"Очи" русской избы: окна и их обрамление
---
Продолжая тему старинного деревянного дома ("Русская изба: как что называлось" и "Русская изба: как что называлось. Продолжение"), нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.
Томск, 19-й век
Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.
Старинное слюдяное окно
Неплохо видна "прозрачность" слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато
Волоковое окно с решеткой
Двойное волоковое окно - тоже с решеткой, но не из прутка, а из полосы с соединением заклепками
В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.
Конструкция волокового окна
Другой вариант - заслонка двигается снизу вверх
Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.
Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание - наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой
Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.
Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».
Простое косящатое окно с одной ставней
Ставня составная, с поперечным крепежом и коваными петлями
С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы ???? Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.


Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.


О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:
Варианты обрамления
То же, но немного иначе
· наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);


· больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;

Интересно, что вместо обычных наличников - симметричные резные фигуры
А здесь общая подоконная доска, точнее "подзоры", и отдельные "очелья"
· если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга;
Три окна - "красное" посредине, уменьшенные "косящатые" по бокам
· помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно;

· ставни должны были иметь высокую прочность, и при этом не изгибаться под действием влаги и солнца (как часто случается с цельной доской). Поэтому их обычно делали филенчатыми;
Простые филенчатые ставни
Тоже филенчатые, но уже с резьбой
Иногда вместо ставен делали ряд вертикальных одинаковых резных элементов
· как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя.


Напоследок напоминаем: это не последний материал на тему старинной русской архитектуры! Следите за публикациями канала!

Томск, 19-й векПривычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.
Старинное слюдяное окно
Неплохо видна "прозрачность" слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато
Волоковое окно с решеткой
Двойное волоковое окно - тоже с решеткой, но не из прутка, а из полосы с соединением заклепкамиВ жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.
Конструкция волокового окна
Другой вариант - заслонка двигается снизу вверхЧто интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.
Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание - наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбойСлуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.
Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».
Простое косящатое окно с одной ставней
Ставня составная, с поперечным крепежом и коваными петлямиС появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы ???? Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.


Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.


О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:
Варианты обрамления
То же, но немного иначе· наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);


· больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;

Интересно, что вместо обычных наличников - симметричные резные фигуры
А здесь общая подоконная доска, точнее "подзоры", и отдельные "очелья"· если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга;
Три окна - "красное" посредине, уменьшенные "косящатые" по бокам· помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно;

· ставни должны были иметь высокую прочность, и при этом не изгибаться под действием влаги и солнца (как часто случается с цельной доской). Поэтому их обычно делали филенчатыми;
Простые филенчатые ставни
Тоже филенчатые, но уже с резьбой
Иногда вместо ставен делали ряд вертикальных одинаковых резных элементов· как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя.


Напоследок напоминаем: это не последний материал на тему старинной русской архитектуры! Следите за публикациями канала!

Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]