Удар «Кометы»: как первая советская крылатая ракета удивила создателей
21.11.2019 4 967 0 +148 Bubandis

Удар «Кометы»: как первая советская крылатая ракета удивила создателей

---
+148
В закладки
Удар «Кометы»: как первая советская крылатая ракета удивила создателей «Комета», километров, «Кометы», Кавказ», испытания, «Красный, ракетного, ракет, создать, около, самолетаснаряда, Берии, скорость, после, проекта, комплекса, корабль, Сергей, Берия, месте


21 ноября 1952 года в акватории близ Феодосии пошел ко дну крейсер «Красный Кавказ», на счету которого было более 60 боевых походов. Легендарное судно разломилось пополам в результате удара первой отечественной серийной противокорабельной крылатой ракеты воздушного базирования КС-1 «Комета» — одного из прообразов современных крылатых ракет. Фото: davidelit / wikimedia.org

Работы над «самолетом-снарядом» начались пятью годами ранее в Специальном бюро №1 НКВД. Аббревиатура учреждения СБ-1 случайным образом совпала с инициалами Сергея (Серго) Берии, сына Лаврентия Берии. Именно его дипломная работа, защищенная с отличием в Ленинградской Военной академии связи имени Буденного, стала основой проекта будущего ракетного комплекса, инновационного для СССР того периода.

23-летний Сергей Берия был назначен в бюро заместителем начальника, а пост руководителя и главного конструктора занял доктор технических наук Павел Николаевич Куксенко.

На первых этапах к работе в СБ-1 привлекались немецкие специалисты — некоторые из них были военнопленными, другие добровольно переехали в Советский Союз. Был также и «спецконтингент» — заключенные, в числе которых, к примеру, известный математик член-корреспондент Академии наук СССР Николай Кошляков.

Конструкторам предстояло создать «самолет-снаряд» на базе ракет 10Х и 14Х, разработанных в КБ Владимира Челомея. К слову, проектирование «Кометы» шло по необычному пути — сначала была придумана система управления, и уже под нее подбирали варианты ракеты.

Стоит отметить, что под шифром «Комета-1» (К-1) шла разработка бортовой РЛС самолета-носителя, обозначение «Комета-2» (К-2) получила головка самонаведения, а сама ракета имела шифр «Комета-3».

На опытном варианте «Кометы-3» 14Х К-1 установили пульсирующий двигатель Д-6. Однако он не мог обеспечить необходимую скорость, и от его применения было решено отказаться.

К разработке было подключено ОКБ-155 под руководством Анастаса Микояна, и в ноябре 1949 года был представлен новый эскизный проект самолета-снаряда — его корпус внешне напоминал уменьшенную копию истребителя МиГ-15, в котором на месте кабины пилота размещались отсек аппаратуры системы управления и фугасно-кумулятивная боевая часть. На этой версии «Кометы» устанавливались турбореактивные двигатели РД-500 К. Это был окончательный выбор.

Чтобы ускорить испытания новейшего для той поры оружия, четыре опытных образца самолета-снаряда сделали пилотируемыми. Их обозначили «Изделия СДК» — «самолет-дублер «Комета». Кабину пилота расположили на месте боевой части. Скорость полета для того времени была необыкновенной — на высоте трех километров «Комета» развивала около 1060 километров в час, посадочная скорость составляла 270-290 километров в час.

Самолетом-носителем был выбран Ту-4. Испытания «Кометы» проводились у берегов Крыма между Керчью и Феодосией.

4 января 1951 года первый полет на изделии СДК совершил легендарный летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Всего на самолете-снаряде группой из четырех летчиков было выполнено около 150 пилотируемых полетов.

Главное испытание было намечено на ноябрь 1952 года. Отошедшая от носителя «Комета» должна была ударить по обращенному в мишень крейсеру «Красный Кавказ». Топить ценный корабль никто не собирался, поэтому ракета имела боевую часть с инертным снаряжением.

Судно расположили на территории полигона «Песчаная Балка» в 20 километрах от берега. «Комета» была запущена из района мыса Меганом на расстоянии 80-85 километров от цели.

Результаты стрельбы превзошли ожидания разработчиков. Двухтонный самолет-снаряд на околозвуковой скорости насквозь прошил борта крейсера. Последовавший взрыв боевой части, несмотря на инертное снаряжение, буквально разломил корабль пополам.

До сих пор остается неизвестным, был ли пробит главный 100-миллиметровый бронепояс «Красного Кавказа». Но факт остается фактом — через 12 минут после попадания «Кометы» судно водоизмещением более семи тысяч тонн затонуло.

Впоследствии Сергей Берия сравнивал с действием ракеты первые испытания атомной бомбы, свидетелем которых он был: «Впечатление, безусловно, сильное, но не потрясающее. На меня, скажем, гораздо большее впечатление произвели испытания нашего снаряда, который буквально прошил крейсер «Красный Кавказ». В один борт корабля вошел, из другого вышел».

На вооружение комплекс «Комета» официально был принят в 1953 году. Годом позже на его основе было решено создать еще две модификации — корабельный комплекс для крейсеров проекта 67 и береговой — «Стрела». От первого после создания опытного образца отказались, а для второго в скором времени было начато строительство первого в мире подземного ракетного комплекса.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]