"Очи" русской избы: окна и их обрамление
---
Продолжая тему старинного деревянного дома ("Русская изба: как что называлось" и "Русская изба: как что называлось. Продолжение"), нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.
Томск, 19-й век
Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.
Старинное слюдяное окно
Неплохо видна "прозрачность" слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато
Волоковое окно с решеткой
Двойное волоковое окно - тоже с решеткой, но не из прутка, а из полосы с соединением заклепками
В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.
Конструкция волокового окна
Другой вариант - заслонка двигается снизу вверх
Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.
Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание - наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой
Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.
Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».
Простое косящатое окно с одной ставней
Ставня составная, с поперечным крепежом и коваными петлями
С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы 😊 Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.
Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.
О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:
Варианты обрамления
То же, но немного иначе
· наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);
· больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;
Интересно, что вместо обычных наличников - симметричные резные фигуры
А здесь общая подоконная доска, точнее "подзоры", и отдельные "очелья"
· если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга;
Три окна - "красное" посредине, уменьшенные "косящатые" по бокам
· помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно;
· ставни должны были иметь высокую прочность, и при этом не изгибаться под действием влаги и солнца (как часто случается с цельной доской). Поэтому их обычно делали филенчатыми;
Простые филенчатые ставни
Тоже филенчатые, но уже с резьбой
Иногда вместо ставен делали ряд вертикальных одинаковых резных элементов
· как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя.
Напоследок напоминаем: это не последний материал на тему старинной русской архитектуры! Следите за публикациями канала!
Томск, 19-й век
Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.
Старинное слюдяное окно
Неплохо видна "прозрачность" слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато
Волоковое окно с решеткой
Двойное волоковое окно - тоже с решеткой, но не из прутка, а из полосы с соединением заклепками
В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.
Конструкция волокового окна
Другой вариант - заслонка двигается снизу вверх
Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.
Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание - наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой
Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.
Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».
Простое косящатое окно с одной ставней
Ставня составная, с поперечным крепежом и коваными петлями
С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы 😊 Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.
Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.
О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:
Варианты обрамления
То же, но немного иначе
· наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);
· больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;
Интересно, что вместо обычных наличников - симметричные резные фигуры
А здесь общая подоконная доска, точнее "подзоры", и отдельные "очелья"
· если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга;
Три окна - "красное" посредине, уменьшенные "косящатые" по бокам
· помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно;
· ставни должны были иметь высокую прочность, и при этом не изгибаться под действием влаги и солнца (как часто случается с цельной доской). Поэтому их обычно делали филенчатыми;
Простые филенчатые ставни
Тоже филенчатые, но уже с резьбой
Иногда вместо ставен делали ряд вертикальных одинаковых резных элементов
· как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя.
Напоследок напоминаем: это не последний материал на тему старинной русской архитектуры! Следите за публикациями канала!
Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]