах вы найдёте их несоответствие фотографиям, тех. описаниям, другим чертежам и т.д. Кроме того, выполняя чертёж, вы гораздо лучше начинаете понимать конструкцию машины, что помогает избежать многих ошибок и упущенных особенностей. Иногда данную работу удобнее выполнить в специализированной чертёжной программе (например, AutoCAD), файл которой хорошо открывается в редакторе иллюстраций. Для удобства быстрого редактирования линии разной толщины и цвета (тона) лучше рисовать в разных слоях. В данном случае использовано четыре слоя: контурные линии, линии расшивки, линии заклёпок и отдельных крепёжных элементов. При прочерчивании их удобнее сделать разного цвета. А если сразу чертить замкнутые контуры, то их потом можно будет моментально закрашивать. На приведённом изображении, для примера, наложены чертежи А.Михеева и J.Martinek’а.
![черчение самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/13853/13853_1000.jpg)
2. Первым делом выделяются основные объемы и закрашиваются базовым цветом. Если бы объект был очень многоцветный, то за базовый удобнее всего было бы взять средне-серый. Но на данном образце присутствует основной цвет – светло-серый с небольшой синевой. Его удобно взять за базовый. Сопла двигателей имеют другой цвет и, главное, простую цилиндрическую форму, которую легко отобразить градиентной заливкой. Поэтому они изображаются отдельно.
![рисунок самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/14261/14261_1000.jpg)
3. Обводятся отдельно зоны, которые будут светлее и темнее базового цвета. Закрашиваются они также базовым цветом. Фонарь кабины выступает за основные обводы фюзеляжа и его следует рисовать отдельно.
![рисунок самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/14514/14514_1000.jpg)
4. Обводятся самые светлые и самые тёмные места выделенных выше зон, применяя к ним соответствующие цвета. На приведённом изображении они выглядят как почти белые и тёмно-серые тонкие полоски. Желательно чтобы эти элементы имели такое же количество узловых точек, как и сама зона. В противном случае может потребоваться много опыта, чтобы получить плавную форму. Так же необходимо чтобы начальные точки фигур были одна напротив другой (если есть общие точки, как в данном случае, то лучше сделать начальной одну из них).
![рисунок самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/14682/14682_1000.jpg)
5. С помощью инструмента интерактивного перетекания (в CorelDRAW – Interactive Blend Tool) делается плавное перетекание фигур от элементов созданных в п.4 к соответствующим элементам, созданным в п.3. На приведённом изображении, для наглядности, число промежуточных трансформаций (шагов) выставлено равным 5-ти. Для более плавного перехода, конечно, число шагов нужно больше. Этот показатель в любой момент можно изменить для получения приемлемого результата. В рассматриваемом чертеже практически на всех перетеканиях количество шагов выставлено равным 20-ти (как и по умолчанию в программе).
![рисование самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/14887/14887_1000.jpg)
6. При наложении полученных элементов на то, что было сделано в п.2 получаются уже основные формы фюзеляжа самолёта.
![рисунок самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/15162/15162_1000.jpg)
7. Далее прорисовываются мелкие детали. Тут используется широкий спектр методов. В данном случае использованы в основном одноцветные и градиентные заливки с различными прозрачностями и без них. Некоторые элементы изображены при помощи интерактивных перетеканий. Основные линии расшивки подчёркнуты светлыми и тёмными линиями. Отдельно детали выглядят так:
![детали самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/15466/15466_1000.jpg)
8. Мелкие падающие тени изображены при помощи одноцветных заливок. Крупные падающие тени – при помощи градиентных заливок и одноцветных заливок с градиентной прозрачностью. Отдельно тени выглядят так:
![тени самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/15651/15651_1000.jpg)
9. При наложении деталей и теней получается готовая форма самолёта, которую можно использовать для различных вариантов окраски.
![форма самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/15913/15913_1000.jpg)
10. Элементы, окрашенные в цвета отличные от базового, либо рисуются полностью с начала, либо получаются трансформацией и/или перекрашиванием готовых элементов с базовой окраской. Отдельно они выглядят так:
![окраска самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/16259/16259_1000.jpg)
11. При наложении окраски получается готовая векторная модель самолёта. В большинстве случаев авторы на такой стадии и останавливаются. Далее для получения технического рисунка можно наложить на это изображение чертёж (см п.1). Результат такого действия можно увидеть на заглавной картинке. Другой путь – художественные эффекты (блики и засветы, отражения, помятости и потёртости, загрязнения и т.д.), многие из которых всё-таки лучше делать в растровом редакторе.
![боковик самолёта](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/16544/16544_1000.jpg)
12. Из основных эффектных моментов, которые удобно делать “в векторе”, можно отметить заклёпки и другой крепёж. Правда, на окрашенном самолёте они не видны со стороны. Исключение составляют неокрашенные машины, каких среди МиГ-29 не встречается. Векторная модель позволяет быстро менять элементам цвета, отключать и менять свойства слоёв и групп (при этом “вес”, например, приведённой модели 480Кб), поэтому сложно устоять от соблазна пофантазировать.
(2000x600)
![рисунок МиГ-29 изделие 9-13](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_vs/60095856/16793/16793_1000.jpg)
Оригинальный пост: http://dmitry-vs.livejournal.com/6196.html
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]