Как добывают уголь на Дальнем Востоке
Хрум-хрум. Черные пластинки под рифлеными подошвами высоких рабочих ботинок складываются с каждым шагом по-новому, издавая своеобразную мелодию, которую подхватывает гуляющий по карьеру ветер.
Только что прыжками я преодолел 50-ти метровый спуск по песку и глине, и вот под моими ногами - угольный пласт. В груди стучит сердце, а в голове вертится мысль. Почему этот уголь называют бурым, ведь хрустящие под ногами пластинки имеют радикально черный цвет? Не найдя ответа в органах чувств, этот вопрос я задаю своему спутнику, заместителю генерального директора по технической политике АО "Амурский Уголь" Алексею Викторовичу Инговатову.
Инговатов, мощный мужчина лет сорока пяти, проработавший в угольной промышленности два десятка лет, смотрит на меня с прищуром и улыбкой, словно учитель на первоклашку. "Если на свету присмотришься, увидишь, что на самом деле уголь темно-бурый, просто оттенок у него такой, матовый, что кажется черным". Смотрю на кусок угля, и, кажется, начинаю уже видеть.
В голове возникают картины из действительно далекого прошлого. Я представляю, как примерно 150 миллионов лет назад гигантский диплодок вертел своей семиметровой шеей, и пожирал крошечной головой высокий папоротник. То, что он не доел, превратилось с годами в этот кусочек угля под моими ногами. Раньше это был папоротник, а сейчас - топливо... Бурый уголь не зря называют энергетическим - низкая теплота сгорания (калорийность) и пониженное, по сравнению с каменным углем, содержание углерода, обеспечивает ему прекрасное горение (а в современных реалиях - и невысокую цену). Поэтому, исторически, именно бурый уголь сжигают в ТЭЦ и котельных по всему миру.
Согласно статистике, 68% всей электроэнергии в мире вырабатывается путем сжигания ископаемого топлива – торфа, угля, нефтепродуктов, газа. На угольную энергетику приходится около 40%, при этом в отдельных странах, например, в Китае - до 70%. В России зависимость от угля меньше - всего 13.5%, но статистика - штука хитрая. Большинство небольших котельных по всей стране работают именно на буром угле.
Уголь в Амурской области добывают с тридцатых годов прошлого века (подробнее об истории я писал в прошлом посте), и за годы работы технология отработана до мелочей. Сегодня в регионе действует два угольных разреза - "Северо-Восточный" (открытый в 1932 году) и сравнительно молодой "Ерковецкий", введенный в эксплуатацию в 1991 году. На этих разрезах, входящих в группу компаний "Русский Уголь", добывают бурый уголь марки 2БР - уголь бурый рядовой.
Так называемый открытый способ добычи, применяемый на разрезах, подразумевает, что угольный пласт залегает относительно неглубоко под землей (40-70 метров), что подтверждается данными геологоразведки, и добывать уголь тут можно с широким использованием средств механизации, в том числе, тяжелой техники.
Первый этап дОбычи (именно так, с ударением на первый слог) - вскрыша, то есть удаление породы, которая скрывает уголь. В данной местности достаточно мягкие грунты, глина и песок, что позволяет использовать так называемую бестранспортную вскрышу. При такой схеме работы используются шагающие экскаваторы-драглайны, которые при помощи огромных ковшей вычерпывают вскрышную породу, очищая угольный пласт.
Драглайном экскаватор называют потому, что ковш не жестко закреплен на стреле, а подвешен на стальных канатах, что позволяет экскаватору зачерпывать породу на десятки метров ниже себя.
На разрезах в Амурской области используются шагающие экскаваторы ЭШ-40/85, ЭШ-20/90, ЭШ-15/90, ЭШ-11/70, ЭШ-10/70, ЭШ 10/60.
Первая цифра означает объем ковша в кубометрах, вторая - длину стрелы в метрах. Подробнее об устройстве шагающих экскаваторов мы поговорим в следующем посте, ну а пока, скажу только, что экскаваторы работают на электричестве, а шагающий механизм помогает им самостоятельно перемещаться по разрезу, чтобы осуществлять вскрышу в разных местах. Работают экскаваторы практически бесшумно, но звуки, издаваемые натянутыми стальными канатами, напоминают рев динозавров.
