За 7 лет до Чкалова: перелёт из Москвы в Соединённые Штаты в 1929 году
12.12.2019 5 441 0 +137 Agagrinn

За 7 лет до Чкалова: перелёт из Москвы в Соединённые Штаты в 1929 году

---
+137
В закладки
«Мягкую силу» можно зарабатывать по-разному. Сегодня это происходит через меценатство и гуманитарные миссии, а в «ревущие двадцатые» лучшим способом вызвать восхищение был невиданный и опасный авиаперелёт. Активно занимались этим и в СССР. Об одной из самых ранних и успешных попыток — в нашей статье.

За 7 лет до Чкалова: перелёт из Москвы в Соединённые Штаты в 1929 году «Страна, самолёт, Советов», километров, через, предстояло, пришлось, лететь, перелёт, Москвы, экипаж, погоды, лётчиков, самолёта, обратно, августа, крупным, только, второй, приходилось

Летающие рок-звёзды

Межвоенный период во многом был временем лётчиков. Они выполняли не просто нужную и опасную, но яркую и эффектную работу. И в случае, если удавалось совершить нечто первопроходческое, собирали стадионы восторженных толп по всем более-менее крупным населённым пунктам.

В двадцатые уже остались позади перелёты через Атлантику — как с промежуточными остановками, так и беспосадочные. Слава Линдберга, Бэрда, де Пинедо автоматически приносила очки их странам и нациям — и в Москве были вовсе не прочь тоже вызвать к себе бурю любви и обожания.

Чтобы сделать это, надо было превзойти уже прогремевшие достижения. Так и родился чрезвычайно сложный маршрут длиной больше 20 тысяч километров — грандиозный перелёт из Москвы в Нью-Йорк через весь Советский Союз, Тихий океан и Соединённые Штаты.

За 7 лет до Чкалова: перелёт из Москвы в Соединённые Штаты в 1929 году «Страна, самолёт, Советов», километров, через, предстояло, пришлось, лететь, перелёт, Москвы, экипаж, погоды, лётчиков, самолёта, обратно, августа, крупным, только, второй, приходилось

Лететь предстояло через малонаселённую местность, изобилующую стойкими туманами. На пути лётчиков ждало 23 посадки и более двух месяцев пути: пусть средняя скорость перелёта и колебалась в районе 150 километров в час, но приходилось много ждать — то погоды, то ремонта.

Словом, слетать предстояло не к бабушке в деревню, и ошибиться — как в самолёте, так и в экипаже — было нельзя.

«Страна Советов»

Что касается самолёта, выбор пал на туполевский АНТ-4, он же ТБ-1 — первый в мире цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. Просто взяли две лучшие машины, усилили кое-какие лонжероны, сняли вооружение, добавили топливных и масляных баков, внесли ещё несколько улучшений — и «рекордный» самолёт с дублёром были готовы.

Название подобрали соответствующее, яркое, звучное и отражающее происхождение как самолёта, так и пилотов — «Страна Советов».

Пилотировать машину с таким звучным именем в самом сложном перелёте в истории кому попало, разумеется, не доверили. Лётчик Шестаков и бортмеханик Фуфаев уже имели на своём счету перелёт из Москвы в Токио и обратно. Штурман Стерлигов летал на Р-1 из Москвы в Киев и обратно без карты, по одному лишь компасу. Наименее «заслуженным» был второй пилот Болотов, но он своё дело знал — и у него всё ещё было впереди. К тому же, он был из морской авиации, а лететь над морем предстояло долго.

За 7 лет до Чкалова: перелёт из Москвы в Соединённые Штаты в 1929 году «Страна, самолёт, Советов», километров, через, предстояло, пришлось, лететь, перелёт, Москвы, экипаж, погоды, лётчиков, самолёта, обратно, августа, крупным, только, второй, приходилось

Подготовка АНТ-4 «Страна Советов» к полёту

Команда подобралась опытная, отвечающая условиям задачи.

Внезапное фиаско

Первая попытка стартовала 8 августа 1929 года. За исключением единичного столкновения с крупным орлом, всё шло хорошо до Красноярска, где ещё на земле начались неприятности с одним из двигателей. Решить проблему удалось, но при попытках запустить мотор было израсходовано много горючего.

Кроме того, экипаж легкомысленно пропустил плановую посадку в Верхнеудинске, решив лететь прямо к следующей точке — Чите. Но туда удалось прибыть лишь ночью. Самолёт принялся блуждать, и саму Читу так и не нашёл. В результате кончилась бензин-бензольная смесь и пришлось садиться в тайге, в сотне километров от нужного аэродрома.

Возвращаясь в Москву, экипаж, должно быть, ожидал как минимум грандиозного нагоняя, но лётчикам дали шанс на реабилитацию. Раз уж подготовили второй самолёт, то летите, мол, на нём, а сдюжите — так победителей не судят.

