«Адские машины» русских. Мины изменили весь ход Крымской войны!
09.12.2019 3 436 0 +132 Agagrinn

«Адские машины» русских. Мины изменили весь ход Крымской войны!

---
+132
В закладки
Свое название Крымская война получила из-за того, что основные ее сражения разворачивались на Крымском полуострове вокруг Севастополя. Однако вооруженное противостояние России с Англией и Францией началось на севере Европы. И не исключено, что эта война могла бы стать Балтийской, если бы не совершенно новый вид оружия — морские мины.

«Адские машины» русских. Мины изменили весь ход Крымской войны! Якоби, парусных, пороха, Павел, Нобеля, фрегатов, чтобы, артиллерии, время, минами, Однако, которые, взять, могли, Котлина, Тогдато, форта, кораблей, линейных, Кронштадту

Вступив в марте 1854 года в войну с Россией, британцы и французы приступили к формированию эскадры, предназначенной для действий на Балтике- Перед отплытием в честь ее командующего Чарльза Нэпира был устроен банкет в элитном клубе. Тогда-то этот опытный адмирал и пообещал ни больше ни меньше как взять столицу Российской империи — Петербург.

Что у пьяного на языке?

Позже, впрочем, присутствовавшие на банкете оправдывались, что они выпили слишком много и хвастунишкой был кто-то другой рангом пониже. Но факт остается фактом: когда Нэпир отправлялся в поход, публика ждала от него именно захвата русской столицы и победоносного завершения войны.

У союзников было 11 винтовых и 15 парусных линейных кораблей, 32 пароходофрегата и 7 парусных фрегатов. У русских — 26 парусных линейных кораблей, 11 пароходофрегатов и 6 парусных фрегатов. И дело было не только в количественном, но и в качественном превосходстве союзников, поскольку парусные корабли не могли соперничать с винтовыми, точно так же как парусные фрегаты не являлись равными противниками для фрегатов на винтовой тяге.

Естественно, российское Адмиралтейство решило не выходить в море, держа свои суда в портах под прикрытием береговых батарей, и все равно перспектива вражеского прорыва вызывала тревогу. Тогда-то и вспомнили о минах.

Сделано в Китае

Прототип морской мины впервые был описан в XIV веке в военном трактате китайского артиллериста Цзяо Ю. О практическом использовании начиненных порохом герметично закупоренных деревянных ящиков известно из хроник XVI века, рассказывающих о борьбе с японскими пиратами. Тогда же китайцы создали и другой тип мин с длинным шнуром, дергая за который, сидевший на берегу воин приводил в действие высекавший искру замок с кремнем.

Дэвид Бушнелл во время Войны за независимость США (1775-1783 гг.) сконструировал мину в виде герметичной бочки с порохом, взрывавшейся при столкновении с вражеским судном. Однако до практического использования такие изобретения не доходили.

Главная проблема заключалась в том, как произвести взрыв в емкости, находившейся долгое время в воде. Здесь верный путь нащупал русский инженер Павел Шиллинг, создавший в 1812 году электрический взрыватель. Эстафету подхватили построивший в Петербурге свой завод швед Эммануэль Нобель и принявший русское подданство прусский инженер Мориц Герман (Борис Семенович) Якоби.

Мина Якоби, соединенная с берегом шнуром, взрывалась после того, как гальванер получал сигнал наблюдателя и замыкал контакты. В ходе испытаний 1840 года в трех верстах от мыса Лисий Нос была затоплена старая баржа. Однако дальнейшие работы по гальваническим минам велись ни шатко ни валко.

Фиаско адмирала Нэпира

Только в январе 1854 года, узнав о том, что британцы формируют свою эскадру, Николай I приказал Якоби «приступить немедленно и секретно… к приготовлению мин для постановки». Инженер доработал прежнюю конструкцию, которая теперь представляла собой деревянный бочонок с помещенным в него цилиндром из листового железа (высотой 71 и диаметром 53 сантиметра) с 10-14 килограммами пороха. Также Борис Семенович составил схему минных заграждений, практически намертво перекрывавших противнику доступ к Кронштадту. Но в ней была одна беда — мин не хватало. Тогда-то перед морским ведомством и вынырнул шведский заводчик Нобель, который, чувствуя конъюнктуру, предложил в короткий срок представить 400 мин собственной конструкции.

