Гости с юга
03.10.2016 464 0 0 ochendaje

Гости с юга

---
0
В закладки


Согласитесь, подобную картину вы видели не раз. Но, в тоже время, наверняка, никогда не задумывались, сколько здесь можно увидеть фаллических символов? А ведь это только верхушка айсберга...

Имеет смысл увидеть картину полностью.

Свою главную иллюзию Ганс Гольбейн–младший изобразит через шесть лет, в 1539, подсунув улучшенное изображение герцогини Анны Клевской её будущему супругу Генриху VIII.



Союз с протестантами Германии был нужен Англии, как воздух, и Томас Кромвель, могущественный лорд–канцлер королевства, лично расписывал патрону достоинства перспективной фройляйн.



Охочий до женских прелестей король, понимая важность момента, подмахнул брачный договор не глядя, неожиданно заполучив в жены не трепетную лань, а "здоровенную фламандскую кобылу". Стоит ли говорить, что ни советник, ни даже художник невесту живьём до свадьбы не видели, положившись на досужие слухи и чужие портреты.

В знак протеста взбешённый Генрих саботировал первую брачную ночь. Через полгода брак аннулировали, добросердечную Анну нарекли "возлюбленной сестрой короля", Гольбейна слегка пожурили, а Кромвелю отрубили голову. Такая вот поучительная история.

Зато смуглых парней в богатых одеждах, чьи на удивление современные лица украшают картину, художник честно рисовал с натуры. Но не французскими посланниками, рыцарем Жаном де Дентивилем (слева) и молодым епископом Жоржем де Сельве (справа), богата его самая знаменитая дубовая доска, размером с хороший обеденный стол.

Хотя неугомонные фрейдисты и им нашли применение: дескать, бойкий джентльмен в мохнатой жилетке не просто так держит ножик в направлении печального служителя культа. И уж совсем неспроста кончик чёрного футляра от лютни, лежащий на полу, указывает на его филейную часть. А целая связка продольных флейт! Кругом фаллические знаки!

Но не суть: помимо сексуального подтекста и фактурных драпировок интерьер картины буквально нашпигован таинственными "артефактами", относящими нас к миру конспирологии, нумерологии и прочих премудростей.



Тут их целая этажерка, нижний ряд которой заполнен символами земных интересов наших героев: в центре глобуса родовое гнездо Дентивиля — Пализи; учебник по математике, отличное пособие для торговцев, соседствует с духовными гимнами Мартина Лютера; порванная струна лютни — кивок в сторону нестабильности государственной власти; флейты уже упоминались выше.



Верхний же ярус отдан небесным, научным пристрастиям просвещённых дипломатов. Для того, чтобы достоверно изобразить всё это техническое великолепие (астрономический глобус, чилиндер, квадрант, многогранные солнечные часы и торкветум) художник позаимствовал реквизит у своего земляка и приятеля придворного астронома Николауса Кратцера.



Даже рисунок пола вовлечён в процесс: сочетание геометрических фигур символизирует элементы мироздания: огонь, воздух, воду, землю. Подобный пол в стиле "косматеско" есть и в Вестминстерском аббатстве, и в Сикстинской капелле.



И разумеется, всё действо протекает под зорким взглядом Христа с маленького распятия в левом верхнем углу.



Невольно вспоминается "Меланхолия" Альбрехта Дюрера такая же заумная и ещё более многослойная, полная намёков, скрытых цитат и подобных уровней, соответствующих многообразию человеческих притязаний. Но кое в чём Гольбейну удалось переплюнуть "первую скрипку" немецкого Возрождения: странный предмет в ногах у бородатых молодцов, при "косом" взгляде справа, превращается в зловещий череп. Порождая чудо анаморфоза и тревожные мысли о неизбежном. Memento mori — все там будем...



Говорят, анаморфоз придумал сам Леонардо да Винчи. С этим сложно поспорить, других, более ранних, свидетельств нет. Все эти зашифрованные, математически выверенные изображения родились из учения о линейной геометрической перспективе другого выдающегося флорентийца Филиппо Брунеллески, подарившего в начале XV века миру изобразительного искусства глубину и объём.

Эпоха Маньеризма и Барокко, пришедшая на смену Реннесансу, с её неудержимой тягой ко всему странному и причудливому, а временами и уродливому, не могла пройти мимо такого яркого явления.



Со временем к прямым анаморфным иллюзиям, возникающим при определённом угле зрения, добавились зеркальные, проявляющиеся в цилиндрических (конических, призматических и пирамидальных) зеркалах.



При этом цели создания тайных картинок могли быть различными: от желания автора поморализировать на темы бренности земного, до попыток сокрытия крамольного, магического или непристойного (вплоть до софт–порно и какающих крестьян). В любом случае, для художника это отличная возможность подчеркнуть уровень мастерства и пропиарить своё имя. До сих пор мы имеем удовольствие наблюдать отголоски тех поисков в объёмных 3D творениях уличных гениев и современных волшебников.





Как не странно, ставший автором хрестоматийного примера анаморфоза Ганс Гольбейн–младший больше никогда не обращался к скрытой реальности. Хочется спросить: зачем он вообще прилепил этот череп к картине и так перегруженной деталями?



Автор: September66
Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7)уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]