Извлечённый грунт складывается в отвалы, из-за чего территория разреза имеет характерный лунный пейзаж.
Заброшенные отвалы в обязательном порядке рекультивируются, на них высаживают сосновый лес. Добыча угля открытым способом сравнительно безопасна по сравнению с шахтной добычей не только для людей, но и для экологии. Тем не менее, чистота воздуха, воды в водоемах и грунтовых водах постоянно контролируется различными государственными инстанциями.
Что же делать с угольным пластом, который обнажили гиганты-драглайны?
Для снижения себестоимости, на разрезах "Ерковецкий" и "Северо-Восточный" используется бестранспортная система отработки, что означает – на горных работах не применяется автотранспорт. Рельеф местности позволяет осуществлять вывоз готовой продукции до станции РЖД, прямо из забоев железнодорожным транспортом, используя тепловозную тягу.
Таким образом, прямо к месту работы заезжает локомотив, тянущий за собой думпкары (вагоны с механизмом опрокидывания) или обычные полувагоны.
.
Большой экскаватор (на разрезах работают как отечественные ЭКГ-5А, так и импортные Caterpillar) ковшом вгрызается в уголь и грузит его прямо в вагоны.
ё
Работа идет в две смены без остановки. Ночью процессы вскрыши и добычи выглядят особенно завораживающе, т. к. разрез освещён многочисленными прожекторами.
После загрузки состав отправляется на сортировочный участок. Уголь в вагонах имеет разную фракцию, а местами представляет из себя настоящие глыбы.
Вагоны по одному заезжают в огромный цех. Через решетчатые окна, расположенные на двадцатиметровой высоте, их раскрашивает косыми прямоугольниками свет.
Следующая операция выполняется машиной под названием ВБС - вагоноопрокидыватель боковой стационарный.
Зафиксировав вагон, монструозная конструкция начинает поворот, переворачивая вагон, как детскую формочку с песком.
Уголь падает в недра дробилки, где измельчается и сортируется.
На этом этапе происходит деление угля на два сорта - БПК (крупность-от 50 до 200мм) и 2БОМСШ (крупность- 0-50мм).
Уголь БСШ по конвейерной ленте подается непосредственно на Райчихинскую ГРЭС - старейшее генерирующее предприятие Амурской области.
ё
Уголь БПК также по конвейерам попадает в бункеры, откуда его отгружают либо в автотранспорт (для небольших предприятий и частных лиц), либо грузят непосредственно в полувагоны РЖД.
После этого происходит финальное взвешивание вагонов с углем, если необходимо - дополнительная догрузка вагонов.
При помощи специальной рамки кучка угля в вагоне приобретает правильную форму.
После прохождения этого этапа, вагон с углем цепляется к составу и отправляется туда, где его будут сжигать, чтобы получить тепло и электроэнергию.
Если основным потребителем угля с разреза Северо-Восточный является Райчихинская ГРЭС, где ежедневно потребляется 1400-1800 тонн продукта, то главными покупателями угля, добываемого на Ерковецком разрезе, являются Благовещенская ТЭЦ, а также предприятия ЖКХ со всей области.
Северо-Восточный разрез добывает в год около 1.1 млн тонн угля. Перспективный Ерковецкий скоро выйдет на отметку в 2.5 млн тонн. Как показывают геологические изыскания, при таком объеме выработки запасов угля тут хватит на несколько сотен лет. При любом политическом и экономическом прогнозе в Амурской области будет и работа, и тепло. А значит, и жизнь….
***
Есть вопросы? Пишите, постараюсь ответить сам, а также с помощью специалистов-угольщиков!
А в следующих публикациях мы подробнее поговорим про устройство и работу экскаваторов-драглайнов, а также о том, как чинят и обслуживают этих гигантов.
Взято: artemspec.livejournal.com