Над матушкой-Россией

Реабилитироваться Шестаков и компания начали 23 августа. За провал пришлось расплачиваться — из-за сдвинувшегося графика световой день ощутимо сокращался, а об оптимальных погодных условиях, к которым приурочили прошлый старт, пришлось забыть. Но делать было нечего.

За 7 лет до Чкалова: перелёт из Москвы в Соединённые Штаты в 1929 году «Страна, самолёт, Советов», километров, через, предстояло, пришлось, лететь, перелёт, Москвы, экипаж, погоды, лётчиков, самолёта, обратно, августа, крупным, только, второй, приходилось

Впрочем, на этот раз всё шло хорошо. Только в Иркутске потеряли три дня на замену отказавшего незадолго до аэродрома мотора.

До Хабаровска долетели 3 сентября. Первый этап перелёта в 6805 километров был завершён.

Переобувание

Дальше лететь следовало по северной части Тихого океана — там на некоторых участках не то что самолёт, но и пароход не встретишь. Поэтому «Страну Советов» требовалось переделать в гидроплан, заменив колёса на поплавки.

Сделать это за пару часов было, конечно, невозможно. Для начала требовалось трактором, превозмогая бездорожье, дотащить самолёт с сухопутного аэродрома до Амура. Потом поставить поплавки, провести целый ряд лётных испытаний, дождаться приемлемой погоды и только потом лететь. Хабаровск «Страна Советов» покинула лишь 12 сентября.

Затем вылетели в Николаевск-на-Амуре, к побережью Охотского моря. Там пришлось целую неделю ждать хорошей погоды, но в итоге над самим морем всё равно вляпались в шторм. К счастью, всё обошлось.

За 7 лет до Чкалова: перелёт из Москвы в Соединённые Штаты в 1929 году «Страна, самолёт, Советов», километров, через, предстояло, пришлось, лететь, перелёт, Москвы, экипаж, погоды, лётчиков, самолёта, обратно, августа, крупным, только, второй, приходилось

Восемнадцатого сентября «Страна Советов» покинула Камчатку — лётчикам предстояло совершить сложнейший перелёт к острову Атту. Просто найти этот сравнительно небольшой кусок суши в туманах было маленьким подвигом. Но ещё сложнее было улететь оттуда — чтобы не напороться на рифы, взлетать следовало как можно быстрее. Но этому мешал сильный встречный ветер.

Облегчить самолёт было невозможно — с него и так сняли всё ненужное. Тогда решили пожертвовать двумя членами экипажа — Шестакова и Фуфаева принял на борт советский сторожевик, привёзший на Атту топливо для самолёта. Корабль тут же отправился в Америку, а облегчённый самолёт со вторым пилотом и штурманом успешно взлетел и взял курс на Аляску, где экипаж и воссоединился. Затем они вылетели в Сиэтл.

Правда, до него не дотянули — вновь отказал один из двигателей. Удалось приземлиться на небольшом озерце. Впереди лётчиков ждало увлекательное мотание по американской глуши в поисках телеграфа. После чего прошло десять дней, пока доставляли и ставили мотор. В Сиэтле сели только 13 октября — и потратили ещё пять дней на замену поплавков обратно на шасси и встречи с восторженными американцами.

За 7 лет до Чкалова: перелёт из Москвы в Соединённые Штаты в 1929 году «Страна, самолёт, Советов», километров, через, предстояло, пришлось, лететь, перелёт, Москвы, экипаж, погоды, лётчиков, самолёта, обратно, августа, крупным, только, второй, приходилось

Соединённые Штаты

Безбрежные просторы русской тайги и океанские воды были позади. Оставалась самая лёгкая часть пути — густонаселённые, изобилующие ориентирами США. От побережья до побережья «Страна Советов» добралась за каких-то 13 дней.

Теперь отвлекаться приходилось не на погоду, а на банкеты и торжественные встречи.

Финальной точки — Нью-Йорка — авиаторы достигли 1 ноября 1929 года. За неделю до этого там грохнулась фондовая биржа — Америка стремительно падала в пучину Великой депрессии. Но на грандиозности чествования советских авиаторов это не сказалось — все мероприятия были расписаны заранее. На торжествах присутствовал сам Линдберг — самый знаменитый лётчик Соединённых Штатов, несколькими годами ранее покоривший Атлантический океан.

За 7 лет до Чкалова: перелёт из Москвы в Соединённые Штаты в 1929 году «Страна, самолёт, Советов», километров, через, предстояло, пришлось, лететь, перелёт, Москвы, экипаж, погоды, лётчиков, самолёта, обратно, августа, крупным, только, второй, приходилось

Шестаков и «Страна Советов» в США

Грандиозный перелёт из Москвы в Нью-Йорк триумфально завершился.

Тимур Шерзад
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]