В отличие от изделий Якоби, его мины взрывались не от электрического сигнала, а от соприкосновения с корпусом вражеского судна. Конструкция представляла собой перевернутый вниз конус из листового железа, заполненный в нижней части 4,5 килограмма пороха. В крышку вставлялось запальное устройство, состоявшее из стеклянной ампулы с серной кислотой. При ударе о корпус судна ампула разбивалась, что приводило к взрыву.

В конце апреля 1854 года между фортами Александр I и Павел I было выставлено первое заграждение из 105 мин Якоби. Спустя пару недель — еще 60 мин, соединенные кабелем с гаванью в Кронштадте, перекрыли проход между фортами Петр I и Кроншлот.

Союзники в это время прощупывали побережье Финляндии и топили купеческие суда. Поторопись они к Петербургу, возможно, им бы удалось найти лазейку, чтобы прорваться к русской столице. Но во второй половине июня с завода «Нобель и сыновья» доставили 292 мины, которые установили южнее форта Павел I и у западной оконечности острова Котлин. Находились они вне зоны действия крепостной артиллерии, и на случай, если бы противник занялся их вылавливанием, задействовали канонерские лодки, которые в рекордные сроки были построены стараниями будущего основателя Путиловского завода Николая Путилова. Еще одно заграждение (152 мины) протянулось от Котлина к Лисьему Носу.

Когда 24 июня союзная эскадра подошла к Котлину, Нэпир был впечатлен минами в еще большей степени, нежели артиллерией Кронштадта. В донесении он назвал новое русское оружие «адскими машинами» и, придя к выводу, что ему ничего не светит, снова двинулся к берегам Финляндии.

В августе благодаря превосходству в артиллерии союзникам удалось взять крепость Бомарзунд на Аландских островах, что дало возможность с видом победителей свернуть балтийскую экспедицию.

Однако в Англии на Нэпира обрушился шквал критики, вынудивший его встать в позу обиженного и подать в отставку. Осознав невозможность взять Петербург, союзники перенесли основные усилия на Черное море, но отправить свои эскадры на Балтику решили в следующем, 1855 году, чтобы оттянуть хотя бы часть сил, которые русские могли послать к Севастополю.

Первые жертвы

Русские к новой кампании на Балтике тоже успели подготовиться. Якоби сконструировал новую модель в форяме куба из листовой меди и с зарядом в 26-28 килограммов пороха. Но выставляли в марте 1855 года то, что имелось в наличии, а именно мины Нобеля: 158 штук — для защиты правого фланга форта Александр 1,217 — на левом фланге форта Павел I, 272 — к северу от Котлина.

В начале мая к югу от Котлина в четыре ряда поставили 200 мин Якоби, а на левом фланге добавили 54 мины Нобеля. И наконец, участок к северу от Котлина до Лисьего Носа перекрыли 246 минами Нобеля и 97 минами Якоби. Подступы к Кронштадту оказались нашпигованы минными заграждениями, находящимися под прикрытием береговой и корабельной артиллерии. Тралить их в таких условиях не было никакой возможности, да союзники особо и не пытались. За обе кампании их улов составил всего 70 таких «адских машин», что, конечно, ничего не решало.

20 июня на минах Нобеля подорвались британские пароходофрегат «Merlin» и пароход «Firefly». Следующими жертвами стали пароходы «Volture» и «Bulldog». Повреждения были незначительными, да и какой вред могли причинить судам заряды пороха в 10 фунтов? Но и без того психологический эффект оказался настолько сильным, что желание красоваться перед петербургскими дамами у англо-французов пропало.

Русские же, чтобы усилить эффект, 22 июня возле Толбухина маяка прямо на виду у противника осуществили постановку еще дюжины мин Якоби. Союзная эскадра после этого подняла паруса и отправилась к побережью Финляндии. Здесь лавров англо-французы тоже не снискали, но береговая артиллерия была, во всяком случае, противником привычным и не таким устрашающим, как эти смертоносные «адские машины».
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]