Человеческие зоопарки: постыдные развлечения европейцев XIX века
---
Традиционно считается, что в клетках и зверинцах обитают животные. Но совсем недавно компанию им составляли представители разных примитивных народов типа бушменов. Впрочем, не бушменами едиными: в клетку еще совсем недавно сажали и куда более развитых нубийцев, эскимосов и зулусов. Такие зоопарки, начиненные людьми, были крайне популярными в Европе.
Популярность таких экспозиций была просто колоссальной. В ту пору набрала обороты теория Дарвина, одним из ответвлений которой стал отвергнутый ныне социал-дарвинизм. Параллельно с ним развилось несколько паранаучных толкований теории эволюции, единственной целью которых стала лесть цивилизованным людям, самомнение которых стремились потешить, демонстрируя очередное «переходное» звено, в качестве которого выставляли то негров, то австралоидов.
Устраивались такие зоопарки почти по всем крупным городам: важнейшие центры цивилизации не смоли устоять перед этим искушением. Не стал исключением и Санкт-Петербург, так что не только европейцы считали нормой держать людей в клетке. Аншлаги были гарантированы! Достаточно сказать, что т. н. «деревню негров» в Париже посетило около 28 млн. человек!
Основная идея была такова: показать людям переходное звено между обезьяной и человеком. В качестве последнего, разумеется, подавались посетители, даже если это были парижские бомжи. При этом «экспонаты» в большинстве случаев вывозили с их родины принуждением или обманом. Далее таким же обманом эксплуатировали.
Чтобы картина была красочнее, создавали аутентичные деревни и даже моделировали социальную организацию с вождями и воинами. Кстати, поскольку руководство человеческих зоопарков далеко не всегда понимало, как именно были устроены племена, то «экспонаты» нередко сами помогали им вникнуть в суть дела, рассказывая, как все обстоит на самом деле.
Популярность зоопарков подобного рода захватила весь конец XIX и начало ХХ века. Такие «деревни» с удовольствием посещали даже главы государств. Параллельно с этим работали первые антропологи, которые замеряли показатели черепа, пигментацию и все, что можно было зафиксировать. Ну, хоть какой-то толк от этого был. Правда, по окончании всех замеров, выдавался документ, но не самому аборигену, а его владельцу. В нем говорилось, что его имущество – не поддельный, а настоящий дикарь.
И лишь в середине ХХ века такие зоопарки исчезли. А до той поры они были излюбленным местом для прогулок цивилизованных людей. И только после Второй Мировой войны до людей стало доходить, что такие развлечения ничуть не лучше, чем фантазии Адольфа Алоизыча. Впрочем, такая дикость не так уж удивительна, в свете того, что парижане конца позапрошлого века обожали назначать свидания в моргах.
Вот пишу это и думаю: а что скажут о нас наши потомки, когда будут читать, о том, что мы считали нормальным держать в клетках животных только на том основании, что они не люди? Нет, все-таки критерии нормального слишком размыты, однако, осознав это, я однажды утратил способность радоваться, глядя на запертую в клетке птицу.
Популярность таких экспозиций была просто колоссальной. В ту пору набрала обороты теория Дарвина, одним из ответвлений которой стал отвергнутый ныне социал-дарвинизм. Параллельно с ним развилось несколько паранаучных толкований теории эволюции, единственной целью которых стала лесть цивилизованным людям, самомнение которых стремились потешить, демонстрируя очередное «переходное» звено, в качестве которого выставляли то негров, то австралоидов.
Устраивались такие зоопарки почти по всем крупным городам: важнейшие центры цивилизации не смоли устоять перед этим искушением. Не стал исключением и Санкт-Петербург, так что не только европейцы считали нормой держать людей в клетке. Аншлаги были гарантированы! Достаточно сказать, что т. н. «деревню негров» в Париже посетило около 28 млн. человек!
Основная идея была такова: показать людям переходное звено между обезьяной и человеком. В качестве последнего, разумеется, подавались посетители, даже если это были парижские бомжи. При этом «экспонаты» в большинстве случаев вывозили с их родины принуждением или обманом. Далее таким же обманом эксплуатировали.
Чтобы картина была красочнее, создавали аутентичные деревни и даже моделировали социальную организацию с вождями и воинами. Кстати, поскольку руководство человеческих зоопарков далеко не всегда понимало, как именно были устроены племена, то «экспонаты» нередко сами помогали им вникнуть в суть дела, рассказывая, как все обстоит на самом деле.
Популярность зоопарков подобного рода захватила весь конец XIX и начало ХХ века. Такие «деревни» с удовольствием посещали даже главы государств. Параллельно с этим работали первые антропологи, которые замеряли показатели черепа, пигментацию и все, что можно было зафиксировать. Ну, хоть какой-то толк от этого был. Правда, по окончании всех замеров, выдавался документ, но не самому аборигену, а его владельцу. В нем говорилось, что его имущество – не поддельный, а настоящий дикарь.
И лишь в середине ХХ века такие зоопарки исчезли. А до той поры они были излюбленным местом для прогулок цивилизованных людей. И только после Второй Мировой войны до людей стало доходить, что такие развлечения ничуть не лучше, чем фантазии Адольфа Алоизыча. Впрочем, такая дикость не так уж удивительна, в свете того, что парижане конца позапрошлого века обожали назначать свидания в моргах.
Вот пишу это и думаю: а что скажут о нас наши потомки, когда будут читать, о том, что мы считали нормальным держать в клетках животных только на том основании, что они не люди? Нет, все-таки критерии нормального слишком размыты, однако, осознав это, я однажды утратил способность радоваться, глядя на запертую в клетке птицу.
Источник: extremal.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]