Последний бой Магомета Гаджиева
---
События развивались следующим образом. 29 апреля 1942 года «К-23» отправилась из Полярного в боевой поход. Старшим на борту корабля в море вышел командир дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга Магомет Имадутдинович Гаджиев. Субмарина должна была патрулировать в районе Оксе-фьорда к западу от Нордкапа. Параллельно с этим «К-23» получила задание осуществить поиск пропавшей без вести подводной лодки «Щ-401» в районе Танафьорд – мыс Нордкин. С 29 апреля по 8 мая «К-23» искала пропавшую без вести подлодку, после чего доложила в штаб, что поиски результатов не дали, и направилась в район патрулирования. С 8 по 12 мая лодка находилась в районе поиска и на связь не выходила. Противник обнаружен не был. 12 мая 1942 года «К-23» атаковала конвой противника в составе транспортов «Карл Леонгард» и «Эмеланд» в охранении сторожевых кораблей «V-6106», «V-6107» «V-6108» и охотников за подводными лодками «Uj-1101», «Uj-1109» и «Uj-1110». Одна из торпед шла по поверхности, а в конце дистанции всплыла. Вражеские корабли застопорили ход и приступили к подъему торпеды из воды. Вдруг «К-23» неожиданно поднялась на поверхность и открыла артиллерийский огонь по кораблям эскорта конвоя, на что те так же ответили огнем из 88-миллиметровых орудий, выпустив в общей сложности более 200 снарядов. Лодка получила попадания и попыталась уйти, но подверглась атаке самолета Ju-88, погрузилась, а охотники начали поиск и преследование субмарины, которое длилось более 3-х часов.
После отрыва от преследования «К-23» дала радиограмму: «... транспорт торпедами... два сторожевых корабля артиллерией уничтожены... квадрат... курс Ост... имею повреждения от стрельбы...». Скорее всего, это значило, что в ходе атаки субмарина потопила один из транспортов торпедами, после чего интенсивно преследовалась и имела артиллерийский бой, из которого вышла. Качество передачи было очень плохим с большими искажениями, вызванными повреждениями, как самой лодочной радиостанции, так и повреждением лодочных радиоантенн. Больше радиограмм с «К-23» не было, но осуществлялся радиоперехват сообщений противника.
Командование дало «добро» на возвращение в базу. Сделать это помешали «юнкерсы» 30-й бомбардировочной эскадры врага, до вечера кружившие над морем и не дававшие «катюше» уйти от преследователей. Около шестнадцати часов один из самолетов обстрелял лодку, и она погрузилась. Наступивший в Арктике полярный день стал союзником врага. По мазутному следу шли охотники 11-й противолодочной флотилии немцев, сбросившие в общей сложности 90 глубинных бомб. Вечером в один из заходов «Uj-1109» добился попадания. «К-23» затонула в районе Нордкапа – в квадрате АС4952. На месте гибели всплыли около шестидесяти различных предметов разрушения. Вместе с кораблем погиб и его экипаж - 71 человек. Плену подводники предпочли океанскую могилу.
23 октября 1942 года капитану 2 ранга Магомету Имадутдиновичу Гаджиеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Он – единственный подводник на севере, отмеченный этой наградой посмертно.
Магомет Имадутдинович Гаджиев.
Спасибо
Источник: zagopod.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]